Попав на Кубу, вы как будто переноситесь в прошлое на машине времени. Ретро-автомобили в первые дни поражают. Авто пятидесятых годов прошлого века, по большей части американские, рядом с ними и наши копейки-пятерки...
Все они уже тысячу раз перекрашены, переделаны, выглядят уморительно, и поначалу кажется, что все это понарошку, что вас разыгрывают. Вперед в прошлое?
Надо сказать, что кубинцы ничуть не стесняются всей этой рухляди, на трассах такие тачки, в которые порой набиваются человек по восемь-девять, выглядят весьма боевито, 80 запросто делают, а быстрее там никто и не ездит.
Ретро-автомобили повсюду! Иногда казалось, что кроме них на дорогах ничего и нет, только начищенные, сверкающие красочные морды пухлых ретро-авто, в салонах которых с широкой улыбкой проносятся туристы в соломенных шляпках. Каждый раз они так и норовят нам подмигнуть и сказать: "Ну, что! Еще не созрели прокатиться с ветерком?"
Гавану американские древние красавицы, прекрасно отреставрированные, нарядные, просто украшают, создают дух города. Они толпятся вокруг Капитолия, где их водители, такие же стилизованные и важные, заманивают туристов.
В результате политики Фиделя Кастро Куба превратилась в настоящий музей антикварных автомобилей, в основном американских. Некоторые туристы приезжают сюда специально для того, чтобы увидеть автоклассику своими глазами.
Одни сверкают и выглядят как новенькие, другие нуждаются в серьезном ремонте, но все равно умудряются оставаться в строю.
Многие экземпляры так выразительны и будто наделены своим неповторимым характером, что хочется немедленно приступить к съемкам ремейка.
Автомобили передаются по наследству. Это одно из средств выживания и заработка кубинцев. Ретро-автомобили не просто стоят и пылятся в каком-нибудь музее, а продолжают выполнять свое главное предназначение – работать, удивлять и перевозить.
Высокая концентрация старинных автомобилей на Кубе стала итогом запрета на коммерческие сделки с автомобилями, введенного в 1959 году.
С того самого времени импорт новых авто на Кубу почти прекратился. На остров просачивались лишь небольшие партии советских машин. Они лишь немного разбавили отнятые перед изгнанием с острова американских буржуев их классические американские авто.
Не так давно многолетний запрет на торговлю автомобилями на Кубе был снят, и согласно новому закону рядовые кубинцы получили возможность покупать и продавать автомобили без каких бы то ни было разрешений властей.
На узких улочках старой Гаваны встречаются не только легковые автомобили, но и грузовики.
Все старые авто на Кубе используются как такси. Еще бы, туристам это нравится! Конечно, ретро-автомобили часто ломаются, но поскольку электроники в них нет, то все чинится просто руками. В большинстве автомобилей "начинка" заменена полностью, родными остались только кузова. Несмотря на древность бегают великолепно.
Будучи на Кубе, наш сатирик Михаил Задорнов спросил у одного кубинца, как они умудряются эти "полумумии" поддерживать в "живом" состоянии? К примеру, как они их ремонтируют? Ведь запчастей с тридцатых и пятидесятых годов, наверняка, не сохранилось. Кубинец ответил замечательно: "Мы их не ремонтируем. Мы их сочиняем. Из того, что попадается под руку!"
Цвет является источником радости для кубинцев. Именно этим объясняется такая огромная цветовая палитра местных авто, отчасти компенсирующая их преклонный возраст. Непрекращающийся авто-карнавал на улицах города!
Гавана – настоящий рай для ценителей ретро-автомобилей. Многим ретро-машинам уже за пятьдесят. Их конфисковали у американцев, перед тем, как изгнать с острова.
Старые, грохочущие, но сверкающие самыми яркими красками ретро-автомобили дополняют неповторимый дух Кубы, который ощущается во всем.
По Гаване бегают коко-такси, это мопед с кабиной, в которой могут поместиться три пассажира.
Называются они так потому, что напоминают по форме кокос. На них удобно ехать по узким улочкам старого города.
Коко-такси появились на Кубе в середине 90-х. Если повезет, можно проехать по столице Кубы и на этом экологическом транспортном средстве.
Имеются здесь и обыкновенные такси.
Вот такие тоже.
Автобусы – единственный общедоступный способ перемещения кубинцев как в Гаване, так и в других областях страны.
В Гаване мечтали построить метро. Но за неимением денег пока ограничились транспортным метробус или "верблюд". Полуприцепы вместимостью до 200 человек крепятся к магистральному тягачу и так колесят по улицам.
Специальный туристический двухэтажный автобус, он курсирует по городу с посещением самых известных достопримечательностей Гаваны.
Лошадь на кубинских дорогах – абсолютная норма жизни, хоть сейчас она уже встречается не так часто, как автомобиль или скутер.
Однажды любая машина, даже самая шустрая и резвая, как любой живой организм, устанет. От бесконечных ремонтов и чужих запчастей. От постоянного надрыва из последних сил доставить клиента по адресу. Да просто от старости. Устанет, и останется доживать свой век где-нибудь в гараже. Но пока покой этим машинкам только снится.