Борьба со СПИДом
В рамках курса "Психологическая служба и психодиагностика" я готовила работу под названием "Нарушения развития у ВИЧ-инфицированных детей дошкольного возраста", которой и хотела поделиться с Вами.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики все более актуальной становится проблема помощи ВИЧ-инфицированным детям, что обусловлено неуклонным ростом их числа во всем мире.
Для подтверждения вышесказанного приведем статистику количества ВИЧ-инфицированных по Смоленской области за 2007-2008гг по данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом [5]:
[699x324]
Далее остановимся на рассмотрении путей инфицирования ребенка вирусом иммунодефицита человека [4].
Большинство инфицированных детей заражаются ВИЧ от своих матерей; такой путь называется перинатальной (вертикальной) трансмиссией ВИЧ. Это означает, что дети инфицировались во время беременности или родов матери, либо после рождения во время грудного вскармливания. Однако, большинство детей (70% и более), рожденных ВИЧ- позитивными матерями, не инфицированы ВИЧ. Вертикальная передача ВИЧ может быть предотвращена разными способами.
Как и взрослые, дети могут быть инфицированы и другими путями (например, при переливании крови, при травматическом уколе иглой от шприца, в котором находилась кровь инфицированного человека, при половых контактах).
Каждый ребенок, рожденный ВИЧ-позитивной матерью, в течение первых 15-18 месяцев жизни будет иметь в своей крови материнские антитела к ВИЧ. Поэтому детям до полутора лет стандартное исследование на антитела к ВИЧ (так называемый иммуноферментный анализ) не позволяет установить диагноз ВИЧ- инфекции. Если у ребенка в возрасте старше 18 месяцев обнаружены антитела к ВИЧ, это значит, что он инфицирован ВИЧ. Все дети, рожденные матерями с подтвержденным или предполагаемым диагнозом ВИЧ, должны проходить регулярное медицинское обследование с целью ранней диагностики как ВИЧ-инфекции, так и других заболеваний, которые могут свидетельствовать о нарушении иммунитета.
Развитие ВИЧ-инфекции у детей протекает иначе, чем у взрослых, поэтому важно, чтобы наблюдение, уход и лечение вашего ребенка производились в специализированных медицинских учреждениях.
У детей, инфицированных ВИЧ, болезнь может протекать намного быстрее, чем у взрослых. В связи с этим исключительно важно своевременно обследовать ребенка.
Основным методом исследования, который позволяет оценить состояние иммунитета, прогнозировать течение и риск прогрессирования ВИЧ-инфекции у детей и взрослых, является определение количества CD4-Т-лимфоцитов. У детей иммунная система развивается, поэтому показатели количества CD4-Т-лимфоцитов отличаются от таковых у взрослых, и с возрастом изменяются. Нормальные показатели абсолютного количества CD4-Т-лимфоцитов у маленьких детей намного выше, чем у взрослых. Однако по достижению возраста 6 лет и старше они становятся такими же, как и у взрослых. В связи с этим показатель абсолютного количества CD4-Т-лимфоцитов трудно использовать для определения риска прогрессирования ВИЧ-инфекции у детей. Для оценки состояния иммунитета используется относительный показатель уровня CD4-Т- лимфоцитов. Процентное содержание CD4-Т- лимфоцитов не зависит от возраста ребенка.
Таким образов в жизни ВИЧ-инфицированных детей важен период дошкольного детства по двум основным причинам. Во-первых, к трем годам уже известно о положительном (или отрицательном) ВИЧ статусе ребенка, а, во-вторых, к концу дошкольного возраста (примерно 6-8 лет) у ребенка появляется интерес к своему организму, что обуславливает необходимость начального разговора с ребенком о вирусе ВИЧ. Как правило, лучше, когда к 12-13 годам ребенок уже знает о своем инфицировании ВИЧ.
Каковы же основные и часто встречающиеся отклонения от нормы развития в дошкольном возрасте у детей с положительным ВИЧ статусом [1, 2, 3]:
[699x452]
Проанализировав все выше сказанное можно говорить о том, что ВИЧ-инфицированные дети в целом не представляют угрозы для других детей в домашних условиях, в детском саду, в школе. Поэтому наличие у них ВИЧ-инфекции не должно становиться препятствием к воспитанию и обучению.
Используемые источники:
1. Бовина Н.Б. Социальные представления молодежи о больных СПИДом// Вопросы психологии. – 2008. - №5. – С. 96-104.
2. Богданова А.А., Голубаева Г.Г. Организация комплексной коррекционной помощи ВИЧ-инфицированным дошкольникам// Практическая психология. – 2007. - №5. – С. 45-52.
3. Костюченков В.Н. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами / В.Н. Костюченков, Р.И. Захаренкова. В.Я. Легчаев. – Смоленск: Смядынь, 2001. – 233 с.
4. Лечение ВИЧ/СПИДа - Развитие ВИЧ-инфекции у детей (полный обзор) - http://poz-ru.livejournal.com/3049.html
5. Федеральный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом - http://www.hivrussia.ru/