• Авторизация


Синь-Камень... 30-04-2006 19:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[150x226]
http://www.outdoors.ru/travel_world/bluestoun.php

На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня


Переславская земля, что расположена в 100 км от Москвы, прославлена великими христианскими святынями. Здесь родина благоверного князя Александра Невского, здесь на каменном столбе поедаемый комарами дни и ночи молился святой Никита Столпник. Сейчас в небольшом городе Переславле, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря - два мужских и два женских; практически во всех храмах идут православные богослужения. И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди них - огромный Синь-камень, история которого насчитывает несколько тысячелетий. И это неспроста. Камень окружен легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.

Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом - едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это дары современных язычников: камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходит сюда "набираться силы и здоровья".



Камень притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник.

Потом льды отступили. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега образовавшегося озера. Много тысячелетий пролежал он на вершине горы, зовущейся сегодня Александровой. А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом. Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Они чтили его как бога, приносили ему жертвы.

И славяне, позднее колонизировавшие эти края, как и меряне, обожествляли камень. Они посвятили этот холм богу Яриле и назвали валун Синь-камнем. Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. От имени языческого бога, которому было посвящено святилище, произошло древнее название плоской площадки на его вершине - "Ярилина Плешь".

С приходом христианства камень, служивший алтарной плитой древнего святилища, был объявлен "мерьским богом", а окружающие его обряды - греховными, но многие люди продолжали поклоняться камню.

А примерно в километре от святилища возник городок Клещин - предшественник более позднего Переславля и в то время сильнейшее укрепленное поселение славян в окрестностях Плещеева озера. До настоящего времени сохранились оборонительные валы общей протяженностью более полукилометра и высотой до трех метров. Клещин более столетия сохранял свое выдающееся положение, и лишь в середине XII в. главное поселение этих земель было перенесено Юрием Долгоруким южнее по берегу озера, где князь "град создал больше старого и церковь в нем поставил каменную святого Спаса".


В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI в. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: "Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть".

На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия - он сгорел. Затем уже в XIII в. на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего - по праву старшего сына великого князя Владимирского - владетелем Переславля. Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме - вскоре после смерти Александра (именем которого и назван холм) на их месте был выстроен монастырь - с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX в. Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками - насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала... Воздвигнутый сравнительно недавно на вершине Александровой горы деревянный крест - память об исчезнувшем монастыре.

Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с "христианскими язычниками", которые продолжали свои "бесовские игрища" вплоть до начала XVII в.

Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что действовал он по специальному распоряжению самого Василия Шуйского!) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости "святых отцов", исчез.

Возможно, это было уже не первое исчезновение камня. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, и пожар Клещина, после которого город и был перенесен на место нынешнего Переславля, последовал непосредственно за сим актом. По крайней мере, из повествования о "погребении" камня во времена Шуйского не ясно, находился ли он тогда все еще на вершине горы или же покоился уже у ее подножия, на берегу озера?

Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму, и уже через 15 лет камень "выбрался" на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.

Так продолжалось лет полтораста. Переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И наконец придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству - решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега 12-тонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей...


Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя 60 лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно "улегся". Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.

Сегодня Синь-камень продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю, вызывая у местных бабок-шептуний версию о близком конце света. За время "блужданий" Синь-камня вокруг него возникла целая мифология. Так, местные жители полагают, что появляется камень перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий.

И действительно, если внимательно рассмотреть фотографии Синего камня, сделанные в разные годы, то можно увидеть его "движение". Например, на снимке, сделанном в 1954 г., камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас на поверхность выступает он лишь на высоту 20-30 см.

"Сильны еще в людях темные силы, - вздыхает местный священник, - сами не могут разобраться, во что верят - на Пасху в православный храм идут, куличи освящают, а в ночь на Ивана Купала - опять к камню!" И действительно, в июньскую ночь, накануне православного праздника Иоанна Предтечи, как встарь, собирается у Синь-камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера. Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножия до макушки, не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты. Гуляют не по-современному - без магнитофонов и плееров, поют сложенные в этих местах песни, частушки: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь". Девушки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье съезжаются и заезжие женихи - из Москвы, Ярославля.

Но почему же все-таки уходит от нас Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир - кусочек от Синь-rамня. И если бабульки в "погружении" камня в землю видят плохой знак, то батюшка рассуждает по-своему: "Православных храмов в последние годы много здесь открылось, только монастырей - четыре, с утра до ночи возносятся молитвы к Господу, вот и не нравится это идолу, прячется он от благодати".

Кто-то склонен объяснять движение камня "ветровым режимом и режимом течений озера". Иногда, кроме мистических свойств, выдвигается космическая версия происхождения таких камней.

Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня как памятника языческой культуры. Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков, - и железной оградой окружить, и почву вокруг него укрепить, но все бесполезно - камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит под землю. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях, да в преданиях. Синь-камень уходит от людей. А к хорошему это или к плохому - время покажет.

Вообще, заметим, что движущиеся ("шагающие") священные камни достаточно известны исследователям - таковы, например, знаменитые валуны в Долине Смерти в Калифорнии, движущиеся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный ими на песке след. Другая любопытная параллель - Камень Артура в Уэльсе. Там, в Гламоргане, на высоком берегу моря находится знаменитое захоронение, могильная камера которого сложена из каменных плит; в шутку говорят, что покровной плитой для этой камеры стал камешек, попавший в туфлю короля Артура и вытряхнутый им на этом месте.

Любопытно также совпадение - камни, из которых сооружен комплекс Стоунхенджа в Англии, именуют "blue stones" - "синими камнями". Одним словом, загадок вокруг Синь-камня на Плещеевом озере за века его "низвержения" не поубавилось...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Еленава 01-05-2006-00:13 удалить
Вот уже второй год собираюсь туда наведаться, да всё никак... Печально, конечно...
Волх 01-05-2006-17:38 удалить
Еленава, Там здорово... хоть и храмов вокруг куча...
Парадокс - кто приезжает на храмы смотреть, обязательно к камню ходят... а кто приезжает к камню, на храмы и не смотрят... ;)
Волх 02-05-2006-10:42 удалить
Еленава, Особенно слова священника, что камень от "благодати" прячется... ;)
Волх, ", Синь-камень остается нетронутым белым покровом - едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это дары современных язычников: "
Понится совсем недавно , кто-то изрыгал проклятия в адрес христиан "вешающих цветные тряпки в Коломенском" А тут ужо все нормально ;) Здесь тряпки не вредят природе и они уже "дар язысников" камушку?
Волх 04-05-2006-23:33 удалить
Дионисий_Т, вот такие же "умные" и ходят туда тряпочки вешать. И если я не упомянул что и там мудачье все завешало всякой дрянью, это далеко не значит, что я так не подумал. И эта тема про Камень, а не про тряпочки, в отличие от темы про коломенское.
Цитата, чуть выше можно свериться: "Парадокс - кто приезжает на храмы смотреть, обязательно к камню ходят... а кто приезжает к камню, на храмы и не смотрят..."
И угадайте с трех раз, кто там все это развешивает из двух означенных категорий.
Волх, Вы за руку-то хоть кого-то ловили или так, все мусируете свои детские фантази . Ездили как-то в паломническую поездку (пара автобусов народу было) В Псков и Печоры. Заезжали в Изборск, там есть такое красивое место, где много-много ручейков стекают с обрыва, образуя водопадики (как называется не помню). Так вот там тоже все ентими ленточками увешано было - из наших никто не вешал - мы ж не язычники. Так что хош-не-хош, а енто развлечение ваше - тряпочки в жертву вешать :D
Волх 06-05-2006-13:51 удалить
Дионисий_Т, Может спор устроим? Сядем на день в коломенском, и будем смотреть, кто вешает - повесил, дадим в рыло и провять будем, есть крестик на шее или нету. Идет?
Волх, при чем здесь "крестик". У меня знакомец-язычник. В детстве был крещен, а крестик и сейчас не снимает - говорит, хороший оберег
Shade_In_The_Fog 07-05-2006-21:54 удалить
Дионисий_Т - На счет ленточек это вообще отдельный разговор, был я у нас в заповеднике у Айпетри так вот по над трассой идущей на плато на яйлу в лесу у каждого реского поворота эти ленточки на деревьях! это что же язычники? или христиане? чего тут спорить? это просто люди обычные и иногда глупые а иногда варварски тупые иногда жестокие и тогдалее... нет у нас там храмов нет там нет и языческих даже мечетей нет и синагог там просто дорога!!! красивая лесная горнахя дорога... чего тут говорить во время выборов у нас все деревья как в личинках тли были все деревья в городе одни оранжевые другие синие... кто? язычники? христиане? незнаю это просто люди и вера к ним не имеет ни какого отношения. как мне кажется задача любой церкви паствы школы семьи или еще чего другого должна заключаться именно в том что бы было поменьше таких вот варваров! а уж ни как не в борьбе и заплевывании друг друга.
я все сказал
Вот здесь подробно описана поездка к Синь-Камню 29 апреля
http://slavya.ru/rites/vesna/1may06/sinkam.htm

со ссылкой на эту тему Солнцеворота
[549x552]
Волх 12-05-2006-22:52 удалить
Дионисий_Т, Это уже игра словами... можно спрашивать и потом бить в глаз... не суть важно, но опыт поставить можно. Я буду бить в глаз тем, кто говорит, что он язычник, а ты тем, кто христиане... остальных будем вместе бить, но не сильно, для профилактики)))
-----_--------- 12-03-2008-12:51 удалить
безумно бестолковые разговоры...люди как-будто истуканы безмозглые...кто-то язычник...кто-то христианин....какие к чёрту тряпочки...какие нахрен морды...драки....?
ощущение такое что людям похер во что они верят...в принцепе....а интерес рождает только желание подраться и покомандывать...права покачать.Вы дебилы чтоль?вроде люди взрослые все...прекратите,постыдитесь,не будте мелочными!а тряпочки сгниют и превратяться в перегной через год...ни химикаты же там развешивают по всюду...и не реагенты=))
Волх 12-03-2008-17:00 удалить
ms_Torchitozzz, Тогда зачем читаешь? Надоело на возвышенные темы беседовать, спустился к нам, безмозглым истуканам?
Подраться и покомандовать - это та промахнулся, здесь не генералы пишут и не любители уличных потасовок. Не к словам цепляйся выборочно, а попробуй для начала вникнуть суть разговора.

Ну конечно же... мы все сразу пристыдились и прекратили... мы же взрослые люди, спасибо, что глаза открыл на великую истину... как же мы раньше жили то? Подумать страшно.
Что касается тряпочек - посмотри на ветки, которые ими обмотаны... если ничего ненормального не увидишь, тогда прошу к окулисту...
Таковар 17-06-2008-03:54 удалить
На майских был в тех краях. Был и у Синь-камня. Посмотрел, сфотографировал. И нашел еще одну версию, почему камень уходит вниз. На нем же постоянно кто-то стоит. Может он "прячется" как раз от этого, нежели от "благодати"?
Волх 17-06-2008-19:17 удалить
Takowar, На одном из заездов оставили на Камне - Дары... за нами бежали репортеры и просили рассказать про Камень... перед камерой, при всех на пальцах объяснили, что сидеть на нем - ненормально... окружающие туристы были в шоке ;)
Таковар 17-06-2008-20:35 удалить
Что лучше не сидеть на нем, можно и догадаться логически подумав. Ведь Синь-Камень своего рода алтарь. А алтари предназначены для того бы чтобы на них что-то класть, а не самим взбираться. Если, конечно, турист не хочет сам себя в жертву принести.
Волх 17-06-2008-20:44 удалить
Takowar, так некоторые чуть ли не геморрой лечат... думают, что поможет... )))


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Синь-Камень... | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»