[200x308](Иллюстрация на обложке отвратна, да).
"Дюна" - в общем-то, классика научной фантастики, подвид "для больших мальчиков". Начинала ее читать в детстве, но не пошло - слишком научно и малофантастично. А тут, стало быть, рецензия-обзор книг и фильмов о Дюне от Красного Циника. Ну, думаю, время пришло =0)
И стала ходить в обеденный перерыв в библиотеку, за час как раз успевала освоить 10-20 страниц. Таким образом прочитала 2/3. Каюсь, не выдержала - заглянула в конец книги, от финальной фразы как-то сразу погрустнело и потому остановилась на пару месяцев подумать. А тут таки решила добить - как нырнуть в холодную воду: лучше резко, чем медленно с привизгом и покрываясь мурашками.
Вообще текст не из легких - уж очень перегруженное повествование, не худ.литра, а настоящие хроники, т.е. нужно быть в курсе контекста (время и место действия, особенности описываемого мира), а автор как-то не очень щедр на экспозиции. Для таких случаев придуманы сноски и примечания (о, как виртуозно ими пользовался сэр Терри Пратчетт!), но в Дюне их нет.
Итак, в Дюне все "свое":
1) свой особый язык - термины религиозные, научные, технические (добро пожаловать в словарь в конце книги!),
2) общественно-социальное устройство - космический феодализм Империи + родоплеменное общество планеты Дюна,
3) экономика - полная зависимость планет от Гильдии космоизвозчиков, конченных наркош, способных водить космические корабли через гиперпространство только под спайсом (спайс - он же специя, пряность или меланжа), который добывается на одной-единственной планете Империи - Арракисе (она же Дюна);
4) религия - орден матриархов-евгеников Бене Гессерит, помешанных на идее выведения Сверхчеловека; вообще с религией все ужасно сложно, каких только мифов и духовных практик автор не нашинковал в свой винегрет!
5) техника, точнее, ее отсутствие после восстания машин в духе терминатора, технику полностью заменили специально выведенные и обученные люди - ментаты.
Прежде всего, Дюна - это жестокие политические игры, игры навылет. Интриги, скандалы, расследования. Большая и малая политика составляет львиную часть книги, и, по большому счету, она является главной движущей силой сюжета - рви глотку врагу, души, топчи, чтобы самому не оказаться задушенным и растоптанным. Посему наиглавнейшие достоинства главных героев - жесткость и жестокость, холодный расчет, умение скрывать свои чувства, быстрота реакции, бдительность на грани паранойи, ум шахматного гроссмейстера, дальновидность и стратегическое мышление.
Сюжет в двух словах. В результате сложных многоходовых интриг планета Дюна (она же Арракис, камни и пустыня, где живут гигантские песчанные черви) - самый лакомый кусочек во вселенной, т.к. только там добывается спайс, основа всей экономики Империи - оказывается под управлением нового губернатора, герцога Лето Атрейдиса. До него планетой управляли и стригли сверхдоходы бароны Харконены, заклятые враги Атрейдисов. Герцог Лето со своей наложницей и единственным сыном Полом (он же Пауль в др. переводе) отправляются на новое место жительства, прекрасно понимая, что скорее всего там и сгинут, т.к. барон Харконен ни в жисть не позволит вырвать из рук курицу, несущую золотые яйца. Впрочем, небольшой шанс уцелеть и закрепиться на Дюне все же есть, герцог Лето развивает бурную деятельность, но тут Харконен сговорился с Императором и все заверте... кто читал книгу - дальше поймут и так, кто не читал - читайте книгу =0))
Мир. Вселенная проработанная настолько детально и так логично увязаны в ней причины и следствия происходящего, что аж придраться не к чему. Хотя... =0))
Вопрос №1. Как мог барон Харконен проворонить фрименов, а Гильдия - спайс?
Главная коллизия - противостояние Пола Атрейдиса барону Харконену, Императору, Гильдии, да и сама возможность такого противостояния, держится на трех китах: Лени, Глупости и Нелюбопытстве.
1) Нелюбопытство и лень барона Харконена, который за 60 лет управления планетой не удосужился как следует ее изучить, посему для него стал полной неожиданностью тот факт, что аборигенов-фрименов на планете ровно на 10 хренсколькилионов больше, чем он думал. И все они его люто ненавидят. И все как один готовы встать под знамя Атрейдиса =0)
2) Глупость Гильдии космотаксистов, которая с момента открытия спайса НЕ УДОСУЖИЛАСЬ ни изучить его свойства, ни происхождение, не догадалась не то что наладить производство синтетического спайса или раззовод ее на других планетах с похожими климатическими условиями (вот уж бесплодных каменюк будто в космосе мало!), но и просто хотя бы взять под свой контроль Дюну. Ну вот и получилось, что один 18-летний сопляк, захватив власть на Дюне, поставил на колени не только Императора, но и всемогущую Гильдию.
Мы простили бы автору всех трех китов, если бы автор на каждой странице не вопил (именно вопил, повторяя и повторяя одно и то же) о сверхгениальности и барона, интригана и политикана до мозга костей, и о всемогуществе Гильдии - вертепе тех еще горлогрызов. Да и ладно бы с бароном - все-таки один чел может ошибаться, но Гильдия-то, совокупность множества умных людей, как так обмишурилась?! Единственный источник своего могущества - планету Дюна - не прибрать к рукам или не начать производство спайса где-нибудь еще? Им что, бабушка не говорила в детстве "не храни весь спайс на одной планете"?
Автор, правда, в конце книги таки пытается оправдать Гильдию, но оправдывает их лень и глупость - ленью и глупостью =0) А ведь казалось бы, логика оч простая - первейший инстинкт любого живого существа: если нашел ништячок, то обязательно узнай, что это такое, откуда он берется, как его умножить и где заначку прикопать. Ни за что не поверю, что кто-то может руководствоваться какими-то другими соображениями, когда речь идет о выживании!
А с бароном так вообще никаких оправданий нет, его финальный выход и блеяние в ответ на вопрос Императора "Вы что, на юге планеты вообще разведку не проводили за столько времени?" - просто смех. 99% книги живописало то, какой барон опасный противник, а тут такой конфуз - попался как кур во щи.
Герои. Всем хороши, если бы автор не переборщил с "самый великий воин во вселенной", "самый-самый ментат по обе стороны галактики", "самый хитрожопый проницательный и мудрый советник".
Вопрос №2: почему вселенная Дюны не больше средневековой Европы?
Место действия - на минуточку - гигантская Империя, где представители Великих домов управляют не просто неким земельным наделом, а целой планетой и не одной! Однако ощущения сколько-нибудь большого пространства, широты размаха - по ходу чтения читатель не достигает.
И тут я задалась вопросом, как вообще в книгах создается это самое ощущение масштабности? Для сравнения могу привести пример - "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса, где вселенная, на фоне которой разворачивались события, настолько необъятна, что в эту межзвездную пустоту могёт засосать с десяток галактик! Вот навскидку несколько наблюдений:
1) большое пространство = большое разнообразие. У Адамса были пОходя перечислены/упомянуты/описаны десятки разных цивилизаций, видов, культур, в Дюне мы имеем дело с одной и той же цивилизацией, различий между обитателями разных планет не больше, чем между обитателями соседних стран на Земле.
2) большие массы людей = обезличенность личности, один из миллиардов - это ничто. У Адамса есть это - осознание себя как ничего не значащей песчинки, от которой, в общем-то, ничего не зависит. Когда каждая форма (живая или не живая, форма жизни или форма снежинки) во вселенной - уникальна, то по большому счету не уникально ничто. В Дюне акцент сделан на "самости" героев. Каждый герой здесь самый-пресамый в своем роде, хотя вообще и в принципе очень странно, что кто-то может считаться "лучшим" на фоне сотен тысяч просто "самых", и тысяч "самых-самых", каждый из которых оказался на своем месте в результате жесточайшего естественного отбора (и НЕестественного, если принять во внимание происки фанатиков евгеники из ордена ведьм-матриархов). При прочих равных "лучших" воинов/советников/политиков нет, а есть благоприятные обстоятельства, позволяющие единицам оказаться наверху. И то ненадолго. Ибо благоприятные обстоятельства имеют привычку изменяться в обратную сторону, знаете ли.
Книга сразу же сильно теряет в масштабе, когда автор начинает пересаливать героев пафосом и переперчивать уникальностью. Слишком выпяченная роль личности в истории обесценивает саму историю - мега-сага о рождении сверхчеловека, фактически - история того, как человечество получило шанс превозмочь себя как вид и стать чем-то иным, перейти в новое качество бытия/сознания - эта мега-сага производит впечатление банальной феодальной разборки. Фокус все время на героях, как будто только от их действий зависит все, будто не существует больше ни людей умнее/храбрее них, ни обстоятельств, которые могут порушить их стройные красивые безупречные планы.
Еще один лингвистически неудобный момент. "Самым-самым" можно быть при условии, если всех остальных прочих пересчитали, сравнили и выяснили, что среди них самый-самый - вот этот. Вселенная, в которой возможна сама мысль о возможности пересчитать и сравнить - не так уж велика. Не вселенная, а вселенночка. Вселенюшечка =0) Размером примерно со средневековую Европу, где счет на рыцарей и в жирные-то времена шел на какие-то жалкие десятки тысяч.
3) большое пространство = большие массы людей = столкновение интересов = проблема контроля. Когда повествование разворачивается на таком масштабном полотне, отдельные фигурки как-то смешно называть "великими политиками/властителями" и вообще предполагать возможность контроля одним-двумя индивидами гигантских масс людей/организаций при отсутствии сколько-нибудь внятного бюрократического аппарата, совета директоров и т.п. Количество управленческих структур в Дюне исчезающе мало: Император, Гильдия, совет Малых и Великих Домов. Император по сути является посредником между высшей аристократией и Гильдией. Этого явно недостаточно, чтобы не то что управлять вселенной, но хотя бы гарантировать относительное равновесие сил и спокойствие. Слишком монотонная, однообразная система, слишком простая, чтобы уравновесить интересы и аппетиты орд местных царьков с N-го количетва планет. К слову, у Адамса у каждого вида была своя политическая система, хотя были и межгалактические корпорации типа Издательства... а уж бюрократия =0)) она в "Автостопе", можно сказать, отдельный персонаж.
Вообще Дюна начинается как мега-эпик, но заканчивается как камерный концерт для скрипки и фортепиано. Вроде бы тонны пафоса на тему судьбы вселенной, будущего человечества (прямо по Ницше - "человек - нечто, что должно превозмочь") и т.п., но вот складывается ощущение, что оно все затевалось как феодальная разборка, и так оно к этому и свелось. Если бы речь шла не о планетах, а о герцогствах, не о Космической Гильдии, а о Гильдии караванщиков и погонщиков верблюдов, не о фирименах и червях размером с дом, а о бедуинах-партизанах и гигантских сусликах - смысл книги остался бы точно такой же.
Композиция. Сначала довольно цельная. Рассказ о приключениях Пола перемежается с рассказом о кознях барона Харконена, каждая глава начинается эпиграфом - отрывком из сочинений принцессы Ирулан.
Вопрос №3: зачем так спойлерить?
О том, кто такая эта принцесса Ирулан мы узнаем только в самом конце, но эпиграфы-то сопровождают каждую главу с самого начала книги! Названия сочинений, откуда взяты тексты эпиграфов, дают ретроспективный взгляд на описанные события, дополняют иллюзию хроники, добавляют тексту эпичности и.. безбожно спойлерят =0) Вот читаешь себе, читаешь и тебе все еще не ясно, выживет ли Пол (он же пророк МуадДиб) и отобъет ли свое герцогство, но - судя по тому, что Ирулан уже написала трактаты типа "Избранные изречения МуадДиба", "Пробуждающийся Арракис" и т.п. - Полу-МуадДибу удастся не только выжить, поставить под ружье всех аборигенов-фрименов и отбить Дюну, но еще и спихнуть с трона самого Императора. Дюна хотя и приближается к хронике, но таки не хроника, а роман, и такие спойлеры роману, я считаю, не к лицу.
Начиная с середины композиция становится более неряшливой, между главами пропускаются значительные промежутки времени и важные события. Под конец автор делает попытки досказать некоторые недосказанности и залепить логические дыры типа "Почему хитрейший и осторожнейший барон так легко повелся и полностью доверился захваченному в плен главному советнику Атрейдисов?" (а советник, как и предполагалось, не предал своего бывшего господина и подвел барона под монастырь), "Как величайший из умов галактики - Император - мог так сглупить, чтобы самолично притащиться на Арракис для разборок между вассалами?" (и Полу-МуадДибу ничто не помешало захватить Императора в плен) и т.п. и т.д. События как-то непонятно скачут, логика поступков героев и повествования начинает проседать.
Вопрос номер 4: так ли страшен джихад, как его намалевали?
Пол-МуадДиб постоянно мучается вещими снами на тему джихада, который развяжут фримены и который поглотит всю галактику, погрузит человечество в хаос. Но. Дюна - это всего лишь ОДНА планета. Несоизмеримо по масштабу с Империей и Гильдией. И там, на Арракисе-Дюне, каких-то жалких 5-6 миллионов фрименов. Какой нафиг джихад? С шашками на танки? =0) угроза физической расправы силами бедуинов...
Ну нет, правда, угроза священной войны с целой Империей со стороны горстки полудиких оборванцев, будь они хоть супер-мега-гига-воинами, выглядит как-то неубедительно, согласитесь? =0)
Для Пола императорский трон - это тактическая и стратегическая цель. Тактическая потому, что удовольствуйся он только Дюной, его бы все равно не оставили в покое - ни Гильдия, ни Император, ни Харконены, посему уж лучше радикально решить вопрос раз и навсегда ("не можешь победить - возглавь"). Стратегическая - потому, что только с вершин императорской власти можно предотвратить пресловутый "джихад", который фримены все равно начнут - с Полом или без него. Как ни крути, а императорская хризолитовая (хризопразовая?) табуретка Полу смертельно необходима. Вот только никогда не бывало, чтобы воли одного, пусть даже самого высокопоставленного и могущественного человека хватало, чтобы предотвратить то, что выгодно/очень хочется авторитетным ОПГ сиречь Домам - Малым и Великим.
Идеи большие и маленькие
Что хотел сказать нам автор? Большая власть - большая ответственность. Пацан сказал - пацан сделал. Традиции - хорошо, но собственный мозг тоже полезно включать. Нарушители правил всегда в выигрыше, а предсказуемость мастдай. Думай о будущем сейчас, терпеливо возделывай виноградник свой и будет тебе счастье. Ну, может не тебе, а твоим потомкам. Через хренсколькилион поколений.
Кстати, о виноградниках. Говорят, что в Дюне заложена мощная экологическая идея, только, сдается мне, мощно здесь что-то путают. Под экологией мы привыкли понимать прежде всего охрану окружающей среды от человека, но аборигены Дюны (условные аборигены, конечно) как раз только тем и занимаются, что исконную среду планеты (горы и песок, полное отсутствие растений и почти полное отсутствие воды) разрушают, повсюду насаждают зеленюку и подстригают свой садик под рай. Правда, при этом автор не забыл упомянуть, что "на Дюне всегда будут черви и всегда будут пустыни". Типа всем места хватит - и джунглям, и пескам. Впрочем, если под экологией понимать меру, степень и глубину сожительства хомосапиенсов с окружающей средой - то да, этому вопросу посвящено полкниги.
Стиль
Очень такой серьезный, без изысков и юмора. Так как фримены двинуты на религии и изначально, до переселения на Дюну, были кем-то вроде арабов-мусульман, то как только фокус наводится на них, стиль становится довольно-таки пафосным. Вообщем-то, это к месту, но...
Вопрос №5: зачем столько пафоса?
..т.к. к концу книги речь идет в основном только о фрименах, библейщина/коранщина вроде "о, мать моя", "о, мой мужчина, отец моего первенца" начинает доставать и откровенно смешить. В реальной жизни даже самые двинутые на теме традиционного образа жизни люди вряд ли между собой так говорят.
По части словоупотребления.. "свои" термины в Дюне бОльшей частью - подрехтованные или целиком взятые из арабской/мусульманской культуры, отчего сильный привкус то ли сказок Тысячи и одной ночи, то ли какой восточной эзотерики. На мой взгляд, лучше было бы придумать новую форму для такого содержания. Ибо старая форма (слово "джихад", например) тащит за собой слишком длинный хвост совершенно определенных ассоциаций. Слова, знаете ли, имеют свою историю, и ассоциативный хвост путается под ногами, когда автор описывает старыми словами новое явление.
Итог
Дюна - безусловно шедевр научной фантастики =0) Не без изъяна, но прекрасный, самобытный, детально прописанный мир, в который погружаешься с головой.