[200x313]Начнем с того, что Стивен Фрай, безусловно, умница =0))) Расовый англичанин, чертовски умен, сверх всякой меры обаятелен, остер на язык, многолик и многогранен, а уж талантлив - как сам сатана!
И вот, значит, Теннисные мячики небес. Ну, о том, что Фрай использует классический сюжет Графа Монте-Кристо, об этом написано даже в аннотации к книге. О том, что книга так же хороша, как ее автор - это тоже очевидно, Фрай просто не может иначе. Книга, действительно, в меру глубока (в меру для романа типа вот-вырасту-и-всем-вам-покажу!!), написана мастерски - стиль, характеры, сюжет, атмосфера, вещный мир - все говорит о широкой эрудиции и отменном вкусе. Некоторый скрип картона слышится, правда, в описаниях, касающихся интерент-технологий, но, конечно, не здесь нет той вопиющей неграмотности и путаницы терминов, коими грешит старшее, компьютеронеграмотное поколение.
Книга прекрасна во всех отношениях =0) Умное, тонкое чтение - с поправкой, конечно, на развлекательность. Наверное, я бы не назвала ее серьезным переосмыслением классического сюжета ах-как-старшна-моя-мстя!!, скорее это интересный опыт типа а-не-слабо?!, для автора это своего рода интеллектуальное упражнение на заданную тему.
Единственный серьезный минус - это несбалансированность частей и вытекающая отсюда невыдержанность. До того момента, как герой получает от автора гениального наставника и начинает активно взрослеть, - все великолепно: каждому герою уделяется ровно столько внимания/текста, сколько нужно для раскрытия его характера и мотивов; каждое событие, место действия, поступок описывается ровно столько, чтобы дать читателю о них объемное представление, картинку. Но стоило только герою приступить в операции страшная-мстя, как сюжет комкается, весь горизонт закрывает фигура главного героя и при том, что речь идет о нем одном, почему-то опускается описание/объяснение того, почему его характер изменился вдруг до неузнаваемости? Наставник не учил героя жестокости, бескомпромиссности, какой-то изощренной безжалостности, скорее, наоборот. Почему вдруг герой превратился в монстра? В первой половине книги мы ему сочувствуем, а потом вот как-то начинаем втихую ненавидеть эту взбесившуюся асфальтоукладочную машину, закатывающую в асфальт мало-мальски перед ним провинившихся. Одновременно автор забывает дать вразумительный обзор того, как за 20 лет (или уже 30? со временем тоже путаница, со второй половины книги автор начинает частить и обобщать, оперируя большими временными отрезками) изменились судьбы и характеры второстепенных героев, но зачем-то очень трогательно, хотя и очень кратко, описывает счастливую семейную жизнь будущих жертв главного героя. Получается эмоциональный перекос: сочувствовать начинаешь не герою, а его жертвам - невинным детям/женам/мужьям. Месть одинаково жестока для всех - и для главного злодея, и для тех, кто просто в свое время подчинился приказам сверху, т.е., по сути, честно выполнил свой долг. Мораль? Мораль сей басни такова, что заяц может скушать льва. Предварительно освежевав живьем и заставив всех львиц и львят на это любоваться. Но, конечно, понятно, что автор хотел лишь показать, что месть - бессмысленное и беспощадное занятие, превращающее хороших людей в отвратительных чудовищ.
Со второй половины книги пропадает детальность, события и действия героев уж как-то слишком обобщены. На протяжении 300 страниц автор подробен и дотошен в деталях, очень основательно описывается все то, чему научился главный герой в заключении, особое внимание уделяется тому, как наставник натаскивал его по части стратегии и тактики, прямо-таки нового Наполеона из него вылепливал. Читатель вправе ожидать такой же блестящей тайной войны с врагами, когда герой выбирается с острова, но - герой начинает давить врагов как клопов, просто пользуясь своим миллиардерством и властью. Примитивно и скучно. Никаких интриг, обыкновенное кидалово и подставы в стиле "бесплатный сыр в мышеловке".
Итог - книга, ни смотря ни на что, отличная =0)) Всем советую насладиться. Перевод, кстати, отменный.