Весьма толковая статья об издательском деле в эпоху капитализма.
(...) Начнём с "раскупаться". Во-первых, не надо путать технологию продаж (и масштаб торговой сети) с качеством продаваемого товара. Пресловутая "кока-кола" попросту вредна для здоровья, а как продаётся - по всему миру в огромных объёмах. Есть также известное выражение "Настоящий торговец продаст даже холодильники эскимосам Гренландии". Что же касается литературы, то всяк может сам оценить качество чтива, которое грудами лежит на книжных прилавках. Но оно лежит на прилавках, и потому продаётся - и чем на большем количестве прилавков лежит, тем лучше продаётся. И распродаётся рано или поздно, в противном случае книгопечатающий конвейер давно уже перекосило бы и заклинило. Книга - не колбаса, она не портится и может долго лежать и ждать, пока её не купят. И, как правило, это знаковое событие имеет место быть - кто-нибудь да покупает (и неважно, что после прочтения книга зачастую отправляется в мусорное ведро - её ведь всё-таки купили, заплатив за неё деньги).
Во-вторых, (...) мне довелось общаться со многими издателями, и я пришёл к выводу, что литературный уровень произведения (со всеми его составляющими) практически не имеет никакого значения (а уж решающего - в любом случае). Основное - это пресловутый "формат", позволяющий втиснуть очередной "нетленный шедевр" в серию "Боевая фантастика" или "Юмористическое фэнтези". К тому же полагать, что редакторы в издательствах являются ценителями изящной словесности, есть заблуждение. Такие иногда ещё попадаются, но отнюдь не филологическое образование является главным критерием их профессиональной пригодности.
А в-третьих - яркие таланты издателям не нужны (полная аналогия с шоу-бизнесом). "Продюсерам нужны не талантливые, а покладистые и понимающие, что звёзды не загораются сами - их зажигают фонарщики! А твоё дело - суметь себя подать, пробиться и доказать, что ты лучше других претенденток сумеешь носить товарный штрих-код и отрабатывать - с хорошей прибылью! - вложенные в тебя деньги!". (с)
Это лирика, а вот простой численный пример. Что выгоднее (издателю) - заплатить известному писателю по 10 рублей за книгу при тираже в 100.000 экземпляров или заплатить двадцати "авторам" по 5 рублей за книгу при тиражах по 5.000 экземпляров у каждого? Так что насчёт памятника в бронзе обольщаться не стоит...
Подтверждением последнего тезиса является тот факт, что на литературном горизонте начала XXI века (что у нас, что не у нас) что-то не наблюдается ярких имён, соизмеримых с именами Азимова, Брэдбери или Ефремова (не говоря уже о классиках прозы ХХ века). В чём тут дело? Человечество поглупело и оскудело гениями? Или всё-таки причина в другом? Может, стоит прислушаться к мнению Валерия Попова, председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, который считает, что Торговые сети заменяют литературу маркетингом и продают не книги (произведения литературы), а "проекты"?
Однако вернёмся к врагам классовым, сиречь к издателям.
На портале "Самиздат" на страничке "Звёзды Самиздата" в очерке "Для тех, кто снял розовые очки" есть любопытные строки.
Допустим, себестоимость 1 экз. Вашего романа равна 1,5 долларам. При тираже в 10 000 экз. издатель в любой Ваш роман должен вложить 15 000 зеленых американских рублей. А если Вы тут же (или спустя месяц-другой) передаете вторую рукопись, потом третью? Квартира, ребята. Это стоимость квартиры, пусть и в строящемся доме.
И если Ваши романы продаются плохо - так и стоят на полках книжных магазинов, из месяца в месяц - не мечтайте о светлом будущем. Не случится допечаток, не произойдет увеличения тиражей у каждой следующей книги. Не надейтесь, что издатель примет Вашу четвертую или пятую-шестую рукопись. Раз-другой-третий попытается дать Вам шанс - а не будет профита (прибыли) - тут и конец песне.
В общих чертах всё верно, хотя кое-что можно и уточнить (например, касательно затрат издателей и их прибыли), а насчёт продаж - см. чуть выше. Однако это не суть важно, главное в другом. Издатель в данном пассаже выведен неким благодетелем, не купившим себе квартиру, а истратившим деньги на издание какого-то графоманского бреда и к тому же рискующим навлечь на себя гнев "Гринпис" за урон, нанесённый зелёным насаждениям планеты. Падите ниц все дружно, господа сочинители, и молитесь на благодетеля - он ведь мог пойти торговать секонд хэндом, а он издаёт ваши книги! Но позвольте, его что, силком заставили это делать? Толпа "авторов", оснащённых ножами, топорами и разнообразным шанцевым инструментом, зажала несчастного в тёмном углу и под угрозой мучительной смерти принудила его заниматься книгоиздательством? Отнюдь. Это его сознательный и самостоятельный выбор. Издатель хочет получить прибыль (и он её получает, иначе все издатели уже вымерли бы как мамонты). Альтруизм и прочие возвышенные материи издателям абсолютно чужды, и только потому, что издатель работает исключительно ради прибыли, мы имеем в литературе то, что имеем. На низменных инстинктах делаются самые большие деньги: так было, есть, и будет всегда. (с)
Издатель не задумывается о том, "как наше слово отзовётся", как влияют изданные им книги на людей (лишь бы прибыль была), и в кого они этих людей превращают - для издателя, как для любого предпринимателя, существует только категория "товар", а книга это, бутылка водки, ароматизированный презерватив или гигиеническая прокладка - какая разница? Издателям глубоко безразлично, во что превратится мир их внуков. Так далеко они не заглядывают - им, как и огромному большинству людей, играющих "по правилам", важно урвать здесь и сейчас, а там - да хоть трава не расти.
Издателю выгоднее работать с толпой малоизвестных авторов (существует даже издательский термин, согласно которому сочинитель, чей суммарный тираж изданных книг меньше 50.000 экз., именуется "мясом"), чем с несколькими талантливыми писателями (см. выше). Отсюда следует:
а) издателю невыгодно выделять кого-то и возводить его на пьедестал почёта (дутые "таланты" не в счёт, поскольку они прекрасно сознают, что без мощнейшей пиар-поддержки они никто и звать никак, и потому никогда не позволят себе подать голос без спросу),
б) качество книжной продукции неизбежно будет падать (как ни крути, далеко не все авторы могут именоваться писателями, и гениальные произведения не пишутся сериями с пулемётной скоростью - сплошь и рядом высосанные из пальца "проды" на порядок хуже более-менее удачных дебютов).
Но тогда возникает вопрос: а как же втюхать читателю (который ещё не вымер) не шибко качественную, мягко говоря, литературу (другой-то при таком подходе нет, и быть не может) и получить вожделенную прибыль? Выход единственный: сформировать спрос, загрубив и притупив читательский вкус от взыскательного до примитивного. Что мы, собственно, и наблюдаем. И поэтому книги, способные улучшить читательский вкус ("книги для умных", как с кривой ухмылкой говорят в издательской среде) никогда (при существующем порядке вещей) не будут издаваться большими тиражами - кто же будет рубить сук, на котором сидит?
Вот, например, какую "инструкцию для авторов", сочинённую маститым литературоведом и знатным критиком Василием Владимирским, предлагает издательство "Крылов".
Технические требования к авторам "Мужского клуба" издательства "Крылов"
1. В данный момент издательство "Крылов" в первую очередь рассматривает произведения, которые могут выйти в составе следующих серий:
? "Историческая авантюра" -- историко-авантюрные романы, альтернативная история, приключения наших современников в прошлом;
? "МК-fantasy" -- классическая героико-приключенческая фэнтези, городская фэнтези, приключения наших современников в фэнтезийных мирах;
? "Атомный город" -- посткатастрофический либо постьядерный боевик, романы о последствиях интервенции иностранных армий на территорию России (в духе "Мародера" Беркема аль Атоми).
2. "Мужской клуб" крайне заинтересован в авторах, которые готовы работать в плотном контакте с редакцией, что предусматривает обсуждение синопсиса романа и рассмотрение каждой написанной главы на первом этапе создания произведения.
3. Объем произведений -- 13-15 авторских листов (авторский лист -- 40 000 знаков с пробелами по статистике программы "Word")
4. В "шапке" романа автор должен указать свое полное ФИО, псевдоним (если он есть), электронный адрес для связи (либо телефон), название произведения. Точку в конце заголовка не ставят. Цитаты в кавычки не заключают.
5. Язык произведений -- современный русский, без архаизмов, диалектизмов и злоупотребления любой терминологией. В произведениях серии "Историческая авантюра" допустимы не более 1-2 архаизмов на абзац.
6. Крайне не приветствуются подробные описания, не имеющие решающего значения для сюжета (устройство скандинавского драккара, схема сборки-разборки пулемета "Максим", структура сословного общества Древнего Рима и т.п.)
7. Роман должен иметь только одну сюжетную линию и линейную структуру, больше действия, меньше рассуждений. Ретроспектива возможна, если является сильным драматургическим приёмом, либо сюжетообразующим элементом, но лучше обойтись без неё.
8. Только один главный герой -- в крайнем случае, с одним-двумя спутниками. Главный герой не погибает. Подругу героя могут убить, но не должны мучить и насиловать.
9. Наш герой -- настоящий мужчина, решительный, уверенный в себе, харизматичный победитель. Произведения о неудачниках не принимаются
10. Роман, претендующий на публикацию, должен иметь следующую структуру:
? в первой главе происходит знакомство с главным героем (и его спутниками). Обосновывается способность ГГ разрешать возникающие проблемы и решительно действовать в острой ситуации. Персонаж должен быть психологически достоверным и убедительным (т.е. никаких студентов, внезапно становящихся великими воинами и могучими магами);
? действие развивается динамично, с резкими сюжетными поворотами через 1,5-2 авторских листа: в каждой главе герой выпутывается из очередной переделки и тут же попадает в следующую, из которой ему предстоит найти выход в следующей главе (см. классику приключенческой литературы: "Остров сокровищ" Р.Л.Стивенсона, романы Вальтера Скотта, Александра Дюма, Фенимора Купера и т.д.);
? по ходу действия герой наращивает "экспириенс": концентрирует ресурсы, развивает способности, утверждает либо повышает свой статус в социальной среде, в которой оказался, ГГ заметно эволюционирует от начала к финалу, приключения накладывают на него отпечаток, как внутренний, так и внешний;
? финал -- оптимистический, на грани с хеппи-эндом: полная победа над противником и выполнение основной задачи (для законченных произведений) либо промежуточная победа (для циклов).
Произведения, не соответствующие вышеприведенным требованиям, будут рассматриваться во вторую очередь.
В дальнейшем, вероятно, список будет пополняться. Еще раз подчеркиваю: нас остро интересуют писатели, готовые работать в этих рамках и плотно сотрудничать с редакцией. Остальные -- постольку-поскольку.
Ссылка на первоисточник http://sfblog.ru/?p=358
Как говорится, комментарии излишни - речь идет даже не о сочинении на заданную тему, а скорее о диктанте. Проще говоря, пиши то, что тебе заказали, а ежели мыслишь быть сам себе творцом-художником - иди лесом. Примерно такой же политики придерживаются практически все российские издательства (разве что не выдали ещё господам сочинителям подобные меморандумы) - это называется сериальная политика.
Конечно, вряд ли стоит изображать издателей этакими посланцами Мирового Зла, по тёмной натуре своей склонными заниматься тотальной дебилизацией населения третьей планеты солнечной системы, равно как не стоит и подозревать, что они получили от кого-то соответствующие директивы. Издатель действует инстинктивно (как скорпион, который не может не жалить) или, если хотите, им управляет классовое чутьё, недвусмысленно гласящее: всё, что способствует повышению прибыли - хорошо, всё другое - плохо. Именно поэтому, помимо соображений выгоды, существует в издательской среде и самая настоящая цензура (куда более жёсткая, нежели цензура советских времён). Если издатель почует, что какая-то книга всерьёз покушается на основы существующего порядка вещей или хотя бы способна заставить людей хоть чуточку задуматься над тем, о чём им думать не следует, он не издаст её ни под каким видом. Издатель не позарится даже на сиюминутную прибыль, потому что чутьё подскажет: эффект данной книги способен в долгосрочной перспективе обернуться очень серьёзными убытками.
Издатель (а в широком смысле слова - господствующая на этой планете социально-экономическая система, рабами которой являются издатели, пусть даже считающие себя её хозяевами) устанавливает правила игры, руководствуясь циничным принципом "Кто платит, тот и заказывает музыку". Сетовать на это бесполезно, изменить (в ближайшее время) не представляется возможным, и поэтому писателям-авторам остаётся только принять эти правила как данность. Но дело в том, что издатель не соблюдает даже этих правил. Он чувствует себя как рыба в воде, тогда как сочинитель (особенно начинающий) - как человек, не умеющий плавать и потому входящий в эту воду с опаской. Пользуясь этим, издатель не брезгует запрещёнными приёмами и даже откровенным мошенничеством (по принципу "всё, что способствует повышению прибыли, хорошо"), нимало не беспокоясь о том, что шулеров в любом приличном обществе били канделябрами.