• Авторизация


Малахитовая шкатулка, Павел Бажов 15-06-2016 19:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x250]На картинке не то издание, которое читала я, но мое слишком древнее, его на озоне не нашлось =0)

Собственно сказы Бажова проходят в школе, да и мультики есть, т.е. тема знакомая с детства, но вот целиком прочитать довелось только сейчас.

Как-то вот и не знала, что это не отдельные сказки (сказы), а, как сейчас говорят, цикл. Свою книжку прочитала за пару дней - отличное чтиво =0)

Впечатления по ходу.

Сказ. Это не сказки - не народные и не авторские, это не рассказы, не новеллы. Это особый жанр - сказ. Что означает, во-первых - между автором и читателем стоит "рассказчик" - выдуманный автором "автор", который рассказывает истории; во-вторых, конкретно в случае Бажова, сказы его - переложение былей-баек уральских старателей, "легенд" (хотя до статуса легенды не дотягивает). В сказах, в свою очередь, находит отражение мифологическое мировоззрение людей. Мифологическое, языческое. К слову, по ходу чтения такое чувство, что христианства в России либо не было вообще, либо оно прошло мимо Урала =0)

Язык - подделка под язык уральских рудокопов. Жаргонизмы, сленг, просторечия, деревенский говорок... Читается нелегко, местами даже трудно. Ритм рваный, столпотворение согласных, в каждом слове по два-три лишних уменьшительно-ласкательных суффикса, избыточность языковых средств.... ааа!! В предложении из 7 слов спотыкнешься не менее трех раз. Не то что вслух - и про себя прочитать без запинки умудриться надо. Устная речь, она, конечно, не письменная, но трудно представить, что кто-то мог так говорить. Обычно-то естественный живой язык тяготеет к упрощению и сокращению языковых форм, а тут такая вычурность, что смысл заслоняется формой. Каждому второму слову/фразе нужен, конечно, перевод и токование/комментарий, ибо описываемая эпоха от нас оч далека и реалии стародавнего быта требуют объяснений плюс встречаются диалектные слова.

Сюжеты. Вообще-то довольно однообразны, но оно как бы закономерно - людей всегда, в общем-то, волновали немногие вещи: любовь, смерть и звездное небо над головой, т.е. потустороннее =0) Сквозной мотив всех сказов - встреча с потусторонним (с Хозяйкой Медной горы, Великим полозом и т.п.) и последующее счастье/несчастье героя в деловой и личной жизни. Рефреном звучит мысль о том, что соприкоснувшись раз с Иным миром, человек становится его частью и среди живых реальных людей ему уже не место: он либо умирает/погибает, либо уходит в Иной мир. Иногда одновременно =0)

Особая мякотка - первая половина сказов представляет собой как бы одну историю, связанную местом действия (рудники, поселки) и ГГ (Хозяйка Медной горы), в остальных сказах тоже либо фигурируют те же  ГГ, либо те же волшебные вещи. К концу бажовского "цикла" хронологическая связь, связь между ГГ, местом действия и волшебными вещами слабеет и пропадает, посему создается впечатление, что автор не ставил себе целью сделать из сказов некий большой текст, а связность некоторых сказов между собой - естественное следствие того, что почти все сказы имеют один источник, бытовали в конкретном месте в узком кругу людей.

Герои. Черно-белые. Либо насквозь прогнившие, либо прекрасные. Есть несколько героев, которые сначала серенькие, но потом становятся либо белыми и пушистыми, либо чернеют окончательно. В отличие от эпических героев, героев сказок, легенд, бажовские герои не одномерны, они колеблются, сомневаются, принимают противоречивые решения, меняются со временем. Их характеры довольно сложны, действия не всегда объяснимы с точки зрения обывательской логики (одержимость Данилы-мастера идеей создать из камня такую вещь, которая бы раскрыла всю красоту самого камня) и именно эта необъяснимость делает героя героем =0)

Отдельно отстоят герои не-люди - антропоморфные силы природы, хранители земных недр и ее богатств. Они не злые и не добрые, они справедливые =0) Хорошему человеку помогут, плохого погубят. Могут причинить вред нечаянно - в силу своей потусторонности, и во всех сказах повторяется одна и та же мысль - "колдовства не буди, отвернись, не гляди", с чуждыми человеку силами лучше не связываться.

Мир. Кошмар. От слова "кромешный". Читатели-дети, как правило, не обращают внимания на фон - холод, голод, ужасающую несправедливость, нищету и в общем безысходность существования крепостных (фактически рабов) на рудниках. Вот старатель (вдовец) по приказу начальства идет расчищать опасный участок штольни - на верную смерть, ибо начальству дешевле обойдется гибель крепостного, чем строительство укреп для стен и потолка. И старатель берет с собой дочку. Потому что маленькому ребенку лучше погибнуть вместе с отцом, чем остаться жить без единственного родителя. Без отца ребенку некуда деваться - никто о нем не позаботится. Вдумайтесь: НИКТО. Ни соседи, у которых у самих семеро по лавкам и есть нечего, ни родня, ни тем более хозяин-барин.

Движущая сила сюжета в большинстве сказов - жестокость, жадность, беспринципность, несправедливость и просто самодурство хозяина или его управляющего. Нейтрализуют это иго темное - потусторонние силы, через героя или без него. Хэппи-эндов, однако, в чистом виде у Бажова мало, потому не в сказку попали, дамы и господа, ой не в сказку...

Ценности. Как обычно =0) молодость, красота, смелость, самопожертвование, любовь, справедливость, доброта, дружба... а еще - терпение, преданность, трудолюбие, честность, справедливость, достоинство, дерзание, стремление к совершенству, любовь к родине большой и малой.

Обратила внимание на одну вещь: все то, за что общество/коллектив/люди уважают ГГ или просто героя, все качества ума/души/характера, которые людьми ценятся в героях, авторитет, респект и уважуха, которые оказываются людьми героям - вот это все зарабатывается долгими годами, потом, кровью, непосильным трудом. За красивые глаза народ не ценит. Чтобы добиться маломальского не то что уважения, а хотя бы признания равным - надо полжизни жить без греха, а если и с грехом, то только пополам с геройством =0) Отчасти это издержки деревенской жизни (все друг другу знают с детства, вся жизнь на виду у соседей + жизнь тяжела и не располагает к доверию друг другу за просто так), но вообще справедливо и для городской современности. Особенно шаблоноразрывен сей факт для юных (и не очень) эльфов, кои склонны думать, что окружающие обязаны их любить просто за то, что они, эльфы, удостоили мир своим присутствием.

В общем.. весьма познавательно (жизнь, быт, менталитет старателей конца 19, начала 20вв.) и поучительно.

И обаятельно =0) Очаровательно и волшебно.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Малахитовая шкатулка, Павел Бажов | ximera - Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! | Лента друзей ximera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»