• Авторизация


Погребение у вятичей... 29-08-2006 20:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Обряд погребения Вятичей VIII - XI веков – трупосожжение умершего, с помещением праха в сосуды-урны, которые устанавливали в небольшую ямку, насыпали сверху курган (хотя отмечены и безкурганные захоронения). Судя по летописям, обряд сжигания умершего продержался у вятичей до XI – XII века. '

' А кто умрет – пишет летописец – творят тризну над ним и затем делают краду большую, и на краде сжигают, а затем, собрав кости в посудину малую и ставят на столпе на путях – это творят вятичи и поныне''.

По Рыбакову, столпами называли надмогильные срубные домики , т-е прах помещали не только в курганы, но и в деревянные домики ''избы смерти''.

Большая часть Вятических курганов содержит по несколько погребальных урн. Вокруг курганной насыпи устраивалась кольцевая канавка с оградкой из столбиков. При трупосожжении погребальный инвентарь встречается редко – обычно сохраняются только металлические детали украшений и одежды.

Второй тип курганов Вятичей – когда глиняные урны с прахом помещали в специальное сооружение – деревянный ящик или сруб, ориентированный по сторонам света.

Часто урны с прахом засыпались остатками погребального костра.

В Тульской области под насыпью одного из курганов на кострище был обнаружен не полностью сгоревший костяк человека, головой на запад – очевидно именно так ориентировали умершего, когда сжигали на краде.

В XI – XII веке, в связи с запретами христианства на трупосожжение, в землях Вятичей распространяется обычай хоронить умершего в кургане без кремации – курганный обряд с трупоположением дожил у Вятичей до конца XIII – начала XIV века.

Курганы XI – XIII века располагались группами от 5 до 40 насыпей, на высоких берегах рек, неподалеку от славянских поселений.

В таких курганах встречаются иногда элементы христианства-крестики например – но это говорит лишь о начале проникновения новой религии в вятическую среду. В остальном обряд оставался языческим – умершего клали головой на запад, на спине, с вытянутыми руками, помещали рядом сосуды с пищей, орудия труда и различные дары.

Над курганной насыпью по прежнему возжигали костер – краду. Изредка встречается обряд обкладывания кургана валунами. Иногда находят следы жертвоприношений животных – телят, свиней, баранов, кур (хотя по своему происхождению обряд жертвоприношения животных с умершим является фино-угорским).

Археологическая культура Вятичей носит название Ромено – Борщевской, ибо она очень близка Роменской культуре племени Северян, живших юго-западнее. Северяне соседствовали с Вятичами, но этнически включали в себя существенный ирано-язычный субстрат, о чем говорит даже название племени – Северяне – Сиверцы -сивер –от иранского ''черный''. Борщевская археологическая культура – это славяне, жившие на Дону, юго-восточные соседи Вятичей. Их племенное название летописи не сохранили, т.к. уже в X веке они ушли с Дона из-за угрозы кочевников, переселяясь в Рязанские земли и частично на территорию вятичей Орловщины.

Интересен еще один факт : ареал расселения вятичей по Орловщине совпадает с большим количеством названий деревень типа Домагощь, Радогощь, Радовище – возможно, это связано с культом Радогоста, привнесенного Вятичами от западных славян.


Литература:

Т.Н. Никольская. Культура племен бассейна верхней Оки в I тыс. н.э. Москва. 1959.
Т.Н. Никольская. Земля Вятичей. Москва, изд. Наука. 1981.
Археология СССР/ В.В. Седов. Восточные славяне VI-XIII век. Москва. 1982.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Погребение у вятичей... | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»