В журнале "Mobile News" #7/2004 была опубликована статья-интервью с Машей Степановой.
Может быть уже кто и читал, но думаю неплохо поделиться этой статьёй о 6,5 и Маше Степановой.
==============================================
Наши герои употреблением архаичной водки не занимаются!
Волна тотального обожания Масяни в сознании многих пользователей компьютеров спала, но потребность в новых героях, за причудами которых любопытно было бы понаблюдать, никуда не исчезла. Странные до абсурда персонажи "Магазинчика Бо", глубокомысленные Ежи и Петруччо, прямо скажем, на любителя. А вот герои относительно нового, но моментально полюбившегося мульта "6 1/2", не пытаются быть особенными. Они просто живут, увлеченные каждый своим делом, постоянно сталкиваются с другой, непонятной им реальностью, размышляют, тусуются и решают проблемы, отнюдь не чуждые людям с обратной стороны экрана -- зрителям.
Все настолько реально, что в некоторых персонажах узнаю своих знакомых, и фантастично до такой степени, что все это больше походит на яркий сон. Короче, мультфильм.
Выстукиваю на клавиатуре несколько писем Олегу Куваеву -- молчит. Ладно, думаю, будем писать сразу автору. Нахожу на сайте
www.mult.ru электронный адрес Маши Степановой -- автора "Шести с половиной". Пишу -- молчит... Отправили в спам, думаю я. Телефонов нигде нет... Снова думаю, посылая флюиды в некое информационное пространство: может, оттуда мне пришлют письмо с ее номером?! И буквально через несколько часов на улице встречаю того, кто сообщает мне телефон и, как провидение, исчезает в толпе.
На протяжении нескольких дней созваниваемся с Машей, но встретиться все никак не получается, потому что у нее дел просто невпроворот. Последний телефонный разговор был таким (около 23.00):
Маша: Приходи сегодня ко мне на работу.
Я: А ты долго там еще будешь?
Маша: До завтрашнего вечера точно! Если хочешь есть, возьми что-нибудь с собой.
Я прихожу на "Мульт.Ру" и несколько обалдеваю: почему-то всегда казалось, что это должна быть квартира или некое полуподпольное предприятие, где сидят безумные альтруисты с чашкой крепкого чая в одной руке и сигаретой в другой и рисуют свои безумные мультики во благо народа. Все оказалось совсем не так: нормальный питерский офис с развешанными по стенам грамотами и дипломами Олегу Куваеву за его детище.
Первый вопрос назрел у меня еще по дороге в студию:
-- Ты ночами часто работаешь?
Маша: Постоянно. И ночами, и по выходным. Вообще, очень много времени уходит на работу. Особенно когда аврал. Я наконец-то купила себе компьютер, хотя очень долго от этого воздерживалась, и теперь могу еще и дома работать. Теперь времени не будет ни на что.
-- Давно ты работаешь в этой студии?
-- Года полтора.
-- И как же ты сюда попала?
-- Пришла и говорю: "Возьмите!" Правда, когда я пришла, то не умела даже папку на компьютере создать! Я училась анимации в профессиональной студии "Мельница", где делают классическую анимацию на кальках, на просветах. Все по честному! Я отработала там полтора года. Мы делали полнометражный проект под названием "Карлик-нос", сдали его, и наступило некоторое затишье. Поэтому я ушла работать сюда. В течение, наверное, полугода изучала Flash, поделала рекламы... А потом занялась этим проектом.
-- Откуда сама идея мультика, и кто ее прародитель?
-- Мы работаем над материалом уже год, с середины 2003-го. А появилось все достаточно банально: компания "Связной" заказала студии "Мульт.Ру" мультипликационный материал для размещения на своем портале, чтобы народ к ним ходил, популярность портала росла -- очень хороший нежадный ход. А потом со временем они разрешили выкладывать мультик и на нашем сайте -- при условии, что премьера проходит на их сайте, а когда у них появляется новый мультик, старый переползает к нам. А мультики у нас появляются с разницей недели в две.
-- Насколько я поняла, "Связной" не предлагали никакого конкретного сюжета, от них исходила лишь сама идея сделать мульт...
-- Да, мы предоставили им примерно пять концепций, абсолютно различных по стилю и направлению. Одна идея была фантастическая, где группа ученых изобретает машину времени и в каждой серии попадает в разные временные пространства. Другая -- о сотрудниках какого-то отеля, к которым приходят люди, и с ними происходят разные ситуации. Я предложила сюжет с компанией молодых людей, которые тоже влипают во всякие истории. И они выбрали последний, потому что он показался им молодежным и более креативным.
-- В чем конкретно заключается твоя работа?
-- Я рисую мульт. А как режиссера моя задача заключается в работе со сценаристами, которые придумывают истории. Это Федор Королев, Миша Сафронов и Ваня Левенко, который сейчас работает у нас в студии аниматором. Они приносят мне историю, а я уже прикидываю, как это все будет выглядеть по кадрам, кто откуда будет выходить, всю динамику сцены...
-- Ты обсуждаешь с ними раскадровку?
-- Иногда... Да им это не особенно и нужно. Они на самом деле сами изумляются финальному продукту.
-- Расскажи подробнее о сценаристах...
-- У Мишки Сафронова есть свой проект "Движжение", они сделали уже несколько выставок в Петербурге, Москве, Пскове. Сейчас он очень занят с клубом "Deep Sound", поэтому как у них продвигаются дела с проектом, я не знаю. Федор наш общий друг, с которым мы, собственно, все и начинали придумывать. То есть мы с ним разработали всех персонажей в каком-то виде и сделали вместе первые 10 серий. А Иван -- это мой старый коллега еще по "Мельнице" -- аниматор.
-- Так вы вместе с ним сюда перешли?
-- Нет, Ваня только что пришел. Он последнее время работал на "Смешариках" -- это питерский проект флэш-анимации. А теперь он работает здесь аниматором и пишет мне веселые сценарии.
-- Расскажи о персонажах... Почему они такие? Как вы их разрабатывали?
-- Во-первых, когда это все начиналось, они имели своих реальных прототипов, то есть у нас была компания, откуда брались какие-то черты их характера. Правда, потом, к сожалению, от них ничего не осталось, потому что во всех анимационных фильмах, да и в любых, наверное, персонажи должны быть очень контрастными. Грубо говоря, один толстый, другой тонкий, один веселый, другой грустный. То есть у них надо было найти какую-нибудь яркую черту, выделить ее и развить, поэтому они стали очень контрастные. Нельзя было делать двух похожих персонажей. Так они и появились. Я туда запихивала черты характера, которые мне нравятся или не нравятся в людях, соответственно, чтобы ими либо восхищаться, либо...
-- Но они несмотря на то что все разные, очень позитивные!
-- Да, безусловно. Им всем уделяется практически одинаковое количество времени. Но у меня лично есть свои пристрастия...
-- Персонаж, которого ты озвучиваешь?
-- Нет. Мне нравится персонаж, которого зовут Локи, его озвучивает Az. На самом деле, он нравится всем, и мне кажется, это чувствуется. На форуме вообще есть отдельная тема про Локи.
-- А как вы привлекли группу "Психея" к озвучиванию мультика?
-- Изначально Локи озвучивал совершенно другой человек, его зовут Юра Александров, это наш бывший коллега по "Мульт.Ру", очень славный парень. И озвучивал он первые четыре серии, но потом почувствовал, что это не его персонаж, он ему не близок. И где-то в это же время я открыла для себя "Психею". Меня очень заинтересовал молодой человек, который читает у них рэп, МС. А потом через знакомых нашла его телефон, позвонила. Он сначала обалдел, подумал, что его бешеные фанатки придумали какую-то страшную авантюру, чтобы вытащить его куда-то. Но потом приехал, посмотрел на все это, и теперь мы работаем вместе и очень дружим. В то же время я искала, кто бы мог делать музыку к мульту, потому что он вот-вот должен был выходить, а в нем не было ни одной ноты. Я пришла к Олегу Куваеву, он выдал мне стопку дисков всяких питерских исполнителей, я все это прослушала, и "Психея" наиболее запала мне в душу. В общем, в результате Кита стал нашим звукорежиссером.
-- Что касается Кости Михайлова и Милы О'Када, сложно ли работать с москвичами? И как ты вообще с ними познакомилась?
-- У нас довольно давно, перед прошлым фестивалем "Максидром", была идея сделать анимационных диджеев, которые вели бы все это действие -- во-первых, на больших экранах в Олимпийском, а во-вторых, потом по телику. По этому поводу я ездила в Москву на радо Maximum знакомиться с диджеями, снимала на камеру все их ужимки и прыжки. Так мы и подружились. Проект благополучно накрылся, а я уже потом вовлекла их в эту авантюру. Теперь ребята высылают нам WAV-файлы, а мы уже их тут режем. Сложно, конечно, поддерживать ощущение живой беседы, и иногда кажется, что персонажи сами по себе. Они задают из Москвы вопрос: "Ну и как тебе все это?", а Питер должен ответить: "Да так, ничего!" И чтобы это живое общение возникло, нужно очень долго биться.
-- Можешь сформулировать концепцию мультфильма и его персонажей?
-- У каждого из них от первоначальной задумки осталась только одна главная черта, да и ладно, не Тарковские! На сегодняшний день это, пожалуй, самы распространенные типы, которые я встречаю. Не исключаю, что есть еще каких-то миллион, но тех, которые мне были бы интересны... Для меня они все шестеро близки...
-- А ведь про седьмого, самого маленького, не говоришь ничего...
-- Ха, ну да! Я сама не знаю, мальчик он или девочка! Он ведь не говорит ничего... И голоса у него нет. Я крайне бунтую, когда кто-нибудь за него что-то пытается сказать, сделать выдох. Я думаю, может, и правда, впоследствии его девочкой сделать?
-- Кстати, а как насчет цензуры? "Связной" вам ставил какие-нибудь рамки?
-- Нет, у нас никогда не возникало такой ситуации, что мы им высылаем мультик, а они отсылают его обратно и говорят: "Вот это, это и это переделайте". Единственной просьбой было, чтобы персонажи не бухали. Это очень смешно у них прозвучало: "Наши герои употреблением архаичной водки не занимаются!" Поэтому они у нас пьют всё, кроме этого напитка. Правда, в последнее время нам стали говорить, что они у нас многовато курят, но ведь что в жизни человеческой есть, то есть!
-- Поделись, каковы будущие сюжеты?
-- Была мысль сделать трилогию по поводу телевидения, проехаться по ним слегка. Мы хотели посмеяться над "Фабрикой звезд", всякими реалити-шоу и передачами типа "Самый умный". Вот теперь надо додумать эту идею...
-- А есть мысли сделать новый мультик?
-- Пока на это нет времени. А если когда-нибудь соберусь, могу сказать, что персонажей будет меньше, и они будут жестче. Вообще, были мысли попробовать себя на поприще клиподелания.
-- Как ты относишься к работам других аниматоров?
-- Конечно, классические мультики я смотрю из тех соображений, что это надо знать, но специально кассеты я себе не покупаю. Представь, я смотрю новую диснеевскую или "Dream Work"-эпопею и не думаю, нравится мне мультик или нет, а отмечаю, как сделаны походки, наезды и отъезды, монтаж. Это называется первая степень профессионализма. А вторая -- это когда ты снова отключаешься и просто смотришь мультфильм.
-- А какие мультфильмы тебе по-настоящему нравятся?
-- Когда я говорю о своих пристрастиях классическим аниматорам, они вздрагивают и говорят, что это полный отстой! Мне очень нравятся полнометражные диснеевские мультфильмы, но в меньшей степени, а в большей -- работы компании "Dream Work": "Принц Египта", "Дорога на Эльдорадо" -- у них утонченные персонажи и вытянутые пропорции. А чем вдохновиться могу... Конечно, Garrilaz, я даже этого не скрываю. Джимми Хьюлит -- отец духовный forever! Еще нравится мультик "Трио из Беллвиля". Кстати, а ты все серии "6 1/2" видела?
-- Если честно, нет...
-- Сейчас я тебе тогда на диск запишу... И картинки еще всякие...
Маша уходит в соседнюю комнату, ее недокуренная сигарета дымится в пепельнице... В студии слышен лишь вой компьютеров. На часах начало второго ночи. Понимаю, что Маша из такого типа людей, для которых время бежит по особенному: не с девяти до шести на работе и потом домой, а "сутки работаю, сутки сплю, двое работаю -- сутки сплю". Главное, чтобы было интересно! И никакая усталость и вечные проблемы (а у кого их нет?) не заставят остановиться.
==============================================
надеюсь, вы не против такого размера этого поста?
я_лю