[200x324]Давненько книга не сподвигала меня к бурной умственной деятельности =0) Сальвадор он на то и есть Salvador, чтобы спасать людские души от духовной лени!
Конкретно мое издание - изд. Искусство 1991г. - весьма удачное, в нем есть все, что необходимо для адекватного восприятия откровений Дали, а именно - пространные предисловия А. Якимовича с экскурсом в биографию Дали и подробные объяснения на пальцах, что такое дадизм, сюрреализм, а главное - фрейдизм и ницшеанство, без которых не было бы ни сюрреализма, ни Сальвадора Дали. Еще тут есть иллюстрации с репродукциями не только самого Дали, но и др. сюрреалистов/дадаистов. И Приложения: Трактат о пУках, Похвала мухам, Сравнительная таблица ценностей в соответствии с далианским анализом, в которой сравниваются таланты и гении художников разных эпох, и еще много вкусного =0)
В качестве аннотации: Дневник Дали не имеет самостоятельной литературной ценности, но является ценным лишь как часть САЛЬВАДОРА ДАЛИ. А Сальвадор - это больше, чем человек, чем человек-художник, даже больше, чем сумма всех его произведений. Поэтому чтение Дневника категорически противопоказано тем, кто о Дали знает лишь то, что "был такой художник, который нарисовал расплавленные часы и горящего жирафа". Людям без чувства юмора и думающим, что "тролль" - это такой скандинавский мифический зверь, чтение Дневника противопоказано вдвойне.
Сам Дневник совсем небольшой, всего-навсего 124 стр. 124 страницы, вдумайтесь! =0) 124 страницы, а порождает настоящее цунами мыслей, идей, вопросов, согласий-несогласий, догадок, озарений...
Наверное, самое первое и общее, что можно сказать о Дневнике как о книге, это то, что серьезно кого-то эпатировать и/или оскорбить она могла лет 50 назад (впервые издан в 1964), а сейчас такой прозой разве что домохозяек и прочих буржуа пугать =0))
На самом деле, если любой из нас поимеет смелость озвучить хоть часть своих мыслей, мимолетных желаний и образов, ассоциаций, которые приходят в голову - получилось бы точно так же, как и у Дали в его Дневнике. Разница лишь в масштабе и контексте: если обычного человека странные мысли и "сопряжения идей далековатых" посещают иногда и изредка, то Дали все свое мышление перепрограммировал на ежеминутное производство парадоксов, изнаночных символических смыслов, диких метафор и всякого рода оксюморонов.
Впечатление второе - при всей его сделанности Дневник производит иллюзию безыскусности, импровизации. Одним происшествиям уделяется много места-текста, другие намечены пунктиром, то записи несколько дней подряд, то выпущены целые месяца и года. Впрочем, когда пропущен целый год, автор приписывает кокетливые примечания типа "чем занимался, расскажу потом" =0)
А теперь о главном =0)
Основа творчества и жизненной философии - 1) фрейдизм (подсознательное имеет над человеком больше власти, чем сознательное; чтобы жить счастливо, надо выпустить наружу все иррациональное) и 2) ницшеанство (полная свобода от каких бы то ни было социальных, морально-этических, исторических рамок, концепция сверхчеловека).
Посему иметь хотя бы поверхностное представление об эпохе (после Первой мировой - начало и становление творчества), о предшественниках (дадизм), об идейно-философском фоне (пресловутые фрейдизм и ницшеанство), о коллегах по цеху и влияниях (Пикассо, например). В предисловиях Якимовича это есть, кому интересно - в Сети есть куча сайтов, посвященных Дали и его творчеству, в том числе с некоторой спискотой и вот еще.
Без вышеозначенного ликбеза Дневник и открывать нечего, я настаиваю.
Дневник - как брызги шампанского в Новый год =0) бьющая через край жизнерадостность, восторг, упоение самим собой и любимым делом, бесконечные признания в любви жене, родной стране, искусству.. кто-то скажет - пафос и нарциссизм. Кто-то скажет - игра на публику.
Да пофиг, на самом-то деле =0) это просто приятно читать - без нытья, без драм, слез и соплей, мелочных обид и оправданий, которыми так полна мемуарная литература. Просто для разнообразия - почитать дневник, автор которого ЛЮБИТ себя, любит людей, жену, свою страну, свое дело. Который наслаждается каждым мгновением своей жизни, ценит каждый миг, слово, звук, образ, запах. В чем-то это совершенно детское восприятие мира - каждая мелочь важна и прекрасна, неповторима и единственна в своем роде.
Из "детского" взгляда на окружающую действительность вполне естественно вырастает художническая жадность - когда ВСЕ, буквально ВСЕ видимое, осязаемое, слышимое, а пуще всего - НЕвидимое, НЕосязаемое и НЕслышимое, скрытое, внутреннее - становится топливом для творчества. Дали абсолютно всеяден. Он принципиально не ограничивает себя ни в чем, для него нет ничего святого и - все свято. Никаких рамок, условностей, представлений о добре и зле ("по ту сторону добра и зла" - помним? =0)
Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.
И вот Гитлер, Ленин и эта дохлая рыбка-натурщица, чешуйки которой Дали с такой тщательностью выписывает на холсте - все суть явления одного порядка, только некие внешние раздражители, дающие импульс его фантазии, толчок первой косточке домино - а за ней следуют все остальные. Поражает воображение алчность, с которой Дали поглощает реальность, переваривает ее и извергает обратно в виде картин, гравюр, декораций, текстов, фильмов, ювелирных украшений, фотографий...
И все, к чему бы он не прикоснулся, превращается в золото =0) Не без помощи оборотистой жены, как мы сейчас понимаем, она была его финансовым агентом и менеджером и бухгалтером. Что такое деньги для Дали?
Еще в отрочестве узнав о том, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным "Дон Кихотом", сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Кристофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще и в тюрьме, узнав обо всем этом еще в отроческие годы, я, внимая благоразумию, настоятельно посоветовал себе заблаговременно позаботиться о двух вещах:
1. Постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме. Это было своевременно исполнено.
2. Найти способ без особых трудов стать мультимиллионером. И это тоже было выполнено.
Самый простой способ избежать компромиссов из-за золота - это иметь его самому. Когда есть деньги, любая "служба" теряет всякий смысл. Герой нигде не служит! Он есть полная противоположность слуге. Как весьма точно заметил каталонский философ Франциско Пухольс: "Величайшая мечта человека в плане социальном есть священная свобода жить, не имея необходимости работать". Дали дополняет этот афоризм, добавляя, что сама эта свобода служит в свою очередь и необходимым условием человеческого героизма. Позолотить все вокруг - вот единственный способ одухотворить материю.
Деньги = свобода творчества, т.е. возможность заниматься только тем, чем хочется - без ограничений, без сроков, без необходимости продаваться. Будем честными, мы все ему в этом завидуем =0) Что он оставил после себя? Себя =0) всего себя включая собственное тело, свои творения, движимость и недвижимость, он оставил единственному наследнику - Испании.
Какашки, козявки, слюни, навязчивое желание взрывать все вокруг, чтобы запечатлеть во всех подробностях разлетающиеся потроха и кровь.. Прежде всего Дали взрывает мозг окружающих по типу "а я взял и отхлебнул" =0)) Зачем? потому что он профессиональный тролль! Почитать только его диалоги с невинными гражданами:
Время от времени, но с упорным постоянством встречаются мне в свете весьма элегантные, то есть умеренно привлекательные женщины с почти чудовищно развитой копчиковой костью. Вот уже много лет эти самые женщины, как правило, горят желанием познакомиться со мною лично. Обычно между нами происходит разговор такого порядка:
Женщина-копчик: Разумеется, мне известно ваше имя.
Я - Дали: Мне тоже.
Женщина-копчик: Вы, наверное, заметили, что я просто не могла оторвать от вас глаз. Нахожу, что вы совершенно очаровательны.
Я - Дали: Я тоже.
Женщина-копчик: Ах, не будьте же льстецом! Вы меня даже и не заметили.
Я-Дали: Но я говорю о себе, мадам.
Женщина-копчик: Интересно знать, как это вы добиваетесь, что усы у вас всегда стоят торчком?
Я-Дали: Это все финики!
Женщина-копчик: Финики??
Я-Дали: Да-да, финики. Именно финики, такие плоды, которые растут на пальмах. Я заказываю на десерт финики, ем их, а когда кончаю, прежде чем омыть пальцы в миске, слегка прохожусь ими по усам. И этого достаточно, чтобы они держали форму.
Женщина-копчик: По-тря-са-ю-ще!!!
Я-Дали: У этого способа есть и еще одно достоинство: на финиковый сахар непременно слетаются все мухи.
Женщина-копчик: Какой кошмар!
Я-Дали: Что вы, я просто обожаю мух. Я могу чувствовать себя счастливым толькокогда лежу- на солнце, совершенно голый и весь облеплен мухами.
Дали как одержимый стремится к идеалу, вся его деятельность - вечный поиск того единственного божественного метода/способа/техники, которая одна позволит воплотить на холсте СОВЕРШЕНСТВО, т.е. совершенно точно отпечатать на материальном носителе идею художника. Часто кажется, что вот-вот - и будет тот самый божественный мазок кисти, и часто бывает, что картина кажется Дали верхом совершенства, что лучше уже не сделать, но... назавтра он снова берется за дело и снова ищет, как совершенно, идеально нарисовать тень на руке человека, складку ткани, чешуйку на рыбе...
*В грядущем году я стану не только самым совершенным, но и самым проворным художником в мире.
Одно время я думал, что можно писать полупрозрачной и очень жидкой краской, но я ошибся. Амбра съедает жидкую краску, и все сразу желтеет.
*Снова тружусь над левым бедром (на картине - прим.). И опять, едва просохнув, оно покрывается какими-то пятнами. Надо обработать это место с помощью картошки, а потом смело и прямо, гиперкубически все переписать, но не тереть и не скоблить.
Спроси у любого "современного художника", где его корни, заведи с ним разговор об искусстве и почти с 99% вероятностью упрешься в его полное невежество и основанное на нем же непомерное самомнение (так, как я, никто еще не рисовал!!). Но Дали зиждит свою оригинальность на прочном основании - знании и уважении к мастерам Возрождения. В самом деле, если обратить внимание на то, КАК написаны его картины, а не ЧТО там изображено, на ум сразу приходят Леонардо да Винчи и Рафаэль, Вермеер - эти имена не сходят со страниц Дневника, он с ними спорит, изучает их, стремится проникнуть в тайну их техники, критикует, анализирует...
*Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности.
*Увольте меня от ленивых шедевров!
*Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас всегда будут уважать.
Коротко говоря, метод Дали состоял в том, чтобы нечто вполне обычное и обыденное поместить в абсолютно иррациональный контекст (портрет девушки в совершенно вермееровском стиле - и с французской булкой на голове =0)) . Окружающая реальность подвергалась именно такой анализу - расчленению на простые составляющие ("Кружевницу" Вермеера можно разложить на "носорожьи рога", т.е. на кривые линии), имеющие символический смысл (зачастую понятный только самому художнику =0))
Далианский = в духе Дали, т.е. символичный, мистический, иррациональный, необъяснимый. Вообще у Дали и язык далианский - он говорит дикими метафорами, парадоксами и оксюморонами, наделяет слова собственным, непонятном другим, содержанием. Любимая игра Дали - в ассоциации, алогичные скачки мыслей, идей и образов.
Я одним легким движением руки утихомирил восторги публики и добавил: "Думаю, после сегодняшнего выступления уже всякому ясно: догадаться перейти от Кружевницы к подсолнуху, потом от подсолнуха к носорогу, а от носорога прямо к цветной капусте способен только тот, у кого действительно есть кое-что в голове".
Дали есть самый яркий, на мой взгляд, пример self made man =0) Он не родился гениальным художником (посмотрите на его ранние картины), но родился со способностью находить возможность сделать из ничего что-то =0)) Кому-то Дневник покажется бредом сумасшедшего, автоматическим речитативом шизофреника. Нет.
Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время.
Язык Дали - это гениально сконструированный самостийный язык для выражения всего принципиально невыражаемого обычными средствами человеческого языка - сложнейших комплексов ощущений, клубков эмоций, сплетения ассоциаций, сплава идей/убеждений.. одним словом, подсознательного, иррационального, часто "стыдного", всего того, что мы с вами боимся обозначить словами.
Итоги: иметь на полке рядом с Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим (молодой Дали) и 50 магических секретов мастерства за его же авторством.