а ты фильм не видел? мы с Одиумом
имели счастье лицезреть.
Ну и бред, честно говоря. Братоубийца и насильник, утопивший Русь в крови, показан как несчастная жертва обстоятельств.
ЧТо примечательно, в титрах есть информация о том, что фильм был кем-то там благословлён. На этом церковь и намеревается воспитывать детей, переписывая историю.
Остается своих детей учить так, как нужно, а не как принято))) благо, плотину прорвали и появляется нормальная литература... но с ней вместе прорвался всякий ширпотреб... так что фильтровать придется...
Кто смотрел мультфильм - мнения противоречивые. Что-то перемудрили создатели.
На многих форумах уже прошло бурное обсуждение. Я также попыталась проанализировать фильм, по жанру и заложенным в него идеям, не только религиозным.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~Мультфильм "Князь Владимир" вышел в не слишком удачное время. Цепная реакция религиозных обид и истерик, вслед за погромными волнами в Европе и исламских странах, сделала этот мультфильм камнем преткновения для язычников. Сама реклама фильма, в которой подчеркивалась черная роль жреца Перуна, вызвала возмущенные выступления язычников, еще до просмотра фильма. Однако те, кто увидел фильм в полном объеме, обратили внимание на иные его стороны, и познакомившись с ним, действительно приходится признать, что он, в общем-то, не очерняет огульно языческую религию, противопоставляя ее христианству. Напротив, это попытка цельно представить духовную историю Руси, как переход на следующую ступень познания. Представить, естественно, для детей, в упрощенных картинах - образах и сюжетах… но как известно, детская литература и детское кино, сделанные на должном уровне, легко овладевают также и сознанием многих взрослых.
Критические отзывы в прессе по поводу мультфильма отметили прежде всего "вольное обращение с историей". Следует заметить, что таких критиков подвело, можно сказать, предубеждение, что там вообще есть хоть что-то похожее на историю. Надо было просто точнее определить жанр произведения. Оно не ближе к летописной истории, чем, скажем, богатырские былины. Если бы в сюжете фильма присутствовали Илья Муромец и Соловей Разбойник, то это бы никого, видимо, не возмутило и не удивило? Надо сказать, что, несмотря на всю вычурность выдумки сценаристов, часть сюжетной цепочки абстрактно-теоретически допустима, если учесть стародавность и неопределенную достоверность любого исторического факта того времени. Официальные историки обычно опираются на трактовку первоисточников историками более поздних веков, например, Карамзиным или Соловьевым. Более поздние исследования, привлекающие для сравнительного анализа летописи соседних народов, иногда выдвигают альтернативные теории. Например, есть исследования, которые подвергают сомнению, что Владимир вообще был женат на греческой царевне Анне, считая, что этот брак заимствован из биографии одного из сыновей Ярослава Мудрого, и так далее. Таким образом, имея дело с подобной древностью и шаткостью любого свидетельства, мы могли бы чисто теоретически допустить, что существовал некий жрец Перуна, сковавший козни и клеветы (сходится с преданием о кровавых жертвоприношениях, например). И так далее.
Но жанр этого мультфильма крайне далек и от исторического кино, да и к народным былинам не ближе. По какой-то причине его создатели повернулись спиной к былинному эпосу, и создали типичную, стопроцентную волшебную сказку. Среди ее героев есть исторически известные лица, и именем одного из них назван сам фильм. Но сюжет фильма по большей части построен на мистике и колдовстве. В нём активно действуют оборотни, могущественные жрецы, наэлектризованные идолы и деревья, огонь с неба и волшебные зеркала, и наконец, неуязвимая священная книга - евангелие. В общем, ребенок не соскучится, а взрослым стыдно было бы и заикаться про историю.
Основная политическая интрига фильма – слабая и поверхностная. Непонятно, каким образом устремление Кривжи к власти соотносится с приводом на Русь половцев. Его положение при них – мелкого предателя и интригана – еще менее привлекательно и бесперспективно, чем роль верховного жреца. Ну просто вот такой "злодей творит злодейства", и сам его ужасный вид и чудовищные козни производят неизгладимое впечатление на детей, судя по из откликам о фильме, и на взрослых, посмотревших рекламные ролики, в которых "злой дяденька" раскручен еще более подчеркнуто, чем в самом фильме. (А теперь он еще и на обложке книги выпущенной по мотивам фильма, "красуется".) По мнению критиков, сам Владимир получился неинтересным, пассивной, зависимой фигурой, из-за того, что все его деяния как бы совершены кем-то другим. С точки зрения реальной истории – понятно, что в карикатурном образе Кривжи, можно сказать, и выведена тёмная и преступная сторона его натуры (если была другая). Но для волшебной сказки олицетворение зла в подчеркнуто колдовском злобном персонаже весьма традиционно. Язычники, недовольные обелением князя, могут просто объяснить своим детям, что настоящий князь – практически и был такой Кривжа, и менее уйдут от истины, чем создатели фильма.
Итак, Кривжа – злой оборотень, творящий черные дела. Ему на магическом уровне противостоят два "настоящих" жреца (волхва). Один, олицетворяющий Закон, который превыше всего, зачем-то берет себе в ученики этого выродка, и пассивно позволяет ему себя убить и забрать какую-то фантастическую власть, заключенную в посохе (хорош могущественный маг). Другой, видимо, олицетворяет собой другую сторону Единого Бога – Любовь. Этот дед оказывается совершенно неуязвимым, в отличие от бестолкового носителя Закона, поскольку живет под сенью Божественного Дерева. Возможно, сильные эмоции, вызываемые этим фактом, делают деда внешне придурковатым, юродивым. Может быть, он и не дебилен, а лишь наигрывает глупость? А его детишки – два богатыря-олигофрена? Создателей фильма упрекали в "срисовывании" чужих образов: эти "молодцы" скопированы с "двоих из ларца" из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве". Оставив вопрос об авторском праве, сравним роли, в которых они выступают в обоих фильмах. В старом мультфильме это были мелкие духи-помощники из ларчика, назначением которых было малость проучить героя сказки. В "эпохальном" фильме они заменили собой былинных богатырей. И в отличие от последних, в бой с врагами за Русскую землю не рвутся, то и дело по своему усмотрению дезертируют из дружины. А половцев побивают… за порчу жареной рыбы. Да и могущественный Бог, сидящий в дереве, тоже занимается каким-то странным делом: охраняет дедулин огород и прилегающую часть леса, а в остальных местах допускает творить что хошь. Равно как и Перун у злого Кривжи треснул надвое, лишь когда тот объявил Законом самого себя. Пока Закон был в волшебной палке, всё работало у Кривжи исправно… Вот такие-то необычайные, чудесные дела, по мнению создателей фильма, и привели в итоге к постижению высшей истины в виде крещения!
Вернёмся к истории. Удивительнейшим образом создатели фильма ухитрились лишить его батального содержания! Это подстановка не слабее подмены образа "светлого князя". В фильме присутствует разбой, налёт, предательство, братоубийство, личный поединок вождей (также сводящийся к магическому поединку волхвов), потешное побивание войска дебильными лже-богатырями. Но собственно героической битвы нет. Поэтому и не понадобился подлинный былинный эпос – не нужна его героика и патриотизм. Реальную политику творят "хитрые греки", рассудившие, что им "нужна сильная Русь для защиты от половцев". "Мудрые старцы из народа" только и мечтают породниться с "самой Визанитей". А князь, услышав слово "царевна", лыбится, как деревенский дурачок, и посылает милой дудочку. Царевна артачится сперва, что подарок неказист, но соотечественники организуют ей душевную музыку, и политика практически сделана. В чем-то эти ходы напоминают стилистику одной из культовых книг двух религий – книги Эсфирь (она же "Магилат Эстер")… Центральная властная фигура разыгрывается между половцами и греками, и равновесие сдвигается благодаря красивой женщине, продвинутой одной из сторон. (И мудрости старцев, впрочем, это уже из какой-то другой книги.)
С русской идеей в фильме просматривается некоторая двусмысленность. Она растворена в лубке, белом снеге и красных девицах, винных бочках и синих речках. Говорится о "разных племенах", которые начал собирать Владимир по совету Добрыни. (Каждое со своей деревяшкой.) Нет, племена эти не злы, не порочны, не кровожадны; они малость дебильны и недоразвиты, но заграница им поможет. Напрасно злой дядька по ходу ругает импортные товары, на смех даже маленьким детям, которые в восторге от замечательной "заморской клюквы". Ведь под руководством хитроумных и просвещенных греков когда-нибудь и появится то, что можно будет не краснея и не потупляя взора назвать русским… а пока создатели фильма очень, очень стесняются произнести это слово.
И еще пару слов – о значении женщин в мультфильме. Кроме уже отмеченной роли приманки в политической игре – существенно, что, в отличие от многих традиционных волшебных сказок, с женщинами не связаны самостоятельные сюжетные линии; они лишены также собственной волшебной силы. Идёт магическая война мужчин, в которой женщины – подружки, невесты, эротические приманки (отсюда в детском мультфильме – девка с подчеркнутыми формами, "языческая Барби"). Чёткая установка девочек на замужество и подчинение мужским планам, и ничего другого.
Что же за фильм вышел в результате? Не более христианский, и не более языческий, чем среднее фэнтези. Русско-лубочный по стилистике и антирусский по архетипическим установкам. В общем, ни рыба, ни мясо – очередное "поздравляем соврамши" в сложное переходное время. Развесистая импортная клюква. И может быть, в существенной части – художественный образ того, что мечтают увидеть в школьном курсе ОПК его сторонники.
У брата лежит двд с сим опусом. На обложке Красуется гордая надпись большими буквами: "Тысячу лет назад он сделал Русь Великой"... А ведь в массовом сознании отлижится еще и это, вдобавок к тому, что со школы детей учат, что славяне только к 10му веку с ветки слезли... А тут еще и такой крутой мульт при поддержке Президента и с благословления "академика всея Руси" Д.С. Лихачева...