Рецепт абсента
(An 1855 recipe from Pontarlier,France)
Перевод трактата 19 в. редактированный, т.е. доведенный до понятного вида рецепт. Воспроизведя или внимательно изучив его, можно сделать любой другой. Пропорции указаны из расчёта на 1 литр напитка.
Ингридиенты настаивания:
Спирт 85% - 0,95 л
Вода – 0,45 л
Трава полыни горькой – 25 г.
Семена аниса – 50 г.
Фенхель – 50 г.
Ингридиенты окрашивания:
Полынь – 10 г.
Мелисса – 5 г.
Иссоп (тимьян, чабрец) – 10 г.
1. Крупной, высушенной и очищенной горькой полыни ( под чисткою растений подразумевается выборка одних лишь головок и верхушек растения, без кусочков стеблей, подробнее об этом в ссылке травы) - 25 грамм , аниса (можно семян) - 50 грамм, фенхеля (можно семян) - 50 грамм, 85% спирта - 0,95 литра. Растительные вещества замачиваются в пищевом спирте. Замачивание проводится для облегчения растворения извлекаемых компонентов. При этом оно бывает либо горячее – на паровой или песчаной бане (или заваривание горячей жидкостью), либо холодное, которое продолжается несколько дольше, чем горячее. При этом более твердые вещества – корни и семена размачиваются дольше, чем скажем цветы и листья. Кроме того, продолжительность зависит от растворимости – в алкоголе все эфирные масла. "Горячее" замачивание производится, по крайней мере, в продолжение 12 часов. "Холодное" замачивание (обычное настаивание в тёплом месте) длится 1 неделю (рекомендуется).
При замачивании на паровой бане, в закрытой колбе воникает давление. Для его отвода можно пользоватся т.н. водяным затвором или обратным холодильником.
2. Затем прибавляют 0,45 литра воды и всю смесь перегоняют в обыкновенной установке для перегонки(т.е. в дистилляторе). Настой перегоняется вместе с травами. Перегонка продолжается до тех пор, пока в колбе не останется жидкости и останутся только влажные травы. При этом получится примерно 0,95 литра дистиллята. Профильтровать через салфетку.
Важно, чтобы травы не начали подгорать. Иначе абсент будет иметь неприятный вкус и запах.
Можно продолжить дальнейшую дистилляцию. Этот остаток, содержащий очень мало алкоголя, но очень ценный, т.к. содержит много эфирного масла, выливается в последующую партию для дистилляции.
Источником тепла при возгонке может служить плитка. Между плиткой и колбой можно положить слой теплоизолирующего материала, например, асбеста. Колбу тоже можно обложить листовым асбестом (сделать асбестовую шубу), для лучшего нагрева. Колбу так же можно поставить на сковородку со слоем соли или песка.
Перегонка позволяет получить из трав, самое главное в абсенте - эфирное масло, ну и впитанный спирт, конечно. С самого начала отгонки из настоя начинают испаряться пары спирта насыщенные парами эфирных масел трав, которые были в настое. Просто настояв полынь, можно получить действующий напиток. Но после перегонки такой напиток, однозначно, будет гораздо лучше по вкусовым качествам и по действенности.
При нагревании спирта надо быть предельно осторожным, спирт - легковоспламеняющаяся жидкость.
Надо заметить, что мягкость вкуса абсента, при всех способах его приготовления, появляется только спустя некоторое время; что растения, в особенности служащие для окрашивания, должны быть тщательно перебраны, и иметь ярко-зелёный цвет; почерневшие же листья должны быть удалены. Это надо сделать иначе получится слишком горький напиток с неприятным грязным цветом. Абсент готовится крепостью 70-85% . От долгого стояния зелёный цвет абсента переходит в жёлтый, что особенно в нём ценится (3-4 недели).
3. Дистиллят, бесцветная как вода жидкость с нежным ароматом. Для превращения в абсент, ее необходимо окрасить и усилить аромат. Для окрашивания абсента в зелёный цвет берётся: мелкой, сухой и очищенной полыни 10 грамм, сушёных головок и цветков иссопа - 10 грамм, высушенной и очищенной мелиссы - 5 грамм и полученного дистиллята 0,4 литра. Все эти ингредиенты должны быть как можно измельчены, т.е. порезаны, нарублены или размяты. Далее их помещают в паровую баню вместе с дистиллятом, или лучше, в специальный аппарат, колоратор, из очищенной меди, нагреваемый водой или паром, и нагревают все до температуры около 50 С. Под влиянием этой температуры, растения отдают жидкости свой натуральный краситель – хлорофилл и аромат. Затем медленно охлаждают и процеживают жидкость через фильтр, давая травам хорошо стечь. Добавляют столько воды, чтобы получить содержание 74 градуса алкоголя и получить на выходе 1 л продукта – это этап количества, затем отправляют на склад для старения – это последний этап качества.
Интересные факты
Пожалуй, среди всех алкогольных напитков у абсента - репутация самого аристократического. Опрокинуть его рюмочку были не прочь такие мастера слова и кисти, как Ван Гог, Мопассан, Римбо, Хемингуэй и Пикассо.
Как показывают научные исследования, не случайно богема обращалась за вдохновением к абсенту. Ведь он состоит не только из спирта и масел, но и множества ароматных трав.
Так, в абсенте "Винсент Ван Гог Премиум" присутствуют аж 17 трав. В основе его рецепта - пряно-ароматическая настойка из трав и масел, которая была придумана еще в XVIII веке в швейцарской деревушке Коувет, некой мамашей Энрио.
Создавался этот рецепт в качестве лечебного эликсира и поначалу продавался исключительно в аптеках. В его состав входят:
Полынь - является легким возбудителем и поднимает настроение. В древности ею выгоняли глистов из кишечника людей и животных, Ее настойку использовал сам Гиппократ для лечения желтухи.
Анис - обладает противовоспалительным и бактерицидным действием.
Фенхель - имеет успокоительные свойства и благотворно влияет на пищеварительную систему, а еще - помогает при кашле.
Кориандр - стимулирует работу пищеварительной системы, содержит витамин С и способствует росту волос.
Ромашка - известна своими смягчающими и успокаивающими свойствами.
Вообще-то, абсент принято употреблять сильно охлажденным, но для любителей эксперементов мы можем посоветовать следующий способ, для которого потребуется:
2 стакана - коньячный и снифтер, некрупный кусочек сахара-рафинада, 100 грамм абсента, крупное блюдце, 3-4 салфетки и трубочка.
Готовы? Приступим! Наливаем заготовленный абсент в коньячный бокал, наклоняем его (ориентировочно, на 25-30 градусов) и пытаемся зажечь. Если он сильно охлажден, то без кусочка сахара у вас ничего не получится. Кладем кусочек на край бокала (который все это время держим наклонным) и, слегка пропитав его абсентом, - поджигаем. После чего, вспоминаем пионерское детство и поддерживаем огонь в бокале, в течение 3-4 минут.
Дальше начинается самое интересное: резким движением выливаем из коньячного бокала в снифтер, а сам бокал ставим ножкой кверху на заранее припасенное блюдечко, накрытое двумя салфетками. Даем отстояться 10-15 секунд. Ну, а чтобы не терять драгоценное время даром, займемся тушением открытых источников огня - т.е. снифтера (как вы наверное догадались, посредством оставшихся 2-х салфеток).
Кульминация: чуть-чуть приподнимаем один край коньячного бокала (который, как вы помните, находится в перевернутом состоянии), засовываем туда трубочку и делаем хорошую "затяжку". После чего приводим бокал в исходное положение и сразу же вливаем в себя все содержимое снифтера. Особо нежные могут запить водой.
Для закрепления эффекта - повторить процедуру 4-5 раз, с интервалом в 5 минут. И, Земля - прощай! (крепость абсента - 70-85% ) Робкие попытки прийти в сознание начнутся не раньше чем через 20 минут.
Через 3-4 месяца тренировок у вас возникает стойкая зависимость, называемая абсентизмом. Изменится восприятие цветов, а координация нежно попрощается с вами и уйдет на заслуженный отдых. Возможны проблески гениальности, но гарантировать, как вы понимаете, этого никто не может. Список граждан, у которых проблески все-таки появлялись, см. ниже - "знаменитые абсентщики".
Ну а если вы решили злоупотребить в достойной обстановке - милости просим в ресторан "Вавилон" (Свободы, 173). Только не забудьте попросить кого-нибудь эвакуировать вас - по завершению процесса.
Обзор исторических фактов, связанных с абсентом
1792 - Доктор Пьер Ординьер записал рецепт абсента, и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретен Ординьером, как универсальное средство. Абсент использовали, как панацею от всех болезней. Поэтому в те времена абсент получил название "La Fйe Verte" или "Зелёная Фея", это название закрепилось за абсентом до сих пор. Artemisia Absinthium использовалась в медицине. С её помощью возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента "Зелёная Фея" ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.
1797 - Родственник Ординьера, Генри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В том же году Генри-Луи Перно открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им начал продаваться по всему миру. Позднее Генри-Луи Перно умер. Его фабрика продолжала работать до тех пор пока в фабрику Перно не ударила молния. Пожар, вызванный ударом молнии, продолжался четыре дня.
1905 - Произошла трагедия попавшая в заголовки всех европейских газет. Фермер Джин Ланфрей употребив большое количество абсента и других ликёров, расстрелял свою семью. В 1906 над ним состоялся суд, признав его виновным в убийстве. Законодательные органы Швейцарии проголосовали за запрет абсента.
1907 - В Швейцарии был проведен референдум за запрещение продажи абсента и имитирующих его напитков.
1908 - В федеральную конституцию Швейцарии добавлена Статья №32, официально запрещающая абсент в Швейцарии.
1911 - Тема абсента отражалась в искусстве. До наших дней дошло множество картин, связанных с абсентом. Почти каждый художник того времени написал картину на которой изображён человек с отсутствующим взглядом, пьющий абсент. Среди этих художников - Дега, Ван Гог, Пикассо и другие. В 1911 году Пикассо начал писать картину "Бокал абсента".
1912 - Пикассо написал картину, на которой изображена бутылка абсента "Перно" и бокал.
1913 - Абсент часто встречался в литературных произведениях. В Париже Чарльз Фоли поставил пьесу под названием "Абсент".
1914 - Пикассо закончил работу над картиной "Бокал абсента" и создал бронзовую скульптуру на тему абсента.
1915 - Палата депутатов во Франции проголосовала за запрет абсента. Абсент официально запрещен во Франции.
Знаменитые абсентщики
ЧАРЛЬЗ КРОСС (1842-1888)
Чарльз Кросс был поэтом, физиком, химиком, художником и музыкантом. Предположительно, что он был фактическим изобретателем проигрывателя в 1877 году. Одако из-за проблем с финансированием он не смог организовать производство и не получил патент на своё изобретение. В этом отношении его обошли другие изобретатели, и в особенности Томас Эдисон. Кросс был также известен, как разработчик цветной фотографии и телеграфа. Он мог выпивать по двадцать порций абсента в день, что часто и делал, благодаря чему был известен во многих парижских абсент-кафе.
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)
Возможно один из последних известных абсентщиков, Хемингуэй пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. По слухам он сохранил несколько бутылок абсента, когда жил в США. Абсент можно встретить во многих его произведениях, включая "Смерть в полдень" и "По кому звонит колокол". Хемингуэй не имел столь сильной привычки пить абсент, как другие упомянутые на этой странице.
АЛЬФРЕД ДЖАРРИ (1873-1907)
Знаменитый автор скандальных пьес. Он был эксцентричным писателем и известным абсентщиком. Своим своенравным характером он возмущал руководство французских театров. Но благодаря своему таланту стал культовой фигурой своего времени. Для большего вдохновления Джарри, по общему признанию, использовал абсент. При помощи абсента он соединял вместе мечты и реальность, искусство и жизнь.
АРТУР РИМБО (1855-1891)
Артур Римбо был молодым поэтом, который приехал в Париж в возрасте 16 лет. Нищий, но впечатляющий своей работоспособностью и талантом он вскоре познакомился с Полем Верленом. Но их сотрудничество не было продолжительным. И вскоре Римбо поссорился с Полем Верленом. Это произошло из-за случайного выстрела, которым Верлен ранил его. Поль Верлен был приговорён к тюрьме. Римбо провел остаток жизни на службе в голландской армии. Хотя он прекратил занятия поэзией, но тем не менее для Франции он останется одним из величайших поэтов.
ВИНЦЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890)
Вероятно самый знаменитый абсентщик. Никто в действительности не знает срока его увлечения абсентом. Большинство ученых утверждают, что Ван Гог был жадным до абсента. Его письма свидетельствуют, что он пил его очень регулярно. Будучи гениальным художником, Винцент Ван Гог страдал от психического расстройства. Вероятно, что душевная болезнь однажды привела его к питью скипидара, который использовался в приготовлении красок. В конце жизни он страдал от острого алкоголизма и абсентизма. Также он страдал эпилептическими припадками. Но точного диагноза и причину его смерти вряд ли сейчас удастся установить.
ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН (1844-1896)
Богемный поэт Парижа, Верлен воспевал абсент во времена своей молодости. Он проводил время в компании проституток и пьяниц. Его постоянным компаньоном был молодой поэт Римбо. В последствии Верлен обнищал, но не прекратил пить абсент. По свидетельству его друзей, даже когда он проклял абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.