Очень похожим на Афоню казался актер Георгий Бурков. Но Георгий и актриса Евгения Симонова в роли Кати как-то не подходили друг другу. На худсовете говорили: "Георгий Бурков обаятельный и симпатичный, но с трудом верится, что такая девочка, как Женя Симонова, влюбилась бы в него с первого взгляда – зритель не поверит... Афоня Буркова должен что-то совершать, чтобы на него обратила внимание Женя Симонова, но для этого потребуется изменить сценарий – получится другой фильм". Не убедил худсовет и актер Владимир Носик: он был "слишком положительным", играл генералов и в образе выпивающего человека не смотрелся.
[750x438]
Когда пробовали Николая Караченцова, ассистентка режиссера воскликнула: "В такого сантехника Катя вряд ли влюбилась бы – посмотрите на его зубы! На них придется делать накладку!". Мужчины киногруппы удивились – они не видели в улыбке Николая никаких дефектов, но к мнению дамы решили прислушаться и Караченцова забраковали. Афоней в итоге стал Леонид Куравлев. Вообще-то, режиссер сразу планировал его на эту роль, но вызвал его на пробы не сразу – надеялся, а вдруг ассистенты, которые искали исполнителя по всей России, приведут актера, который откроет своего, неожиданного Афоню?..
[750x525]
Для сценариста Александра Бородянского "Афоня" 1975 г. был дипломной работой. Ее долго никто не хотел ставить, но потом он по совету друзей отправил "Афоню" на конкурс сценариев... о рабочем классе, где получил приз. О смешном сценарии узнал Георгий Данелия и без труда пробил запуск новой картины. Интересно, что до "Афони" Александр Бородянский пива на дух не переносил. Сценарий писал на родине в Воркуте и там увидел, как мужики сначала сырое яйцо разбивают, желток плюхают в пиво, а затем пьют. Этот процесс и описал в сценарии.
[750x563]
Георгий Данелия решил, что, раз сценаристу известны такие тонкости, значит, он большой знаток этого напитка, и, когда они с ним приходили в кафе пообедать в перерывах между съемками, он говорил: "Ну, ты, конечно, пиво выпьешь!". Чтобы его не разочаровывать, Бороднянскому приходилось пить. На съемках пиво тоже обычно было не только в кадре. Однажды сценарист "Афони" даже получил телеграмму: "Срочно приезжай на съемки!". Приехал. Снимали сцену в бане, для этого к пиву купили мешок воблы – тогда это был огромный дефицит. А Александра Бороднянского пригласили как главного специалиста в этом деле. В результате за время съемок он так полюбил пиво, что действительно стал знаменитым пиволюбом.
[750x563]
Хотя в "Афоне" и были заняты очень популярные актеры Евгений Леонов и Леонид Куравлев, самым большим успехом у народа пользовался все же Савелий Крамаров. На рынок посылали только его – продавцы задаривали актера продуктами, но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино, значит, и в жизни такой. Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго...
[750x555]
Актера Борислава Брондукова охранники ресторана в московской гостинице, где в 1975 году шли съемки "Афони", приняли за алкоголика. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося актера с бранью выкидывают из гостиницы: "Тоже выдумал – артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!".
[750x548]
Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе, чтобы увеличить грудь, подложили манную крупу. Тут некстати заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на "морской узел". Грудь так "заиграла" в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью...
[750x563]
Сцену во дворе Леонида Куравлева с Евгенией Симоновой снимали до обеда, а потом после обеда. Во время обеда Куравлев по привычке переоделся. И только при монтаже увидели, что "Афоня" в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно – оставили так. Зрители даже не заметили этого подвоха – были слишком захвачены переживаниями героев.