• Авторизация


Корабль-партнер, Энн МакКерфи 06-09-2015 21:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Удивительная женщина эта Энн МакКерфи =0)

Профессиональный писатель и музыкант, оперная певица, дизайнер, автор более десятка циклов научно-фантастических романов - и еще каких! Первая женщина-писатель, получившая премии Hugo Award (читательская лит. премия от любителей научной фантастики) и Nebula Award (премия ассоциации писателей-фантастов).

<- На обложку здесь не обращаем внимания, ибо в лучших традицих русских издательств (особенно ЭКСМО) здесь картинка на обложке не имеет ничего общего с книгой и даже название серии неправильное - это книга серии "Сага о живых кораблях", к Хроникам Перна не имеет вообще отношения. Т.е., конечно, возможно, планета Перн и находится во Вселенной МакКерфи, но упоминаний никаких нет и прямой связи тоже. К слову, Хроники Перна читала почти полностью - что сказать, это классика, дамы и господа, так уже не пишут.

Итак, Сага о живых кораблях =0) Начинается она 8 книгами о Хельве, одном из первых "мозговых" космических кораблей, управляемых человеческим мозгом (в прямом смысле слова мозгом - мозги эти плавают в питательном растворе внутри спец. пилона командной рубки), соединенном с электроникой этих самых кораблей. Продолжается сага 4 книгами о таких же кораблях, но время действия - сотни лет после Хельвы. "Корабль-партнер" - это первая книга похождений мозговых космотарелок нового поколения =0)

Собственно из всего этого великолепия о приключениях интеллект-кораблей, лет сто уже не переиздававшегося, мне досталось только первая книга по Хельву - "Корабль, который пел" и "Корабль-партнер". И это один из лучших образцов научной фантастики версии лайт =0)) Сейчас расскажу, почему.

Вселенная.

Огромная, научно обоснованная. Путешествуют по ней, конечно, через штамп, называемый здесь сингулярностью - эдакие точки, где подпространство А жутко научнообоснованным образом смыкается с подпространством Б, материя в этих дырах расщепляется и, если повезло и бортовой компьютер правильно все расчитал, то материя сщепляется обратно уже по ту сторону подпространства А и даже в том же порядке.

Во Вселенной царит выкрашенный под демократию феодализм (как же иначе?), несмотря на многочисленные Советы и Комитеты - балом правят Старшие Семьи, захватившие все самые важные посты во всех областях. Рабства нет, но простолюдины прижаты к ногтю, как и положено, и пикнуть не смеют. Коррупция, бюрократия, верх мечтаний - карьера, деньги, власть - американская мечта, размазанная по Галактике =0) Этюд в серых тонах - люди такие же, как и везде, как и всегда - не добрые и не злые, а зависимые от обстоятельств, влияния окружения, семьи и т.п. и т.д.

Мозговые или Интеллект-корабли.

Ушлые людишки придумали, как использовать бракованный человеческий материал - генетически неполноценных нерожденных детей. Им не дают родиться, но извлекают из утробы матери, освобождают от бремени никчемного дефективного тела, сажают голый мозг вместе со всеми извлеченными из тела нервами в капсулу и отправляют учиться в Лабораторную школу на Мозг с большой буквы. Мозг обучают, снабжают сверхдорогими техническими примочками, в конце обучения - запаивают в пилон и устанавливают либо в рубке космического корабля, либо в каком-нибудь важном учреждении в качестве супер-компьютера (управление космопортом, например). Плата за обучение - почти пожизненный кредит, погашаемый за счет зарплаты Мозгов. Мозги-корабли работают в Курьерской Службе, выполняя всякие срочные, секретные миссии, с которыми не могут справится обычные, безмозглые корабли с "мягкотелыми" пилотами. Интересный момент в том, что кредит за обучение и первоначальное оснащение Мозг погашает из зарплаты, на которую также должен суметь себя одеть-обуть, отремонтировать, заплатить штрафы и т.п. Несколько утешает то, что жизнь Мозга - сотни и сотни лет, пока окончательно не свихнется, не погибнет или не устареет технически.

Самая большая опасность для Мозга - поломка такого типа, когда Мозг оказывается отключенным от компьютера, электроники и техники корабля, т.е. буквально становится заложником своего титанового пилона - слепым, глухим и не могущим ничего предпринять куском склизкой плоти. С этим фактом связан тотальный косяк автора, довольно подробно описавшего системы обучения в Лабораторной школе, но не сумевшего логически вывести следствие из этой посылки: подобные поломки неизбежны (и случаются в этой Вселенной в завидной регулярностью), сенсорная депривация (отрезанность от мира) случится с каждым Мозгом рано или поздно так или иначе, и при этом в обучение в Школе не входит вообще никаких дисциплин по духовному/психологическому совершенствованию, Мозги не имеют ни малейшего понятия о том, что делать в такой ситуации (неизбежной), чем себя занять, как сохранить спокойствие, как не сойти с ума. Етидреть, даже  в 15в узники в одиночных камерах справлялись с этим лучше, чем эти сверхумники в 22-или-каком-там-веке! При том, что древние знания о духовном самосовершенствовании да и просто прикладная психология - не были утеряны во этой Вселенной, они просто тупо никем не использовались. Можно было бы не обратить на этот ляп внимания, но дело в том, что в обеих книгах сюжет и характер героинь строится именно на этом моменте - с обеими случается авария, приведшая к отключению их мозга от корабля, обе совершенно не были к этому готовы просто потому, что наставники в Школе либо умышленно замалчивали саму возможность таких аварий/поломок, либо пугали ею, но НЕ обучали тому, как быть и что делать, если это все-таки случится. И обе вышли победительницами не благодаря своей подготовке, а наполовину по чистой случайности (корабль-партнер перед авариаей чисто случайно взял несколько уроков по дыхательной гимнастике йогов у самопального гуру), наполовину благодаря силе своего характера (корабль-который-пел спасся потому, что имел привычку петь в одиночестве, сублимируя таким образом, он не сошел с ума).

Ну и, собственно, про сюжет, если уж начали.

Острый =0) несколько раздражает затянутость во времени (между событиями начала книги и событиями вообще проходит 5 лет) и вытекающая отсюда разорванность текста - повествование ведется рывками о 6-7 персонажах сразу. Однако, талант не пропьешь, автор весьма ловко сшил все это серыми нитками так, что и сюжетные повороты получились в меру неожиданными (но не дотягивает до шпионского романа), и персонажам уделилось достаточно места, чтобы читатель проникся к ним неоднозначными чувствами. Неловко скроено, но крепко сшито - я бы так определила текст =0) Особенно понравилось, что когда вот-вот уже должен всех накрыть тотальный хэппи-энд - злодеи вдруг оказываются не такими уж беспомощными и тупыми и быстренько подкидывают некторое количество гадких сюрпризов так, что вообще начинаешь сомневаться, что история может закончится чем-то хорошим.

Герои

Почему-то уже второй мозговой корабль - девушка. Юный наивный девственный Мозг в сверкающем новеньком пилоне. Мужчинам, может и интересно, но мне было скучно, главная героиня характером никак не цепляла, тем более, что была чуть ли не под копирку срисована с Хельвы - героини серии про Корабль-которы-пел. Единственный плюс - за 5 лет книги героиня заметно повзрослела, развитие ее было хоть предсказуемо и банально, но оживляло общую картину.

"Тело" (человек-пилот корабля-мозга) - не тот рыцарь без страха и упрека, который промелькнул вначале (28-летний интересный молодой человек), а другой - который появится в середине книги, настоящий мужчина - умный, проницительный, добрый, любящий, эрудированный, старомодный, галантный и да, ему за 60 =0))) Интрига, заявленная в названии, проваливается, как только тот, настоящий, появляется в поле зрения - героиня еще не подозревает, но читатель, читавший Корабль-который-пел, разочарованно зевает. Ибо это опять копия самой себя - точно так же Хельва сначала по молодости и глупости клюет на мускулистого красавца с исчезающе маленьким межушным ганглием, а потом понимает, что ее счастье - с пожилым, умудренным опытом интриганом и манипулятором. Закрадывается подозрение, что автор пытается нам что-то сказать =0)) типа не любите, девки, молодых и красивых, а любите папиков, вам в отцы годящихся? И вот тут-то еще один логический прокол. Не сильно разбираюсь в биологиях-анатомиях, но сдается мне, и не раз упоминается в книге, что у Мозгов нет в принципе проблем с гормонами, т.к. их самих нет (не всех, конечно, а тех что должны были выделяться в удаленных дефектных органах), в частности, вообще непонятно, откуда у мозгов четкая дифференциация по половому признаку и вообще какие бы то ни было предпочтения в выборе партнера. Физические данные мужчин вроде бы должны волновать Мозг в последнюю очередь, самая важная оценка должна даваться интеллекту "тела", его опыту, профессиональным навыкам и т.п. Откуда тогда вообще эти страдания по молодым-красивым?

Пятерка злодеев. Каждый по-своему хорош, двое из них - полны сюрпризов, остальные трое - прекрасны в своем безобразии и моральном уродстве =0) Отлично прописаны, живые, дышащие завистью, гневом, жадностью, трусостью, похотью и - несчастные жертвы обстоятельств, пытающиеся обратить ситуацию в свою пользу.

Идеи, философия.

Мне оч нравится, как автор логически выводит следствие из посылки "мозговой корабль = сверхчеловеческая мощь, требующая сверхчеловеческой ответственности". Поэтому в Лабораторной школе огромное внимание уделяется муштре будущих сверхчеловеков, в частности, вдалбливается преклонение перед Уставом Курьерской Службы, эдакой библии Мозгов. Жизнь Мозгов (и отпрысков Высших Семей, кстати тоже) - это Служение, а значит долг превыше всего. Отдельно в Школе уделяют внимание проблемам и вопросам этики и морали, особенно - вопросу о свободе воли. Потому что Мозг в титановом пилоне с мощью космического корабля или властью суперкомпьютера, управляющего космопортом, заводом или городом - может почти все, а "мягкотелые" так обидно хрупки и смертны, так уязвимы. Вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, где и как можно ограничивать свободу воли, презумция невиновности, можно ли судить преступное намерение наряду с преступным деянием и т.п. - вот это заставляет задуматься, вот этого в книге много, оно умное и его приятно почитать.

Однако, есть в этой цепочке и слабые звенья. Почему-то обучение в Школе занимает в целом на 2-4 года меньше времени, чем обучение обычных людей. В книге это объясняется тем, что обычные люди много времени и сил тратят на борьбу со своими гормонами, отвлекающими их от учебы. В общем, логично. Только нелогично, что эти 2-4 года надо отнимать от срока обучения Мозгов, а не наоборот, прибавлять к нему. Ибо 16-летний Мозг, впаянный в космический корабль, ничуть не лучше 24 летнего капитана боевого крейсера. Что, в общем-то, и доказал сюжет - именно из-за своего юношеского максимализма, комплекса неполноценности, слепого почитания старших, отсутствия собственного мнения/опыта, юная героиня чуть не допустила захват галактики спятившим злодеем. Одно дело запихать в Мозг кучу всяких математик и квазигеометрий для расчета маршрута в сингулярной дыре, другое - эмоциональная и психологическая зрелость. Автор в педагогике как-то совсем не силен и хоть неплохо показывает подростковое мышление и строит на нем сюжет, но логику собственной Вселенной спускает в унитаз: предствате себе, что должно творится в мире, где пачками отправляют на в космос 16-леток?

Человек vs машина. Еще одна важная дилемма, противостояние, вечная тема и т.п. Мозговые корабли одновременно  страдают от собственной эмоциональной неполноценности, отсутствия человечности, и - грешат презрительно-снисходительным отношением к "мягкотелым", несовершенным существам с жалкими 5 чувствами, не способными хранить в своей памяти Ленинскую библиотеку, заниматься одновременно несколькими делами и т.п. Хорошая, нужная, острая тема =0) И, опять-таки, если бы автора не занесло на повороте в женскую сентиментальность, то не кончилось бы очередным логическим сливом. Дело в том, что люди в этой Вселенной вполне логично решили, что биотехнология гораздо эффективнее, чем просто техлогия и биология по отдельности. Она решили взять лучшее, что есть у живых существ - живые реакции, способность отличить добро от зла, принять морально/этически верное решение, увидеть и исправить ошибки и тп., и лучшее от механизмов - логика, многофункциональность, огромные объемы памяти, точность, надежность и т.п. Ученые взяли человеческое существо, отсекли все лишнее (в данном случае еще и нежизнеспособное) и недостатки превратили в достоинства - бренное тело заменили надежным доспехом, наделенным огромной мощью, сохранив при этом живой ум, свободу воли.

А теперь читаем книгу до конца =0) Если результатом злоключений корабля-которы-пел было доказательство того, что биотехнологию можно сделать еще более БИО (Мозг может с помощью спец. техник натренировать механический голос до полностью человеческого) + изобретение технологий и алгоритмов, надежно защищающих Мозг от проникновения извне, то в результате горького опыта корабля-партнера выяснилось, что Мозг может не только подчинить себе голос, но и научиться заражать эмоциями всю электронику на корабле (Мозг злится - палубы корабля плавятся, из сопел вырывается пламя). По мне - так это полный провал, дамы и господа. Лабораторная школа должна сразу героиню в переплавку отправить, а с радостью брать на вооружение способ, которым она добилась того, что надежный и предсказуемый кусок космической стали стал ненадежным и непредсказуемым куском стали в руках (мозгах?) малолетней дурищи. Вспомним еще про отсутсвие должной психилогической подготовки и укороченный срок обучения - и все, алес капут вам, люди. Автор изобрела чудовище - монстра, обладающего всеми человеческими недостатками. Осталось только во имя еще большего очеловечивания мозговых кораблей запихнуть в пилон недостающие яичники - и со строго вымеренной цикличностью в этой Вселенной будет наступать армагеддец =0)

Итоги.

Книга - отличная =0) Заставляет много о чем задуматься и оставляет приятное послевкусие. Очень добротная научная фантастика =0)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Корабль-партнер, Энн МакКерфи | ximera - Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! | Лента друзей ximera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»