http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=1057
Смысл Карачуна
Думаю, что обряд Зимнего Солнцестояния настолько критически важен, что сохранился даже во всех мировых религиях, за исключением разве что ислама, полностью перешедшего на лунный календарь.
Низший уровень Солнечной активности, особенно в сочетании с угасающей Луной, воспринимается как момент «смерти и последующего воскрешения» Солнца, или как момент рождества нового Солнечного Бога (ясно, что эти трактовки не одинаковы). Можно также говорить не о смерти, а кстати, и ближе к астрономической реальности – о схождении Бога в подземный навий мир.
Поэтому в Карачуне и последующих Колядных играх (примерно 2 недели постепенного подъема Солнца и увеличения дня) участвуют ряженые – страшные маски из коры, меха, рисованные углём и т.д. Это навьи, злые духи или недобрые предки. Защищаются от навьих шелапугами – фаллосами. Старые чулки набиваются тряпьем и получаются длинные тугие «дубинки». Хотите верьте, хотите нет – а рождаемость от таких игр, когда есть такая нужда, повышается. Впрочем, наличие в игре духов смерти указывает на «стабилизирующую» направленность ритуала: плодородия упрашивается столько, чтобы «прогнать нечисть», то есть избежать вымирания рода и потери родового наследия.
Славление Богов (как навьих, так и Солнечных) завершается поднятием огненного Круга – Кола (аналогично тому, как в Купалу огненное колесо спускается с горы и отправляется по воде, для соединения плодородия воды и огня. Сыплющиеся во все стороны искры смолистого Колеса похожи на звезды или метеоритный дождь.
От священного Кола зажигается погашенный до того огонь в печи (если празднование в деревенском доме). А в ознаменование сохранения священного света и тепла на снегу разбивается Бадняк – главное полено из обрядового костра, или из печи сельского дома. Во все стороны сыплются искры, светлый огонь Яви. Лучины от Бадняка можно зажигать в течение всего года при заболеваниях или разных затруднениях, а также добавлять к священному огню в других ритуалах. Если часть прошлогоднего Бадняка дожила до новой Коляды, то от нее зажигается ритуальный огонь.
Кроме пиршества – складчины, в которую непременно входят пироги и медовые напитки, Коляда по традиции сопровождается хождением по соседям с песнями – колядками, благословляющими щедрого соседа и проклинающими прижимистых. Хорошие ряженые в сельской местности и впрямь приносят на стол неплохую добычу, а в прошлом году компания «Родолюбия» (у Володи Б-ва на даче) даже и «настреляла» тыщи полторы рублей на большой дороге, останавливая автомобили. В прежней деревне колядовала молодежь, на свои молодые посиделки у старших.
Переходя от этой «основной канвы» к особым эзотерическим задачам, мы видим, что понимать ритуал Коляды можно по-разному, и проводимые ритуалы и славления направлять на разные цели. Соприкосновение с навьями дает возможность ставить защиту от наваждений и напастей, договориться с духами смерти, откупиться или отговориться от бедствий.
Ритуал, связанный с подъемом Солнца, может быть понят и как соединение сил с Даждьбогом, и как воскрешение ушедшей в нижний мир силы Ярилы (Земного плодородия). Возможно также порождение нового Духа – помощника на год и более. Однако последнее дело должно быть глубоко осмыслено и сговорено со старшими Богами, на предмет своего назначения и последствий.