[200x306]Начать с того, что это роман по реальным событиям (операция "Неман" в книге - микс из реальных событий) от настоящего контрразведчика СМЕРШа - и это вам не коровам хвосты крутить =0))
Очешуенски написано, сильная вещь. Очешуенски - потому что проработка литературной части такова, какой многим "профессиональным" писателям не достичь, хоть лбом об стену колотись.
Повествование идет от лица нескольких героев, и т.к. каждый герой - не герой, а живой человек (каждый - на минуточку! - имел прототип), со своей биографией, манерой речи, характером - то получается панорамная картина событий. Особенно ценно - описание одного и того же события от разных лиц, очень, очень мощный психологический прием, к тому же мастерски выполненный.
В тексте в начале каждой главы - выдержки из донесений, переписки, информационных сводок. Это может показаться лишним и скучным, но, во-первых, дамы и господа, от событий тех лет нас отделяет без малого 71 год - без "справок" тут не обойтись, мало среди современных читателей тех, кто в такой степени владеет темой, чтобы все было понятно без подсказок; во-вторых, это худ. прием, придающий роману документальности, многоголосости, точек зрения; в-третьих, без этих "справок" читателю трудно было бы понять, почему тем или иным вещам/событиям придается так много значения, а значит, описываемые события потеряли бы половину своей остроты, "справки" же создают необходимый контекст событий, расширяют границы восприятия, смещают фокус внимания. Так небольшой по объему роман вмещает в себя целую страну - от Кремлевских кабинетов до белорусских хуторов, связывает все это единой повествовательной нитью, единой судьбой. Отдельно отметим, что эти вставки ценны сами по себе - они действительно документальны (за исключением имен, паролей и явок, конечно).
Стиль, слог, язык - то, что называется, безыскусный =0) Меня, как обожателя словесных кружев и вывертов, безмерно восхищают авторы, владеющие именно таким стилем, чтобы без всяких ухищрений, простыми словами, простыми синтаксическими конструкциями - создавать живую, дышащую реальность так, что и Станиславский бы закричал "Верю!!!". Мышление автора - строгое, логическое, систематическое, четкое и бесстрастное, как часовой механизм.
В романе очень много всего - человеческих отношений, любви и ненависти, долга и чести, ответственности и глупости, вовлеченности и равнодушия, добра и зла. Очень много человеческого. Не черно-белого, не черно-красного, даже не желто-синего, а - постоянно меняющего цвет. (Показателен эпизод с хуторянином, которого считали смелым другом партизан, но копнуть поглубже - червь дрожащий за свою шкуру, и кто кинет в него камень за это? всем нам жизнь мила).
Острое понимание того, что людей нельзя мерить всех одним аршином, христиански выстраданное понимание того, что нельзя судить кого бы то ни было за что бы то ни было, но - судить надо. Иначе никак. Нельзя - но надо, нельзя - но именно здесь и сейчас надо решить, враг перед тобой или друг, предатель или жертва обстоятельств, надо решить - казнить или помиловать, и, за доли секунды просчитав все возможные последствия, взять на себя ответственность.
Отдельная тема - почему контрразведчики = бойцы невидимого фронта, трагедия непонятости, когда даже свой брат военный не понимает, отчего контрразведчикам и паек усиленный, и ходЮт не по уставу, и всюду им зеленый свет. Ну да, ну да, почему-то фраза "кормить на убой" никому в голову не приходит. И то, что разок лечь на амбразуру - вообще-то легче, чем годами лицедействовать, лавировать между своими и чужими, самостоятельно принимать решения, за которыми стоят сотни тысяч жизней вообще и судьба страны в целом, причем решения эти приходится принимать в одиночку и всю ответственность брать на себя... не говоря о том, что любой промах, даже в силу объективных обстоятельств, чреват ужасными, чудовищными последствиями, и никого не интересует, что ты там болел, устал, голоден или просто поскользнулся. Никого не интересует что ты - такой же человек, как и все, с тебя требуют результат. Даже если для него нужны нечеловеческие усилия. Особенно - если для него нужны нечеловеческие усилия. Потому что никто, кроме тебя.
Последние главы романа, когда отсчет идет на минуты, когда герои лицом к лицу с врагом - а между ними как раз тот "свой брат военный" - честный, смелый, чистый душой и такой наивный - эти последние главы как смычком по натянутым нервам! Суметь создать такое напряжение, вызвать такие эмоции - это надо уметь =0)