[показать] Собственно, рецензия.
Общее впечатление - автор пытается сказать о слишком многом. При этом он выводит проблемы дизайна на такой высокий уровень обобщения, что, по сути, говорит о проблемах человечества и планеты Земля.
Говорит он об этом не без некоторой зацикленности на экологических катастрофах, капиталистическом аде, неоколониализме, проблеме людей "с ограниченными возможностями", но все, что говорит - так оно и есть. По ходу чтения становится грустно и муторно в том числе и потому, что говорил обо всем этом автор 40-50 лет назад, а с тех пор ничего качественно не изменилось. По язвительному замечанию автора, человечество с маниакальным упорством продолжает наклеивать пластыри на раковые опухоли.
Очень лаконично и толково по ходу дела разъяснены многие явления искусства 19-20вв., вообще истории искусства автор касается вскользь, в виде необходимого ликбеза и чтобы показать, откуда ноги растут у искусства современного, но при этом любой его пассаж о поп-арте или сюрреализме можно смело давать как материал на уроках - настолько толково и доступно разъяснена суть явлений.
Совершенно волшебна глава о том, как научиться и научить студентов мыслить творчески: метод "морфологического анализа" и "биассоциации" - это песТня, дамы и господа =0)) Трюки отличные, но замечу, что человек без привычки к структурированию и систематизации должным образом этими трюками воспользоваться не сможет.
1/5 книги автор так или иначе посвятил проблеме подготовки студентов, проблеме школ дизайна вообще. Как человек, имевший касательство до преподавательской деятельности в смежной области, скажу - товарищ Папанек зрил в корень! Если бы его советы воплощались в реальности, мир стал бы, ей-богу, лучше, но... см. "капиталистический ад" со всем его табуном кляч апокалипсиса типа Прибыль, Вау-импульсы, Уровень продаж, Реклама и т.п.
Все сказанное подкрепляется примерами из жизни и практики статистическими данными и солидной спискотой (до 500 наименований/авторов). В тексте приводятся забористые цитаты (с поименованием авторов), так что читатель оказывается невольно в курсе контекста проблематики "дизайна для реального мира". Хотя сама книга разбита на главы и автор пытается это деление оправдать, но порой примеры и цитаты так забористы, что мешают восприятию текста как целого, раздробляют его на ряд отдельных самоценных историй.
Главные мысли автора: нужно быть социально и экологически ответственным, думать наперед о том, какой вред или польза от твоей работы, что чего перевешивает; задавать правильные вопросы, ставить проблемы - важнее, чем давать ответы и проблемы решать; нужно быть разумным, а не потакать своим инстинктам и идти на поводу у капиталистов, зомбирующих массы на безудержное потребление; нужно реально смотреть на вещи, общаться и прислушиваться к реальным людям-потребителям, удовлетворять их нужды, а не только набивать свой карман, культивировать безвкусицу и впаривать подгузники для попугаев по каталогам; нужно заботится о стариках, инвалидах и бедняках, направляя свои творческие силы на улучшение жилой/рабочей среды для них с помощью дизайнерских усовершенствований.
Вообще по ходу текста автор высказывает много просто житейски мудрых мыслей, которые не есть его открытия или откровения в стиле Св.Иоанна, но те самые мысли, которые рано или поздно приходят в голову любому мыслящему человеку. Автор - человек много повидавший, много сделавший для человечества в масштабах планеты (!), соприкасаться с ним в миропонимании и мировидении, просто в каких-то отдельных мыслях/догадках - значит, в какой-то мере, приобщиться к общечеловеческому доброму, светлому, вечному.
Книга обязательна к прочтению. Всеми. Пожалела, что больше не преподаю, а то поделилась бы этим дОбрым с учениками!