• Авторизация


Семестровый реферат 08-05-2007 08:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Реферат по дошкольной педагогике на тему: "Игрушка в жизни дошкольника"
План:
1. Введение
2. Значение игрушки в жизни детей
3. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
4. Педагогические требования к отбору игрушек для детей дошкольного возраста
5. Какая игрушка нужна ребенку
6. Выбираем игрушки для дошкольника
7. Уголок для игр
8. Учить ребенка бережливости
9. Проблемы современных игрушек
10. Размещение игрового материала в помещении и на участке ДОУ
11. Заключение

А вы думали все так просто? Дальше интереснее...



1. Введение:
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Все понимают, что игра и игрушки нужны для того, чтобы поднимать настроение малыша, забавлять его, радовать. Но самое главное: они являются инструментами «исследования» окружающей среды и первых опытов взаимодействия с ней.
Не всегда самые дорогие игрушки оказываются самыми лучшими для развития способностей малыша. Игрушка – это источник получения новой информации, инструмент совместного исследования, в ходе которого взрослый объясняет ребёнку, что он чувствует, видит, слышит.
Игрушка – способ привлечения внимания ребёнка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект.
Самые простые предметы могут превратиться в занимательную игрушку.


2. Значение игрушки в жизни детей
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.


3. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.


4. Педагогические требования к отбору игрушек для детей дошкольного возраста
Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы.
Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова Е.А. Флориной «Чем больше возможностей представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.
Роль игрушек в жизни ребенка необычайно многообразна. С первых дней они появляются в его окружении и остаются верными друзьями на протяжении нескольких лет. Служат малышу источником радости, формируют у него разнообразные умения и навыки, приучают к определенным правилам поведения, учат общаться с окружающим миром. К счастью, игрушек на сегодняшний день огромное множество, но, к несчастью, порой родителям достаточно трудно бывает определиться с выбором той игрушки, которая оптимально подходила бы их малышу.
Чем руководствоваться, покупая игрушки ребенку? Как выбрать в этом многообразии то, что долгое время сможет остаться для малыша привлекательным и полезным? Как часто покупать игрушки? Какие игрушки подобрать в домашнюю игротеку, учитывая возраст, пол ребенка, а может быть что-то еще? И есть ли игрушка, идеально подходящая ребенку?
Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей. Для решения всех этих вопросов специалисты компании «Умные игры» совместно с учебно-методическим центром «Учимся, играя» разработали маршрутные карты приобретения игр для формирования эффективной домашней игротеки ребенка.
Что же такое эффективная домашняя игротека? Все игры можно условно разделить на типы, каждый из которых направлен на определенную сферу развития ребенка. Наиболее благоприятными для ребенка 2-3 лет являются игрушки, способствующие накоплению сенсорного (чувственного) опыта, развивающие моторику (мелкую и крупную), речь, навыки общения, творческие и мыслительные способности. Правильно подобранная домашняя игротека - залог гармоничного развития ребенка.



5. Какая игрушка нужна ребенку
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета.
Как же подобрать нужную игрушку? Для правильного ее выбора нужно знать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, какую пользу может принести ему игрушка.
Очень хорошо, если, перед тем как пойти с ребенком в магазин за покупкой, поговорить с ним, что ему нужно для игр. Этот разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет и на будущие увлечения ребенка, ну, и, конечно, доставит ему радость. Но это не значит, что в выборе игрушек надо идти на поводу у ребенка. В первую очередь взрослым следует руководствоваться педагогическими соображениями.
С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения (мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли, серсо и другие). Для самых маленьких хороши погремушки, шары, подвесы, резиновые пищалки. Когда ребенок научится ходить, ему нужны игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Очень полезны и доставляют детям много радости разборные игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком
Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.
Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении малыша было слишком много игрушек. Не это определяет настрой ребенка в деятельности. Напротив, чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес к ним.
С удовольствием играют дети с так называемыми отходами производства — различными чурбачками, кусками фанеры, картона, материи, веревками и т. п., являющимися подсобным материалом во многих детских играх.
Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает в соответствии с замыслом игры прутики — в макароны, листочки — в деньги, желуди - в сахар.
Действия с песком, водой, глиной никогда не надоедают детям. На даче, у речки, после дождя они роют ямки, льют в них воду, размешивают массу, готовят обед куклам, поят животных, пускают лодочки, делают запруды. «Различные материалы представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент... Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии» (А.С.Макаренко).

6. Выбираем игрушки для дошкольника
С 3 до 4 лет ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери. Причем это в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам. Прекрасно подойдут в этом возрасте для малыша игры-вкладыши различной сложности (ребенок должен в дощечку с вырезанными в ней контурами вложить соответствующие фигурки). Просто необходимы мячи, кольца, которые надо набрасывать на штырек и несложные конструкторы. Не покупайте ребенку прочно скрепляющиеся конструкторы (типа "Лего"), пока он не освоил строительство из обычных пластмассовых, а лучше деревянных кубиков. Строительство из кубиков требует более точного планирования и хороших моторных навыков, иначе конструкция просто развалится. Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.
В возрасте 4 - 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик. Они дают прекрасные возможности для развития фантазии ребенка, его творческого потенциала. Продолжает развиваться интерес к играм со всевозможными зверюшками и человечками. Желательно, чтобы этих фигурок было много, и у ребенка была возможность сыграть в зоопарк, школу, город и т.д. Поэтому ребенку понадобятся наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причём что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге - такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).
При выборе куклы или мягкой игрушки, обратите внимание на материал, из которого она сделана. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции у детей, а шершавые, холодящие материалы вызывают чувство отторжения у многих. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка покровительственное отношение. Желательно, чтобы кукла могла сгибаться, чтобы ее можно было раздеть, она не должна быть слишком роскошной и дорогой. Для кукол также потребуется посуда, мебель и т.д.
После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью куклы Барби и аксессуаров к ней.
Многие психологи советуют иметь дома игрушки, позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). А также шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные, ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.
В дошкольном возрасте очень пригодятся домашние спортивные комплексы, т.к. ребенок находится в постоянном движении и нуждается в возможности где-то полазить, повисеть, покувыркаться. Хороши также разнообразные дартсы (домашний тир с дротиками, прилипающими шариками и т.д.).



7. Уголок для игр
Чтобы игра приносила ребенку радость, и он мог самостоятельно занять себя игрушкой, надо выделить удобное — самое освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов — место. Если малыш будет знать, где можно взять игрушку и куда ее следует положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке.
Здесь должен быть детский стол, стульчик, шкаф для игрушек или полка.
В игровом хозяйстве малыша должно быть достаточное количество разнообразных игрушек (но не в избытке!). Обязательная принадлежность для игр малышей — предметы, которые они могут перекладывать, накладывать друг на друга (например, кубики, кирпичики); открывать и закрывать — коробочки с крышками, вкладные кубы, грибки, матрешки; нанизывать и собирать — пирамидки, кольцо и т. п. Все это лучше хранить в шкафу или на подвесной полке возле стола. Там же, на другой полке, — мелкий строительный материал, а рядом — книжки. Желательно, чтобы был и крупный строитель, различные конструктивные игрушки, мячи. Играя на ковре, малыш может устроить кукольную, комнату, гараж и т. д.
Все содержимое игрового хозяйства хранится в определенной системе. Ребенок должен знать, что, например, гараж и машины не могут находиться в кукольной комнате, а мячи лежать вместе с книгами.
Но не следует стремиться к тому, чтобы уголок был всегда в парадном убранстве. Ради порядка в комнате не надо требовать от ребенка статичности в расположении игрушек. «Зачем же ты спрятал красивого петуха, а вместо него выставил старую игрушку. Сделай, как было», — делают ему замечание. Подобное требование вряд ли правомерно. Ведь малыш наводит порядок, руководствуясь не столько декоративной привлекательностью уголка, сколько замыслом своей игры. Надо давать ребенку возможность переставлять и перемещать игрушки, менять порядок, но обязательно надо показать, как это делать.
Время от времени вместе с ребенком стоит проверить, нет ли неисправных игрушек, испачканной кукольной одежды, поломанных коробок для хранения настольных игр. Пусть малыш видит, что взрослый — первый помощник в его забавах и делах: починит игрушку, подклеит коробочку, пришьет собачке оторванную лапку. Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребенка старые поломанные игрушки: волей или неволей мы будем воспитывать у него не бережливость и жестокость. Хранить игрушки в ящике нецелесообразно. От этого они быстрее ломаются, и, главное, ребенка труднее будет приучать к аккуратному и бережному обращению с вещами, ведь в ящик все игрушки складываются вместе и без особого порядка.


8. Учить ребенка бережливости
И в этом возрасте ребенку следует подсказывать, как обращаться с игрушками, например, если кукла брошена и забыта ребенком, проявить к ней внимание, поднять ее, пусть малыш увидит, как это надо делать: «Упала кукла Ляля... Сейчас я тебе помогу, платьице отряхну, пожалею... Не плачь, садись в коляску». Следует обратиться к ребенку: «Погуляй теперь ты с ней».
Надо следить, чтобы ребенок, заканчивая игру, непременно убирал на место все, с чем он играл. Это не всегда просто.
Учить ребенка беречь игрушки важно не только для того, чтобы сохранять их в хорошем состоянии. Воспитывая привычку к бережному отношению к игрушкам, формируем нравственные качества. Ведь на игрушку ребенок переносит все свои человеческие чувства. Если малышка, скажем, держа куклу за ногу, волочит ее по полу, следует высказать свое осуждение:
— Кате больно! Разве можно так! Разве я со своей дочкой так поступаю? Вот как надо с ней обращаться. Взять куклу в руки и погладить ее.
Итак, самые верные представления о ребенке, о его развитии в целом можно составить, наблюдая его в естественной для него стихии — в игре. А. С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».


9. Проблемы современных игрушек
Следующий важный момент. Какие игрушки предпочитают современные дети? Всем известен феномен куклы БАРБИ. Девочки всего мира уже несколько поколений бредят ею. Многие страны, пытаясь следовать запросам покупателей, выпускают своих красавиц БЕТСИ, КАТЮ, СИНДИ. Интерес девочки к кукле-женщине понятен. И возник он не в этом столетии. Огромной популярностью у маленьких жительниц XIX века были фарфоровые дамы. Девочки и мальчики хотят быть большими, поэтому все, что носит на себе отпечаток "взрослости", безусловно, очень ценно для них. БАРБИ представляет собой некий современный жизненный идеал: фигура, рост, одежда, жених и прочее.
Что настораживает. Девочки играют с этой куклой не в "дочки-матери", а в "подруги- знакомые". Тем самым в том возрасте, когда девочки исстари "проигрывали" роль будущей матери, т.е. основное предназначение женщины на Земле, сейчас воспитывают в себе нечто другое. Знаете ли вы, что в Японии БАРБИ в американском воплощении не продается. Почему? Просто у маленькой японки никогда не будут такие кудрявые волосы и фигура с такими пропорциями. Природа японской женщины другая. И, чтобы японские малышки не переживали, не расстраивались по этому поводу, вопрос решился на государственном уровне. Да и сами американские психологи пришли к выводу, что надо что-то изменять в имидже БАРБИ. Придумали беременную БАРБИ, работают над тем, чтобы она стала менее броская и менее эмансипированная.
Следующая проблема. Наши дети почти не играют с отечественными игрушками. Психологи утверждают, что растет поколение молодых людей, воспитанных на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Иностранные товары занимают ведущее место в магазинах, большинство игрушек вводят ребенка в чуждую культуру, не поддерживая отечественную. В лексикон наших мальчишек и девчонок прочно входят иностранные слова: названия фирм, игр, кличек героев, имен. Теперь, покупая куклу, не надо придумывать ей имя, оно уже придумано, творческий процесс атрофирован. И вот в миллионах квартир по всему миру поселился стереотип. Наблюдается еще и такая тенденция: девочки перестали вообще давать куклам имена. Эти имена уже придуманы, а маленьким игрокам осталось только ими воспользоваться.
Есть еще одна проблема. В детских садах, на игровых площадках, в секциях, дома с юными мужчинами находятся женщины, и они не нарочно, подсознательно формируют вокруг себя среду, понятную и комфортную им, лишая мальчишек их естественного игрового окружения. С другой стороны, игрушки для мальчиков прямо ассоциируются с насилием. Сплошь и рядом продаются кинжалы, автоматы, наручники, кастеты, бомбы и прочие атрибуты победы над противником. А ведь, например, в Греции и Швеции запрещена продажа военных игрушек. Мы забываем, что для мальчиков интересны конструкторы, строительные модули, слесарные и столярные инструменты, автомашины и самолеты, космические корабли.
Цены на игрушки сегодня "кусаются". Но разве дело в том, дорогую или дешевую забаву вы купите своему ребенку? Наверняка вспомнится такая ситуация из вашего далекого детства, когда вам дарили что-то необыкновенное, может быть, электрический автомобиль или собачку. Вы целых два дня играли с этой диковинкой, а затем забросили ее и больше не доставали. Зато до сих пор вспоминаете с чувством нежности плюшевого рваного, грязного медведя с одним глазом, который так много дал вам тепла. Многие педагоги и психологи утверждают, что ребенок должен играть тем, чем он хочет. По их мнению, каждый предмет, который может стать источником игры, развивает и учит. У ребенка должно быть достаточно материала, чтобы придумать и осуществить творческий замысел. Песок, камушки, тряпочки, палочки, подушки, самодельные куклы, веревочки, раковины, деревянные брусочки - вот что необходимо для настоящей игры. То есть все то, что может быть с лихвой использовано детской фантазией. Рассудочные игры, связанные с расчетом комбинаций, неприемлемы, они малышей отрывают от тепла и человечности.

10. Размещение игрового материала в помещении и
на участке ДОУ
При размещении игрушек и других материалов для игры нужно исходить из педагогической целесообразности, т. е. учитывать задачи воспитания, особенности возраста детей и конкретные условия данной группы. Воспитание детей осуществляется в процессе их активной деятельности, поэтому игрушки и другие материалы для игр надо разместить так, чтобы они были доступны каждому ребенку.
В группах детей раннего возраста игрушки хранятся в шкафу, а воспитатель выкладывает их в манеж или на столики, где играют дети, начинающие ходить.
К двум годам дети уже свободно передвигаются по комнате. Для них сюжетные игрушки следует расставить на полочках или скамеечках в разных местах комнаты, чтобы дети могли их брать и спокойно играть, не мешая друг другу
Разнообразные моторные игрушки хранятся в другом месте, не обязательно на виду, так как игры с ними проходят под руководством воспитателя.
Строительный материал (кубики, кирпичики) следует поставить на столы, где детям удобнее с ним играть.
Обычно детям не дают много игрушек одновременно, но необходимо иметь в запасе однородные игрушки на тот случай, если интерес к какой-то машине или кукле проявят сразу несколько малышей.
Нецелесообразно раскладывать все игрушки на ковре, как это наблюдается в некоторых дошкольных учреждениях. Скопление игрушек в одном месте приводит к тому, что ими обычно пользуются активные дети, а дети более инертные, которым деятельность особенно необходима, остаются вне игры.
В младших группах игры детей носят индивидуальный характер или дети играют группами по 2—3 человека, поэтому и здесь необходимо размещать игрушки каждого вида в нескольких местах. Ребенок должен иметь возможность, увидев игрушку, взять ее и, поиграв, положить на место. Большого разнообразия игровых материалов на первых порах малышам не нужно, лучше дать им несколько однородных игрушек, так как в играх они обычно подражают друг другу.
Сюжетные игрушки (куклы и их хозяйство, животные и пр.) можно разместить в двух-трех местах на низких полках или на скамеечках. Очень удобны подвесные полки, так как при этом площадь пола освобождается для игры. Под полочками можно поставить стол и стульчики для кукол, коробку или сундучок с кукольной одеждой и пр. Посуда может стоять на полочках. Дети берут игрушки и играют в них тут же — на скамеечке или небольшом коврике.
Очень разнообразят детские игры легкие скамеечки, ящики с отверстиями. На них дети сидят сами, сажают кукол, мишек, а перевернутый ящик — это и постель для куклы и автомобиль.
Крупный строительный материал держат в небольшом открытом шкафу или секции. Настольный строительный материал можно держать в открытых ящиках. Не следует каждый раз заставлять детей складывать его в коробки: это утомляет малышей, и они перестают им пользоваться. Дидактические игрушки (башенки, матрешки, вкладыши) надо разместить отдельно от других игрушек, на открытой части шкафа или на подвесной полочке ближе к столам, где проводятся дидактические игры.
На время игр в групповой комнате следует оставить два-три столика, а остальные сдвинуть, чтобы освободить место для игр с движением. Это особенно важно в младших группах, где подобные игры надо всячески стимулировать. Для этих игр нужны каталки, мячи, шары, а также грузовые автомобили, которые можно нагружать, перевозить и т. п. (воспитатель должен заранее продумать, какие игрушки он даст детям, что они будут возить, куда, для чего). Свободная площадь нужна и для других игр, организуемых воспитателем (хороводов, инсценировок и др.).
Игрушки-забавы хранятся в шкафу воспитателя, так как самостоятельно дети ими пользоваться не могут.
В средней группе меняется характер игр, меняется и подбор игрушек — по содержанию, по количеству. Педагогические требования к их размещению в целом те же, что и в младших группах, но в средней группе совсем необязательно, чтобы все игрушки были на виду: часть их может лежать в шкафу. Дети уже чаще играют группами, поэтому нет необходимости размещать однородные игрушки в нескольких местах, их можно сгруппировать по видам: дидактические игрушки, сюжетные, технические, моторные и пр. — и поставить в той части комнаты, где с ними удобнее играть.
Для размещения сюжетно-образных, технических (небольшого размера) и других игрушек удобны секционные шкафы. В зависимости от возраста детей, от размера площади групповой комнаты, секции можно соединить по две — четыре, располагая их по горизонтали или ставя одну на другую. В этих же шкафах могут храниться и разнообразные куклы.
Дидактические игрушки, как и настольные игры, рекомендуется разместить на открытых полках шкафа или подвесных полках неподалеку от столов, которые в часы игр надо передвигать ближе к свету. В этой части комнаты не следует организовывать шумных игр. Игрушки для игр с движением (мячи, шары, обручи) надо держать в той части комнаты, где больше свободного пространства.
Для игр с настольным строительным материалом необходимо выделить один или два стола. Эти игры, как и дидактические, требуют спокойной обстановки, поэтому и место для них нужно отвести в тихой части комнаты. В другой части комнаты размещают крупный строительный материал. Большие машины, самосвалы не обязательно ставить рядом со строительным материалом. Детям даже интересно ехать из «гаража» на стройку, а, закончив игру, отвезти машину на место.
Музыкальные игрушки можно держать в шкафу, чтобы дети могли их взять, если они нужны по ходу игры. В игрушки-забавы дети играют вместе с воспитателем, поэтому они хранятся в закрытом шкафу.
В старших группах игра редко начинается с игрушки: в большинстве случаев сначала появляется замысел игры, а после этого дети обращаются к игрушкам. Поэтому на открытых полках, стеллажах хранится небольшое количество игрушек, которые постоянно нужны детям. Это — строительные материалы, технические игрушки. Кроме того, в этих группах много мелких игрушек, наборов, которые хранятся в шкафах.
На шестом году жизни дети еще играют в «семью», в «детский сад», но эти игры по содержанию отличаются от игр детей более раннего возраста; для них часто нужны дополнительные предметы: элементы костюмов, телефон, телевизор, пианино и пр. Все эти игрушки должны находиться поблизости. Более крупную мебель, умывальники, вешалки для игр с куклами можно держать на полу, а игрушки малого размера — на полочках. Посуду можно разместить на открытых полках или в коробках в шкафу, куда дети уберут ее, когда игра закончится.
Для игр с настольным строительным материалом, особенно в старшей группе, нужны мелкие фигурки, машинки, флажки на подставках. Их надо разместить на полочке рядом со столами.
Дети 5—6 лет уже реже играют на полу (исключение составляют строительные игры). В то же время дети старших групп любят играть с мелкими игрушками, с наборами. Для этого в их распоряжение надо предоставить столы, открытые полки и даже подоконники, чтобы они могли играть и стоя и сидя, т.е. постоянно меняя позу. Мелкие игрушки и тематические наборы дети берут из закрытого шкафа. Ни в старшей, ни в подготовительной группе нет нужды расставлять весь «автотранспорт» и другие технические игрушки, как на параде, занимая большую площадь пола. Их можно хранить где-то в углу, откуда дети их берут в случае надобности.
Заводные технические игрушки, машины с микродвигателями в подготовительных группах также надо держать в закрытых шкафах, чтобы дети использовали их под контролем воспитателя.
В шкафах же хранятся музыкальные игрушки, куклы би-ба-бо и другие театральные игрушки.
Необходимость соблюдать определенный порядок хранения игрушек вовсе не означает, что они всегда должны быть расставлены и разложены по своим местам. Например, дидактические игры и игрушки, мячи, скакалки дети кладут на место сразу же после игры, а игрушки для сюжетных и строительных игр убирают лишь тогда, когда игра закончена. Если же она прервана обедом или прогулкой, игрушки можно (и даже нужно) оставить на месте, с тем чтобы потом дети могли продолжить игру. Это способствует развитию игрового замысла, усложнению игр. Длительные коллективные игры воспитывают у детей целенаправленность действий, устойчивость интересов, формируют навыки поведения в коллективе.
В теплое время года, когда большую часть дня дети проводят на воздухе, можно вынести все игрушки на участок, причем размещаются они по тому же принципу, что и в групповой комнате. Крупные сооружения, приборы для развития движений, беседки, цветники, песочный дворик надо разместить по краям площадки, чтобы максимум свободного места оставить для игр, связанных с движением. Выносное оборудование и часть игрушек хранятся в кладовых. Кукол, мишек и другие любимые игрушки дети приносят с собой из групповой комнаты.
В младших группах воспитатель (няня) выносит игрушки из кладовой и раскладывает их на участке. Игрушки для игр с песком размещают на бортиках песочного дворика, для игр с водой — на специальной подставке или столике с сеткой, куклы и игрушки для игры с ними — в беседках.
Ящики с настольным строительным материалом ставят на столы, предназначенные для этих игр.
Мячи, шары, каталки, вожжи и другие игрушки для подвижных игр размещают на вешалках или в специальных стойках с ящиками.
В средней и старшей группах нет необходимости выносить из кладовой все игрушки. Дети могут брать их оттуда по мере надобности. Для тех игрушек, которыми дети пользуются каждый день (прыгалки, мячи, обручи, вожжи), нужны специальные вешалки, стойки с полочками, ящиками (они могут быть и передвижными).
Не следует также выносить все игрушки для игры с песком. Лопатки, совки, фанерки можно оставлять в песочном дворике, а остальные игрушки: машины, самолеты и т. д.— дети возьмут в кладовой сами.
Игры с водой организуются, когда позволяет погода, поэтому игрушки для них выносятся на улицу с ведома воспитателя.
В подготовительной группе основное место во время прогулок занимают игры спортивного характера, подвижные игры с правилами. Для таких игр нужно создать необходимые условия. Например, для игры в городки надо предусмотреть такое место, чтобы она была безопасна для других детей: ровная площадка и барьер, задерживающий летящие биты; для игр с мячом нужны сетки для забрасывания и перебрасывания мяча, для «школы мяча» — стенка или щит.
Такие дидактические игры, как домино, шашки, дети приносят из групповой комнаты.
Для игр с водой можно сделать искусственный ручеек, где дети будут строить запруды, плотины, мосты, пускать самодельные лодки, кораблики из бумаги или сосновой коры.
На веранде или в беседке должно быть оборудовано место, где дети сами мастерят игрушки для своих игр. Следует напоминать воспитателям, что постепенно нужно накапливать для самодельных игрушек природные материалы, фанерки, бруски и т. д. и отвести для них ящик или большую коробку.
В зимнее время дети всех возрастных групп сооружают на участке постройки из снега. Для игр на улице нужны и сюжетные игрушки: фигурки людей, животных и др. (следует отобрать такие, которые не портятся от сырости). Из групповой комнаты дети выносят кукол, одетых в пальто, спортивные костюмы, завернутых в одеяла.
Фанерки, дощечки, ящики, скамеечки (чтобы дети не садились непосредственно на снежные постройки), санки для кукол находятся в кладовых.
Рекомендуемый порядок пользования игрушками продиктован характером игр детей того или иного возраста и преследует воспитательные цели: обеспечить организацию разнообразных игр, активное участие в них всех детей, приучить их к порядку.

11. Заключение:
Так уж устроен мир, что детство и игра - неразделимые понятия. И хорошо, если ребенок много играет.
Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры, результат ему не так важен. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Когда он играет, то погружается в процесс целиком. Игра - символический язык для самовыражения; игра может открывать нам: что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; чувства, связанные с тем, что он пережил; какие желания, мечты и потребности возникают у малыша и даже особенности его «Я». Поэтому самым естественным способом проникновения в мир детства, для познания его и для воздействия на него, является игра. Когда кроха встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка.
Подвести итог можно простой фразой: "Без игрушки нет игры, а без игры нет развития ребенка". Так пусть же наши дети играют и развиваются.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Aijo 08-05-2007-19:31 удалить
интересно...
А самое интересное, что мы до сих пор пользуемся трудами практически вековой давности при написании рефератов...И тут 2 причины%
1. Всё новое основано на них же...
2. Написано тверно...
хотя...
А вообще интересно было почитать...
Ан_дрей 08-05-2007-23:23 удалить
ничего себе)...
но тема мне нравится, кстати)
-Сэм- 09-05-2007-08:50 удалить
Спасибо. Главное, чтобы "+" поставили =)

LI 5.09.15
Ан_дрей 09-05-2007-12:14 удалить
al_angel, ещё бы не поставили!)
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
JuniAnGel 09-05-2007-19:07 удалить
уу...я что-то в этом роде читала,когда выбирала доклад по психологии...))
Aijo 10-05-2007-13:29 удалить
al_angel, ты прям как мой 2юроднеый.. главное зачёт получить.. =)Получишь...
al_angel, молодец! на мой взгляд, очень содержательно и, главное, отражена суть. было бы грех не поставить тебе "+" =)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Семестровый реферат | -Сэм- - Жизнь в режиме on-line | Лента друзей -Сэм- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»