Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Метки:
Национальная идея, история, консолидация, история, США, Россия, СССР, нацизм, американская мечта, буржуазная революция, коммунизм, свобода, равенство, братство, ЕС, раскол, общество, системно-векторная психология,
По поводу системообразующего фактора для «русской идеи», наиболее вероятные кандидаты на эту роль в первую очередь русский язык, а во вторую очередь территории со значительным количеством русскоязычного населения.
Что бы дальше изложить мое видение вопроса, связанного с общей национальной идеей, я бы снова хотела обратиться к практике, критерию истины при проверке любой теории или идеи.
Если нам хочется найти объединяющую идею для русской нации, то стоит обратиться для начала к истории и посмотреть, какие идеи объединили различные нации, при каких условиях, насколько часто это происходило, как долго длилось и к какому результату приводило, не забывая, разумеется, анализировать причины, породившие эти идеи.
Я предлагаю проанализировать 4 самые свежие великие идеи, чтобы не слишком отрываться от контекста современности. Это «Великая американская мечта», «Свобода, равенство, Братство», французской республики, идею построения коммунизма и Мировой Революции в России и СССР и идею национал-социализма, превосходства немецкой нации. Все эти идеи нам культурно близки, хорошо известны, и прошли цикл своего приложения полностью или почти полностью, то есть вполне достаточно, что бы дать большое количество исторического материала, для анализа и первоначальных выводов. (Я думаю претендовать на окончательные выводы будет некорректно, это будет возможно только после смены нынешней формации на новую, то есть эти выводы сделают наши потомки, и не раньше чем лет через 200).
Начнем с самой старой. Американская мечта.
Далее несколько цитат из Википедии.
«Американская мечта (англ. American Dream) — выражение, обозначающее идеал жизни «среднего жителя» США.
Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.
Национальный этос США, в котором свобода включает обещание процветания и успеха для каждого, базируется на идеях Декларации независимости США:
Так как люди созданы равными и … наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свободу и стремление к счастью, … то жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями — независимо от социального класса или обстоятельств рождения.
Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами, прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность, определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства. Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person», то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.
Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом, вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев».
То есть если подводить итоги, то получается, что Американская Мечта имеет несколько характеристик. Это свобода и возможности для всех, а так же, что очень важно, ее неопределенность, позволяющая каждому вложить в нее то, о чем он мечтает. Родилась она из вечного стремления человека к свободе и лучшей жизни, а реализовалась в момент кризиса и перенаселения Европы, подкрепленная техническими возможностями, для транспортировки больших масс населения через океан.
Но я хочу подчеркнуть, что Американская Мечта не была чьим то изобретением, она родилась сама, естественным путем, и поэтому была настолько сильна, что создала базу для возникновения нового государства на другом конце света. И только после этого она была сформулирована отцами основателями в Декларации независимости. Американская мечта это очень емкое название, что бы обозначить общечеловеческие ценности и психологию в синтезе с историческим процессом формирования и развития американской нации. США это многонациональное государство, что является его общей характеристикой по сравнению с Россией или СССР, но отличается от СССР и России, которые присоединили свои территории не всегда мирным путем. США же завоевало только 2 южных штата у Мексики. Эта идея настолько сильна, что продолжает толкать эмигрантов переселиться в Америку. Очереди у посольств США тому свидетельство.
С точки зрения системно-векторной психологии (теоретическая база в виртуальной библиотеке
http://www.yburlan.ru/biblioteka ), это было рафинированным проявлением активности кожного вектора и знаменовало собой начало развития кожной эпохи. С описанием базовых характеристик кожного вектора можно ознакомиться тут:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor
То же самое относится и ко второму девизу французской буржуазной революции, за который жили и умирали исключительные люди, и за которыми, в моменты финального кризиса, последовали народные массы.
Свобода, Равенство, Братство. «(фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции, широко известный левый лозунг. Является государственным девизом Франции и Гаити. Также является одним из девизов масонства.
Свобода
Первое слово республиканского девиза — свобода. В Декларации прав человека и гражданина свобода определяется следующим образом:
Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому.
Равенство
Второе слово девиза — равенство — означает, что все равны перед законом:
Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
Братство
Третье слово девиза — братство — определено в Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 года:
"Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе".
Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и постоянную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав, государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами, охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве.
Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством.
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, «византийской» системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVIбыли начаты реформы в политической и экономической области, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка».
Проще говоря, это идея буржуазной революции, которая характерна … для любой буржуазной революции.
Эта национальная идея зарождалась очень долго, а в своем окончательном виде впервые была сформулирована Робеспьером, который тогда произносил ее несколько длиннее, Свобода, равенство, братство или смерть! И очень быстро получил последнее! Теперь французы держатся за нее как за свое достижение, которое нужно защищать. Но далеко не все из них готовы для нее жить и тем более умирать. Относительное равнодушие современной нации к собственному декларируемому девизу, проявляется в том, насколько высок процент неявки на выборы. На последние выборы в парламент 2012, во втором туре не явилось 44,59% избирателей! В настоящий момент идея прижилась, воспринимается как банальность и не вызывает особых страстей.
Мировая революция и построение коммунизма. «Мирова́я револю́ция — идея К. Маркса о неизбежности всепланетного объединения человечества в справедливом коммунистическом обществе».
«Мировой, а не локальный характер коммунистической революции обосновывается теоретически (Энгельс Ф., «Принципы коммунизма») тем, что капиталистические страны так тесно переплетены мировым рынком, мировым разделением труда, что кризис в одной капиталистической стране неизбежно вызывает синхронные кризисы в других, создавая и революционную ситуацию одновременно во всех капиталистических странах, в результате происходит именно Мировая революция». Вам это ничего современного не напоминает?
«Идея Мировой революции широко использовалась лидерами большевизма, позволяя русским революционерам с одной стороны рассчитывать на поддержку европейских марксистов, а с другой стороны активно вмешиваться в дела других государств, помогая местным коммунистам готовить антиправительственные выступления. Для этих целей была создана специальная международная организация — Коминтерн.
К концу 1920-х годов партия большевиков в целом отказалась от теории мировой революции. Внешнеполитические интересы вынудили правительство Советского Союза установить дипломатические отношения с капиталистическими державами и отказаться от открытой военной агрессии в их адрес, равно как и открытой поддержки там революционных движений. Сталин отказался предоставить европейским коммунистическим партиям военную помощь Советского Союза, и в 1925 году, опираясь на статью Ленина о Соединенных штатах Европы, выдвинул парадоксальную (для того времени, но однако содержащуюся в неопубликованном при жизни Сталина письме Энгельса про возможность социализма в тогдашней Германии Бенигку от 21 августа 1890 года, Сочинения 2-е изд. т. 37) идею о возможности построения социализма «в отдельно взятой стране» (en:Socialism in One Country).
В 1936 году из «сталинской» Конституции СССР было убрано упоминание о Мировой Советской Социалистической Республике, в результате чего социалистические республики Восточной Европы потом не вошли в состав СССР, а в 1937 году репрессиям были подвергнуты сторонники Льва Троцкого, призывавшего коммунистов не останавливаться на достигнутом в России.
Тем не менее, в ходе Второй мировой войны в большинстве стран Восточной Европы, занятых советскими войсками, к власти пришли коммунистические партии — образовав социалистический блок в Восточной Европе. После того, как в СССР началась перестройка, политико-экономическое устройство в странах Варшавского Договора постепенно возвратилось к капиталистической модели.
Отголосок мировой революции сохранился в лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», который можно было видеть на гербе СССР и всех пятнадцати советских Республик».
И смежный лозунг «Построение коммунизма»
После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмираниеденег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
А теперь внимание, почувствуйте разницу между двумя определениями коммунизма, приведенными ниже:
В. И. Ленин (декабрь 1919): «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».
Англоязычный словарь Merriam-Webster (одно из нескольких значений): «тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партияконтролирует находящиеся в государственной собственности средства производства».
И тем не менее, эта идеи Мировой революции и Построения коммунизма довольно долга владела массами. И сила этих идей все еще реальна в Китае и Северной Корее.
Идея коммунизма родилась из библейских мечтаний о Золотом Веке. И до того, как она начала реализовываться в России, на нее работали начиная с 13 века религиозные теологи и францисканцы, тогда она имела исключительно религиозную основу. Потом к ее разработке подключились Ян Гус, позже, в порядке возрастания, Уинстенли, Бабеф, Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли, Сен Симон, Фурье, Оуэн, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Берштейн, Троцкий, Ленин, Кропоткин, Махно…..
Почти 2 тысячелетия христианства, стали отличной питательной средой для развития этой идеи. Но что бы начать реализовать ее на практике пришлось применить достаточно жесткие меры, применение оружия, массированную идеологическую компанию длиной в 70 лет и много прочей дорогостоящей и насильственной политики. Появление этой идеи в реальном историческом приложении стало возможно только в момент глубочайшего кризиса вызванного войной и периода безвластия после февральской буржуазной революции. Первая и исключительная в истории человечества попытка активной элиты, силой захватившей власть, преждевременно применить созревающие, но еще совершенно не готовые для реализации тенденции развития общества. Но, тем не менее, эта идея не настолько утопическая, как может показаться на первый взгляд. В пользу этого говорит непреложный факт, масштабов и длительности проявления этой идеи в истории. Все, в чем нет реальной сути человеческой глубинной психологии, долго продержаться не может, да же на силе штыков! А СССР продержался очень долго. Все идеи, которые могут выдержать проверку реальностью более нескольких недель, имеют под собой твердую базу.
С точки зрения системно-векторной психологии, коммунистическая доктрина базируется на проявлении мышечного и уретрального векторов, говоря о постепенном созревании уретральной фазы развития общества. И СССР, с его социалистическим лагерем, были первыми предвестниками этой новой общественной формации.
Описание базовых характеристик уретрального и мышечного векторов, можно прочитать по этим ссылкам:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/uretralnij-vektor
http://www.yburlan.ru/biblioteka/myshechnyi-vektor
Национал-социализм или превосходство германской нации.
«Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus, сокращённо нацизм) — официальная политическая идеология в Третьем рейхе, сочетавшая в себе различные элементы фашизма, расизма и антисемитизма»
В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные,ультраправые политические движения в странах третьего мира.
В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р.Гриффином как«палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение»нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново».
В энциклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы[1]. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми.
Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основана на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Посол Франции Андре Франсуа-Понсе описывал обстановку в дни проведения партийных съездов в Нюрнберге:
«То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Город полностью был погружён в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов. В течение семи дней Нюрнберг был городом, в котором царили чувства отрешенного от действительности ощущения счастья и радости».
По поводу идеи национал-социализма, можно совершенно определенно сказать, что она не появилась на пустом месте. Весьма солидное количество известных ученных, философов, политических деятелей и идеологов всего мира создали теоретический фундамент, который был использован Гитлером и его коллегами в других странах. Основы этой идеологи начали излагаться как минимум с 17 века.
С точки зрения системно-векторной психологии, Национал-социализм был реакцией завершения анальной эпохи, в сочетании с опорой на мышечный вектор. Это был финальный катаклизм при переходе от уходящей анальной формации, к новой кожной эпохе. С базовым описанием характеристик анального вектора можно ознакомиться здесь:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor
И подготавливая эту часть статьи, о тех великих идеях, которые объединяли нации и ради которых люди жили и умирали, (далеко не всегда добровольно), я наткнулась на фантастический парадокс истории, который начинает замечаться широкой публикой. Этот парадокс касается пятой великой идеи, создания Европейского Союза Наций. Как известно, Евросоюз был создан, как попытка найти окончательное решение для прекращения войн в Европе, наиболее веским мотивом для этого, послужило стремление никогда более не повторять германский опыт нацизма. Германия была разделена и повергнута, но именно она на настоящий момент является ведущей экономикой Европейского Союза, которая получает больше всего выгод от европейской интеграции и экспорта своих товаров в Еврозону, имея высокое положительное экспортное сольдо. Именно о том, что Гитлером все ставилось на службу одной цели создания Единой Европы под властью Германии, писала Траудль Юнге, урождённая Гертрауд Хумпс, секретарь Гитлера. Гитлер активно стремился расширить жизненное пространство немецкого народа. Не выиграв второй мировой войны военными средствами, Германия, тем не менее, фактически успешно решила обе эти задачи, одержав очевидную победу, экономическими и политическими средствами. (Циклы развития германской нации очень интересная тема, которая не вписывается в генеральное направление этой статьи. Но удержать от упоминания я не смогла)!
А теперь, мне хотелось бы перейти к подведению итогов этого анализа.
Что есть общего и различного, между этими великими объединяющими идеями?
1.Все эти великие идеи родились сами, как некий социальный процесс, по ходу развития общества. И только после того момента, когда они становились очевидной частью реальности и получали несколько спонтанных примеров апробации на практике, появлялось несколько великих лидеров, которые их озвучивали и давали название, закрепившееся в истории.
2.Они долго предварительно развивались в истории человечества, история идеи коммунизма, например, составляет более тысячи лет, а возможно и более. Известные мне теории, питавшие национал-социализм, стартовали как минимум 300 лет назад, а возможно гораздо ранее. От основания первой колонии в Северной Америке в 1565 году, до начала войны за независимость в 1773 прошло 208 лет. А сама Великая американская мечта уходит корнями в библейскую историю.
4.Все они проявили себя, активно меняя мир, в моменты кризисов и на переходных этапах истории.
5. Ни одна из этих идей не была привнесена искусственно.
6.Ни одна из них не материализовалась без войны и кровопролития в той или иной форме.
7.Согласно системно-векторной психологии, каждая из этих идей зиждется на глубинной сущности какого либо из нижних векторов, в сочетании с мышечным.
8.Лидеры всегда появлялись уже после того, как процесс изменений в обществе сформировался, то есть лидеры приходили «на готовое» и возглавляли непроизнесенное устремление, озвучив и организовав его. Из этого следует промежуточный вывод. Появление в обществе лидеров и движений, стремящиеся к реализации какой либо великой, объединяющей идеи, готовых за нее жить и умирать, знаменует тот непреложный факт, что питающий идею процесс уже сформировался, начавшись, как минимум за несколько столетий до этого.
9. Все они были связаны с прямыми, материальными, жизненными интересами широких слоев общества как минимум нескольких наций. А тенденция называть эту идею национальной, возникла из-за того, что всегда была одна нация, которая, в силу своего исторического развития и географического положения давала максимальное выражение и применение этой идее. Например, Американская Мечта реализовалась в США, но родилась в умах переселенцев со всего мира, которые были выходцами европейских, африканских и азиатских наций. Из этого следует второй промежуточный вывод. Что бы национальная идея была Великой и объединяющей, она непременно должна быть …. Интернациональной.
А в чем состоит разница между этими великими идеями?
Я искала эту разницу и практически ничего не нашла, за исключение степени насильственности и поспешности ее реализации.
Например, переселение в поисках Американской мечты, происходило вынужденно, но по большей части добровольно, за исключением того, что в Америку насильственно ссылали преступников и бунтовщиков из Метрополий. Реформы, которые могли предотвратить Великую Французскую Революцию, активно тормозились всеми слоями общества, начиная от дворянства и заканчивая простым народом. То есть реализация идеи Свобода, Равенство, Барство, не только не навязывалась, но и активно тормозилась.
А вот 20 век показал иную тенденцию. Идеи коммунизма и национал-социализма внедрялись в общество насильственным путем, с применением огромных идеологических и карательных аппаратов. Они обошлись в астрономические суммы денег и потребовали полной мобилизации, реализующих их наций, чего не скажешь об Американской мечте и буржуазной революции.
Некая поспешность, а последние годы и явно антидемократическая насильственность, проявились при росте и расширении стран участниц Европейского союза. Если в начале своего существования Европейский Союз развивался с разумными скоростями и не форсировал социально-экономические процессы, то ориентировочно с 2004 - 2005 годов, процесс стал напоминать строительство потемкинской деревни.
И далее, мой окончательный вывод.
Если есть благородное желание бороться с расколом нации, используя консолидирующую идею, то при ее поиске необходимо придерживаться следующей технологии.
1. Внимательно вглядеться в общество и найти в нем интернациональную или многонациональную социальную идею, которая идет по возрастающему тренду.
2. Убедиться, что эта идея уже разрабатывалась большим количеством авторитетных личностей в течение нескольких предыдущих столетий.
3. Убедиться в том, что процессы социального, экономического и исторического формирования базы этой идеи уже идут полным ходом и двигают массы людей.
4. Убедиться, что этот процесс уже выделил конкретных лидеров и срочно стать под их знамена, либо составить им конкуренцию. Или, если «повезет» оказаться первым, то дать название тому, что уже витает в воздухе и начать собирать и объединять заинтересованных активистов.
5. Если есть желание жить ради этой идеи, то ее не стоит формировать через насильственный захват власти. А напортив, стоит, как аккуратному водителю, держаться скорости общего движения развития общества. С этим очень хорошо справился Ганди. А если есть желание ради этой идеи умирать и вести на смерть других, то надо бежать впереди паровоза, с чем отлично справился Ленин, либо этот паровоз тормозить, с чем отлично справился Гитлер.