Ящер...
25-08-2006 23:26
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Академик Рыбаков Б. А. в "Язычестве древней Руси" пишет о Волхове: "...славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно—подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону".
Следами обитания "русских крокодилов" остаются топонимы многих озер и рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря. Там же Ящера рассматривали как отца или самого Волхова.
Агент английской торговой компании по имени Джером Гарсей. свидетельствует в 1589 году: "Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилась такое зловоние, что я был им отравлен, и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что быстро поправился."
Свидетельство австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, бывавшего у нас в 1517 и в 1526 годах:
Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их
историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого
скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми
звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях
Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя
дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие
ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) в
длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с
каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим
к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было
плохо накормлено».
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем
нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные),
весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким
образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий
нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и
священные животные все же не дожили до наших дней9 Скорее всего, именно
поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к
летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI—XVI веках в
северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер,
безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить
людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного
было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только
один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и
одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры
именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые
речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты
означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор.
Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо,
расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за
хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в
этом направлении.
Может показаться, что русские ящеры окончательно исчезли по мере наступления новых веков, но это не так: "Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийскорго Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином..." Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым.
________________
Довесок о почитании аналогичных существ в Литве
Гивойте
— священные змеи в языческой Литве. О них упоминает Ласицкий. Стрыйковский рассказывает, что он видел подземелье под главным алтарем в виленской кафедральной црк., где в языческие времена держали и кормили священных змей. Г. — символ вечности, так как прежде думали, что змеи не умирают и, сбрасывая каждый год свою прежнюю шкуру, вместе с тем молодеют, возрождаются.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote