• Авторизация


К вопросу о причинах возрождения интереса к русскому язычеству в современной России 27-05-2006 19:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Смена политического курса государства в середине 80-х годов минувшего века породила лавинообразный процесс возрождения и даже гипертрофизации национального самосознания народов России. Всплеск интереса к национальной истории и культуре во всех ипостасях стал следствием потери людьми единых идеалов советского общества, основанного на наднациональной идеологии. Поиск новых ценностных ориентиров и объединяющих общество идей не мог не привести к обращению к национальным корням, поскольку иной жизнеспособной идеологии на тот момент не было.

 

Этот процесс наиболее ярко подчеркнул особое положение русского народа на территории, занимаемой ранее Советским Союзом, поскольку именно русские, играя роль связующего звена в многонациональном государстве, выступили основой городского населения, в значительной степени ослабившего, а то и разорвавшего связь с традиционным образом жизни. Русские стали в какой-то мере заложниками своей объединительной роли. Все недостатки советской и дореволюционной имперской национальной политики автоматически ставились им в вину.

В то же время русскому народу в силу его раздробленности и неоднородности было гораздо сложнее, чем другим народам России, объединиться вокруг национальной идеи. А ослабление его позиций на международной арене, характерное для последнего времени, не могло не сказаться отрицательно на самомнении и национальном самосознании русских. Самомнение любого народа, тем более долгое время несущего цивилизаторскую функцию, проявляется по-разному в отношении к разным народам. В данном случае имеется в виду отношение к народам – носителям западной культуры. Это, естественно, породило ответную реакцию — ведь народ с низким самосознанием, неминуемо подпадая под ассимилирующее влияние более сильных культур, не может и существовать. Русская нация с некоторым запозданием, по сравнению с другими российскими народами, вступила на путь национального пробуждения.

 

Девяностые годы  ХХ века ознаменовались издательским бумом, порожденным пробуждением национального самосознания. Резко вырос спрос на историческую литературу. Большими тиражами расходились репринтные издания дореволюционных историков, небывало увеличилась доля историко-публицистических статей в газетах и журналах. На эти же годы приходится пик популярности фольклористики, возрос интерес и к национальной культуре. Люди, не имея великого настоящего, начали искать великое прошлое [см. также: Гайдуков А.В. Роль исторической беллетристики в формировании языческого мировоззрения у россиян // Герценовские чтения 1998: Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. 237-239].

 

Надо отметить, что академическая историческая наука дает недостаточно поводов считать русский народ исключительным. У него далеко не самая древняя история, тем более на всем ее протяжении русские постоянно заимствуют чужие культурные ценности во многих областях, начиная с государственности и заканчивая религией. Это стало предметом серьезных политических, идеологических спекуляций в международном масштабе, аргументом в доказательстве неспособности русского народа решать национальные проблемы собственными силами.

 

Как результат – и в научной, и в популяризаторской литературе в рамках описываемого нами процесса появилась тенденция пересмотра устоявшихся исторических концепций. Новый взгляд на уже известные источники диктовался необходимостью доказательства существования у России великого прошлого. Основным направлением исследований стало обращение к догосударственной истории русских. Тем более что скудость сведений источников позволяет трактовать ее прямо противоположно ныне существующей общепринятой точке зрения.

 

Таким образом, мы видим единый процесс национального пробуждения русских. При этом возрастание этнического самосознания, направленного на возрождение русской национальной культуры, характерно сегодня для самых разных слоев общества и проявляется в самых разных формах [см.: Меранвильд В.Б. Славяно-горицкое движение как одна из форм возрождения русской национальной культуры: Монография. Йошкар-Ола, 2004].

 

Особо интересен культурно-религиозный аспект данной темы. Он не ограничивается, как логично было бы предположить, влиянием Русской православной церкви, несмотря на то, что с ней связаны более тысячи последних лет русской истории. У православия в возрождении русской национальной культуры появился оппонент, начавший оспаривать ведущее место в духовном аспекте этого процесса. Это воссоздающееся русское язычество.

 

Несмотря на немногочисленность современных русских языческих общин по сравнению с количеством приходов православных церквей, влияние русского язычества в сфере культуры сегодня достаточно велико и касается практически всех ее аспектов [см. в этом сборнике: Исакова К.Н. Особенности неоязыческой группы как досугового объединения: на примере Общины экологии сознания “Крина”]. К примеру, популярная литература в стиле “фэнтэзи” является, как правило, носительницей именно языческой идеологии. Близкая тематика используется в художественных фильмах, в компьютерных играх, которыми увлечено молодое поколение россиян. Да и происходящий сейчас не только среди популяризаторов истории, но и в среде значительной части представителей академической науки пересмотр русской истории ведется в ключе удревления именно языческого, дохристианского периода существования русских [См. напр.: Калашников В.А. Религиозно-философские взгляды языческой Руси // Философия: Курс лекций. М., 1997. С. 316-330; Липатов А.Т. Русы: этнопуть от изначальной прародины человечества до Среднего Поволжья // Материалы научно-практической конференции “Русские в Среднеповолжском полиэтническом регионе”. Йошкар-Ола, 1998. С. 38-44; Рыжков Л.Н. Были и небылицы о Древней Руси // Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.308-315].

 

Впрочем, следует признать, что язычество на данный момент практически не имеет шансов достичь уровня единой русской национальной религии с общим культом и обрядностью. К этому не готово массовое сознание, воспринимающее язычество в основном как пережиток древнего общества. У русского языческого культа в его дохристианском виде нет укорененности в сознании русского народа, поскольку языческая традиция, включающая в себя культ, была прервана слишком давно.

(c) Меранвильд В.Б.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник К вопросу о причинах возрождения интереса к русскому язычеству в современной России | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»