О серьезном...
30-05-2007 15:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями
Н. А. Панина
«Дефектология» №1, 2006
В статье анализируются причины раннего материнства, представлен опыт социальной, психологической, педагогической и профориентационной работы коллектива единственного в России приюта для несовершеннолетних матерей.
По разным причинам к несовершеннолетним матерям, родившим детей вне брака, общество всегда относилось неоднозначно. Долгое время тенденция отношения сводилась к осуждению. И в настоящий момент нет полного принятия и понимания этой проблемы. Вопросы социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних матерей недостаточно изучены, отсутствуют технологии работы с ними.
Количество несовершеннолетних матерей с каждым годом увеличивается. Так, в 1994 г. от несовершеннолетних матерей вне брака родились 24 100 детей, в том числе: 3100 детей родились у 13-15-летних, 7200 — у 16-летних, 13 800 — у 17-летних мам. Из-за социальной незрелости молодых матерей, отсутствия у них профессии, финансовой стабильности, эмоциональной и практической поддержки со стороны близких они не в состоянии содержать и воспитывать детей. Малыши, становясь социальными сиротами, остаются на попечении государства. До 15% новорожденных. оставленных в родильных домах, — это дети юных матерей. Примерно такое же количество младенцев, рожденных подростками, «временно» содержится в домах ребенка в связи с неспособностью матерей выполнять свои обязанности по уходу за ребенком. За последние 5 лет в московских домах ребенка количество социальных сирот увеличилось с 23% до 48% при общем уменьшении рождаемости в 1,5 раза.
По данным регионального мониторинга. проводимого ЮНИСЕФ, за 2001 г. коэффициент рождаемости у подростков в России (количество рожденных детей на 1000 девушек в возрасте 15-19 лет) составляет 29,2. Кроме того, многие несовершеннолетние беременные под давлением общественного мнения или других обстоятельств (страх перед будущим, конфликты с родителями, неустроенный быт) делают аборт. Коэффициент абортов (число абортов на 100 живорождений) в России на начало века составил 179.6.
Причины раннего материнства
Среди девочек-подростков существуют 4 основные группы риска по возможности ранней беременности:
1. Девочки, имеющие негативный опыт общения в родительской семье, которые ищут в половой жизни не собственно удовольствия, а путей разрешения эмоциональных проблем, компенсации недостающего тепла, ласки, внимания.
2. Девочки, начинающие половую жизнь в качестве сексуального экспериментирования с приятелем-ровесником. Они, как правило, не знают ни о возможных нежелательных последствиях, ни о путях их предупреждения.
3. Неопытные и пассивные девочки, привыкшие во всем подчиняться взрослым. Начало половой жизни, возникающей под давлением со стороны взрослого, может тяготить девушку, поэтому даже беременность иногда воспринимается с радостью, так как есть повод прекратить связь.
4. Девочки, чьи отношения с отцом характеризуются эмоциональной близостью, а с матерью — большей или меньшей отдаленностью. При этом стиль отношения к отцу переносится на всех мужчин, а мать не имеет возможности участвовать в психосексуальном развитии дочери.
5. Огромный процент юных матерей составляют выпускницы детских домов и школ- интернатов. Это девочки с госпитальным синдромом, от которых матери отказались еще в роддоме. Чаще всего именно они поступают в кризисные центры, так как не имеют семейной поддержки и положительного опыта развития в условиях семьи. Кроме того, примерно у 40% воспитанников интернатов для детей-сирот наблюдаются задержка психического развития или педагогическая запущенность. Девочки не могут адекватно оценить собственные действия и самостоятельно выбрать правильный способ решения проблем.
Многие "домашние" девочки-подростки, оказавшиеся в реабилитационном центре, с детства были лишены тепла, внимания и любви родителей. Недостаток эмоциональных стимулов, с одной стороны, тормозил их развитие, а с другой — вызывал желание получить жизненно необходимую долю любви и принятие девочки как личности.
В случае гиперкомпенсаторного социального развития причины кроются во внутреннем стремлении девочки стать взрослее, чтобы разрешить семейные проблемы, уйти из дома и никому не быть обузой и т.д.
Неблагоприятным фактором, ведущим к раннему материнству, становится и изменение общественной морали, в частности повышение терпимости к сексуальным отношениям до брака. При этом разумное сексуальное воспитание, профилактическая работа среди детей и подростков в нашей стране практически не ведутся.
Отделение социальной реабилитации «Маленькая мама»
В январе 1998 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Г.И. Камаевой был открыт единственный пока в России приют «Маленькая мама» как филиал Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный Дом». Целью открытия стационара на 8 мест было оказание помощи несовершеннолетним и юным матерям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таком качестве приют просуществовал до марта 2003 г., когда произошло его объединение с Кризисным центром помощи женщинам.
После объединения методы работы начали меняться. Изменился ракурс восприятия клиентов. Воспитанницам отделения «Маленькая мама» было предоставлено больше свободы, самостоятельности, что способствует лучшей адаптации девочек в социуме и во взаимодействии с инфраструктурами (паспортной службой, жилищной конторой, отделом социальной защиты и т.д.), что очень важно для их дальнейшей жизни вне стен Отделения.
Совместные поездки сотрудников социальной службы с девочками для оформления документов, а затем и их самостоятельные поездки помогают в расширении опыта общения с данными структурами.
Произошла переориентация с директивно-дисциплинарной модели к модели ненасильственного взаимодействия с ориентацией на личность воспитанницы. В значительной мере этому способствовала совместная работа сотрудников отделения и коллег из Первичного дома Хельсинки в рамках международного проекта «Служба долговременной социально-психологической поддержки несовершеннолетних беременных и юных матерей».
«Первичный дом Хельсинки» — финская негосударственная организация, цель деятельности которой заключается в оказании помощи и поддержки неполным семьям и семьям с маленькими детьми, оказавшимся в кризисной ситуации. Организация была основана в 1936 г. под названием «Дом матери-рабочей и ребенка» группой женщин — деятелей социал-демократической партии с целью обеспечения более справедливого положения внебрачных детей и их матерей.
Деятельность Первичного дома — это профилактическая и коррекционная работа в области защиты детей, а также оценка способностей родителей. Основная группа клиентов — семьи с маленькими детьми, остро нуждающиеся в поддержке для выполнения родительских обязанностей, например, несовершеннолетние родители, семьи иммигрантов, а также семьи с родителями, имеющими наркологические проблемы или проблемы психического здоровья. Цель терапии в Первичном доме — найти ресурсы для того, чтобы семьи могли в дальнейшем справляться со своей жизнью самостоятельно. Во время проживания в соответствии с основной задачей уделяется внимание уходу за детьми, родительским функциям и овладению управлением своим бытом. Комплекс служб Первичного дома включает в себя два стационара, а также четыре амбулаторных отделения, на базе которых для каждой семьи есть возможность разработать соответствующий потребностям комплекс терапии. Семьи могут проходить терапию в течение 2-3 лет. Она всегда строится на базе индивидуального плана, в разработке которого принимают участие семья, сотрудники Первичного дома, сотрудник коммунального органа по защите детей и, при необходимости, представители других органов и учреждений-партнеров.
В результате совместного проекта отделение «Маленькая мама» должно стать экспертом в социальной работе с несовершеннолетними и юными матерями. В «Маленькую маму» часто приезжают специалисты из различных регионов не только Российской Федерации, но и бывшего Советского Союза, желающие познакомиться с опытом работы, чтобы потом использовать его в своей деятельности.
Контингент тех, кто может поступить в отделение, значительно расширился. Теперь это не только мамы из числа детей-сирот и несовершеннолетние, но и мамы, просто оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте до 23 лет (тяжелое материальное положение, отсутствие жилья и т.п.). Ограничением является только отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, так как финансирование идет из городского бюджета. Положительным моментом стала также возможность перехода клиентов Отделения в стационар Кризисного центра и наоборот. Девушки поступают в Отделение как по собственному заявлению, так и по направлению Комитета по труду и социальной защите, органов социальной защиты, районных социальных служб, медицинских учреждений (родильных домов, женских консультаций, больниц), отделений органов внутренних дел, образовательных учреждений, детских домов и интернатов.
В период пребывания в учреждении, воспитанницы с детьми обеспечиваются комплексным медицинским обслуживанием, включающим диагностику состояния здоровья детей и коррекцию их развития в случае необходимости.
Социальная служба занимается оформлением документов матери и ребенка, помогает продолжить образование по специальности на курсах, в школе, в профессиональных училищах и т.д. В дальнейшем содействует трудоустройству матери и определению ребенка в детское учреждение. Во время пребывания в отделении воспитанницы, прервавшие свое обучение, имеют возможность оформить академический отпуск.
Коррекционно-воспитательная служба помогает юной матери обрести чувство материнства, освоить умения и навыки, необходимые для ухода за ребенком, формирует представления о необходимом участии в дальнейшем развитии малыша. Многие воспитанницы учреждения росли в чрезвычайно неблагоприятной социально-психологической обстановке. Поэтому специалистам Отделения приходится преодолевать стойкие стереотипы в поведении мам, оказывать помощь в проработке негативного прошлого опыта.
В учреждении постоянно работает психолог, который осуществляет диагностику уровня развития ребенка и матери, при необходимости проводит консультации для воспитанниц и для других специалистов Отделения.
Услуги учреждения для воспитанниц бесплатны, но срок пребывания варьируется от одного месяца до года (в зависимости от обстоятельств и степени разрешения социально-психологических проблем воспитанниц, этот срок может быть продлен решением, принятым на медико-психолого-педагогическом консилиуме).
Организация жизнедеятельности в отделении максимально приближена к домашней обстановке. «Маленькая мама» — это открытое учреждение, которое свободно посещают родные и близкие воспитанниц. Для девушек созданы особые условия проживания, которые отличаются от условий в детском доме, интернате и даже в других приютах. Это комната матери и ребенка (в ней стоят кровать матери, кроватка малыша, пеленальный стол, находится много игрушек), уютная кухня, на которой девушки учатся готовить, холл с мягкими диванами и креслами, где часто происходит общение воспитанниц и воспитателей. Режим дня в отделении предоставляет возможность разнообразить свои занятия. Он адаптирован не только для нужд новорожденного ребенка (кормление, дневной сон, развивающие игры и т.д.), но и для личностных особенностей мамы.
Социальная работа с юными матерями начинается с разработки индивидуального маршрута сопровождения, который определяется в ходе сбора информации о ситуации социального развития подопечных. Для этого определяется социальный, медицинский, психолого-педагогический статус в рамках комплексного подхода специалистов Отделения. В штате Отделения работают воспитатели, медики (врач-педиатр и медсестры), психологи-педагоги, социальный педагог, специалист по социальной работе, инструктор по труду, юрист. Индивидуальным маршрутом сопровождения в Отделении принято считать технологическую цепочку социально-педагогического процесса.
Пример вариативного маршрута сопровождения воспитанниц
1. Знакомство с воспитанницей (определение необходимости и возможности работы: оценка семейной ситуации; создание ясных представлений о возможностях учреждения).
2. Работа с первичными документами, беседа с воспитанницей (создание информационной платформы для дальнейшей работы, формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи (или окружения) воспитанницы, установление контактов с семьей, в том числе, с отцом ребенка).
3. Анализ информации (выбор направлений, способов и средств работы, сопоставление информации, полученной с помощью разных методов и из различных источников, первичный консилиум).
4. Работа по восстановлению и оформлению документов (паспорт, регистрация ребенка, регистрация по месту жительства, оформление пособия и т.д.). Социализация и адаптация воспитанницы (приобретение социально-коммуникативных навыков, осознание ответственности за судьбу ребенка, формирование умений и навыков, необходимых для ухода за ребенком).
5. Коррекция (восстановление разрушенных или создание новых позитивных связей с семьей и социумом, решение вопроса о дальнейшем жизнеустройстве (профобучение, содействие в решении жилищных проблем), психологическая коррекция (проведение тренингов общения, ролевых игр, совместных развивающих мероприятий).
6. Социальный патронаж (стабилизация позитивных изменений, контроль за ситуацией в семье, уведомление органов опеки и попечительства по месту проживания воспитанницы о необходимости контроля над семьей, контакт с воспитанницей в период патронажа, достижение такого результата, когда нет необходимости в дальнейшей помощи социального работника).
За 8 лет существования приюта-отделения «Маленькая мама» были выявлены особенности социальной ситуации развития несовершеннолетних и юных матерей, что позволяет отнести их к особой категории воспитанников социально-реабилитационного центра:
• необходимость ухода за новорожденным ребенком;
• большая трудность в получении или продолжении образования;
• проблемы с трудоустройством;
• высокая степень социально-психологической дезадаптации;
• прошедшие роды, к которым несовершеннолетняя девочка физиологически еще не была готова, осложненные в связи с врожденными и приобретенными заболеваниями;
• планирование своего будущего должно включать мысли о ребенке.
Все это подтверждает необходимость социальной работы с юными матерями, не готовыми физически, психологически, морально и материально к свершившемуся факту материнства, с целью профилактики вторичного социального сиротства.
В перспективе развития отделения "Маленькая мама" — применение новых методик работы, внедрение системы супервизорства на базе учреждения для коллег из социальной сферы, расширение сети взаимодействия со специалистами других учреждений города, открытие консультативного центра для потенциальных клиентов, увеличение вдвое количества мест для воспитанниц в стационаре, увеличение штата сотрудников, открытие дневного стационара и мини-яслей.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote