http://uaua.info/content/articles/2112.html
Вечные спутники лета: синяки и ссадины
За образовавшимся синяком нужно наблюдать, поскольку он не всегда оказывается таким уж безобидным. В норме синяк обязан пройти несколько стадий «цветения»: красный переходит в лиловый, потом становится вишневым, синим, и, наконец, желто-зеленым. Если «окраска» синяка остается красной и не меняется в течение 2-3 дней – начался процесс нагноения. Особо внимательными нужно быть к синякам на коленках и локтях. Специалисты считают их самыми опасными, поскольку кроме кожи и мягких тканей страдают суставы, суставная сумка и связки. А иногда детские ушибленные коленки «аукаются» через много лет, вызывая заболевания коленной чашечки.
Помощь при синяках. Первые 2 дня после ушиба синяку нужен холод – он уменьшает отек тканей и предотвращает развитие гематомы. Поэтому каждые 2-3 часа на 10 минут прикладывайте к ушибленному месту кусочки льда, завернутые в целлофан, или бутылку из холодильника. На 3-й день синяк перестают охлаждать и начинают греть. Компрессы делают по стандартной схеме: тонкий слой бинтика, пропитанный согревающей жидкостью (спирт, водка или камфорное масло), затем компрессная бумага, вата и материал для обертывания (бинт или хлопчатобумажный платок). Помните: согревает компресс только 3-4 часа, дальше начинается процесс охлаждения. Кроме этого, приготовьте своему сорванцу целебную смесь: возьмите любую мазь, применяющуюся при ушибах и синяках, смешайте ее со средством на основе вытяжки фермента пиявок (его международное название - геруедин) и обильно смазывайте синяк этим составом первые сутки после удара. Еще один хороший способ лечения синяков: 3-4 дня обрабатывать его ватным тампоном, пропитанным яблочным уксусом (разбавлять пополам водой). Хорошо помогает при синяках алоэ – разрезанный вдоль лист приложите к пострадавшему месту, закрепив пластырем. Также можно использовать и капустный лист, только перед этим его надо хорошенько размять до появления капелек сока.
Не реже, чем синяки, у детей появляются ссадины. Эти частые спутники дачного отдыха отличаются от синяков наличием повреждения кожи.
Помощь при ссадинах. Для начала тщательно промойте ранку проточной водой и обработайте обыкновенным коричневым хозяйственным мылом (оно самый лучший антисептик; только не трите, а нанесите мыльную пенку и затем смойте ее водой) или перекисью водорода. В конце процедуры смажьте края ссадины йодом, зеленкой или фукорцином. (Если появился синяк, действуйте по уже известной схеме.) В дальнейшем ссадину нужно обработать любой асептической мазью или облепиховым маслом.
При глубокой ране длиной более 1 см необходимо наложить швы, поэтому обратитесь за помощью в ближайший травмпункт.
Психологическая помощь. Если ранка болит, можно дать малышу возрастную дозу обезболивающего средства. Но следует всегда помнить, что чаще всего ребенка мучает не столько физическая боль, сколько эмоциональная, ведь за расцарапанную коленку и порванную одежду ему может достаться от мамы. Ведь если родители будут кричать и ругаться, царапина не заживет сама собой, штаны или колготки не станут целыми, а боль усилится наверняка. Поэтому успокойте сорванца, если нужно, дайте ему немного валерианы. Объясните, что это не первая и не последняя рана в его жизни, она заживет и даже следа не останется.
Иногда при виде крови дети теряют сознание. Не суетитесь, не паникуйте, на помощь придет нашатырный спирт, а затем и валериана.
Неудачная пробежка: вывихи и переломы
Если у ребенка после падения образовался синяк, появилась припухлость и боль, а поврежденная рука или нога ограничена в движении – это может быть как вывих, так и перелом. К сожалению, заподозрить перелом у ребенка намного тяжелее, чем у взрослого, поэтому нелишне будет даже с обыкновенным вывихом проконсультироваться у хирурга. Чтобы узнать, насколько ребенку больно, ни в коем случае не сгибайте-разгибайте пострадавшую часть тела, а осторожно пощупайте место ушиба и, если болит «очень-очень», дайте обезболивающее.
Едем в травмпункт? Найдите в хозяйстве фанерку или картонку (сгодится боковая стенка коробки из-под обуви) и прибинтуйте ее к пострадавшему месту. Важно, чтобы по пути рука или нога не болталась, а была зафиксирована. Затем приложите холод и скорее к врачу. Если дело осложняется открытой раной, промойте ее и обработайте как ссадину.
Особенности перелома пальца. У детей сломать пальчик получается очень легко и быстро: случайно засовываешь его между дверью и дверной коробкой и готово. Поэтому если ваш малыш совершил подобный подвиг и все-таки что-то себе сломал, то, если это палец руки, его нужно прибинтовать к картону и соседнему пальцу, если ноги – картон прикладывают не только к «пострадавшему», но еще и к стопе. И - к хирургу.
Травмы головы
Ребенок начинает ударяться головой сразу, как только научится переворачиваться и, соответственно, скатываться с кровати. Родители обычно чувствуют себя виноватыми, что недоглядели за малышом. Но если пытаться уберечь его от любой случайности, то вам придется вообще не сводить с него глаз. Кости его останутся целы, но характер погибнет безвозвратно. Как говорится, все хорошо в меру. Не оставляйте ребенка одного на кровати, даже если вам кажется что он не сможет доползти до края. Не оставляйте его без присмотра в стульчике или коляске. Конечно, эти меры не исключают возможности падения малыша, поэтому любая мама должна знать следующее.
Если после падения ребенок прекращает плакать в течение 15 минут, на щеках у него продолжает играть румянец, его не тошнит, то сотрясения головного мозга можно не бояться. Никаких изменений в его режиме не требуется.
Шишка на голове малыша при отсутствии других симптомов ничего страшного не представляет. Она появляется из-за разрыва кровеносного сосуда под кожей.
Сильно ударившись головой, ребенок иногда чувствует тошноту, теряет аппетит, его кожа бледнеет. Он жалуется на головную боль, легко засыпает, хотя и добудиться его обычно нетрудно. При наличии подобных симптомов, необходимо связаться с врачом, который, возможно, посоветует сделать снимок головы. Ребенка хотя бы на 2-3 дня желательно подержать в относительном покое. Ночью после ушиба пару раз будите малыша, чтобы удостовериться, что он не потерял сознания. Если на следующий день вам что-то покажется необычным в поведении ребенка, немедленно вызывайте врача.
К травмам головы у детей всегда нужно относиться чрезвычайно серьезно. Сильные травмы головы могут привести к потере сознания. Иногда после травмы ребенок на короткое время может прийти в сознание и почувствовать себя хорошо, а затем снова потерять сознание.
Признаки, при наличии которых необходимо немедленно вызывать «скорую помощь»:
•Хотя бы кратковременная потеря сознания
•Ребенок стал вялым и сонливым
•У него появились тошнота и рвота
•Один зрачок стал шире другого
•Нарушилась координация движений
•Имеется кровотечение или прозрачное отделение из ушей
Эти признаки (или хотя бы один из них) свидетельствуют о сотрясении головного мозга!
Ваши действия:
•Ребенка с серьезной травмой головы важно как можно скорее доставить в больницу
•Если ребенок в сознании, проверьте, не появилось ли у него
-шумное или тяжелое дыхание,
-сонливость или спутанность сознания,
-напряженный, но очень медленный пульс.
Любые из этих признаков могут свидетельствовать о травме мозга.
•В экстремальной ситуации, например, когда ребенок находится без сознания и не дышит, очень важно не поддаться панике.
–первым делом необходимо позвать на помощь, поскольку лишняя пара рук всегда пригодится,
–затем вызвать «скорую помощь» или «службу спасения»,
–главное сохраняйте спокойствие, даже если это крайне тяжело.
•Можно попытаться самостоятельно привести ребенка в сознание.
Восстановление сознания:
• Уложите ребенка на спину (на полу или другой твердой поверхности) и откиньте его голову назад. Делайте это, одной рукой отводя лоб назад, а другой, поднимая подбородок. Благодаря таким движениям язык смещается вперед и не может заслонить горло и вызвать удушье.
• Иногда после одного такого приема ребенок начинает дышать сам. Если же малыш по-прежнему не дышит, то приложите свое ухо к его рту, чтобы прислушаться и выяснить, есть ли дыхание.
•Тыльной стороной руки проверьте, имеется ли движение воздуха изо рта, и присмотритесь, поднимается ли грудная клетка.
• Если этого не происходит и дыхания не слышно, то срочно приступайте к искусственному дыханию «рот в рот» (технику проведения искусственного дыхания см. в статье «инородные предметы»)
Если ребенок остается мертвенно бледным или даже синюшным и его пульс не прослушивается, то наряду с дыханием «рот в рот» необходимо сделать
Массаж сердца:
• Положите ребенка на спину на твердую поверхность, опуститесь рядом с ним на колени. Проверьте пульс либо на шее, либо на запястье.
• Начинай те массаж сердца с надавливания на нижнюю часть грудной клетки верхней частью ладони. Старайтесь, чтобы углубление получалось на 3 см.
•При массаже сердца младенца надавливайте только кончиками пальцев не глубже 2 см. В результате надавливания на грудную клетку сердце сжимается, понемногу выталкивая кровь, и она начинает циркулировать по кровеносным сосудам.
•Вам придется повторить это около 100 раз за минуту, не расслабляясь ни на миг.
• Одновременно с массажем сердца необходимо делать искусственное дыхание «рот в рот», по одному вдоху на каждые 5 нажатий на грудную клетку.
• В таком ритме, 1 вдох на 5 нажатий, продолжайте действовать до тех пор, пока не прибудет «скорая помощь» или пока сердце не начнет биться снова.
•Когда сердце забьется снова, и ребенок начнет дышать, положите его в позу пробуждения:
• Положите ребенка полуоборотом на грудь, чтобы одна его рука, вытянутая назад, была снизу, а вторая, согнутая в локте, была спереди
• Одна нога, та, что в более высоком положении, должна быть согнута в колене под прямым углом, чтобы тело не могло перевернуться ни назад, ни вперед
•Голову откиньте назад, чтоб язык не запал в горло.
Мамы знают – до чего бы не дотянулся ребенок – он непременно старается засунуть это в ротик. Хорошо, если малышу попадется под руки погремушка или яблоко. Но может случиться так, что он добудет бутылочку или коробочку с замечательно пахнущим моющим средством или яркую таблетку. Чтобы этого не случилось, все медикаменты должны храниться в недоступном для детей месте. Убирайте подальше химические вещества. Дверцы кухонных шкафов должны быть закрыты на замок. Удалите из сада все ядовитые растения, которые ребенок мог бы съесть или попробовать из любопытства.
Помните, что отравой является все, что дети могут попробовать на вкус и обжечь себе при этом рот, пищевод, желудок.
Итак, все опасные вещества спрятаны. Однако не следует забывать, что дети очень сообразительны и иногда бывают очень настойчивы в достижении своей цели (например, обязательно добуду вот ту бутылочку с верхней полки и попробую, что там находится). Поэтому каждая мама должна знать, как поступать при попадании в организм малыша ядовитых веществ.
Признаки отравления:
•Рвота
• Если ребенок проглотил что-то едкое (например, отбеливатель), то на губах и во рту эти вещества оставляют покраснение, воспаления; может возникнуть ожог, появится волдыри.
•Потеря сознания.
Неотложная помощь:
• Вызовите «скорую помощь» и постарайтесь выяснить, что именно и в каком количестве проглотил ребенок. Это необходимо, чтобы решить нужно ли вызывать у него рвоту.
•Сохраните до прибытия врача образец этого вещества или его этикетку (лучше и то, и другое).
• Промойте желудок ребенка (как правильно промывать желудок, см. ниже) и дайте раствор активированного угля (3-4 таблетки на стакан воды).
•Промывание желудка и вызывание рвоты противопоказаны:
-если ребенок находится в коме или бьется в конвульсиях
- если в желудок попали следующие вещества: моющие средства, полирующие жидкости, жидкости для уничтожения насекомых, нашатырный спирт, щелок, негашеная известь, хлорная известь, кислоты (серная, азотная, соляная, карболовая). Кислоты и щелочи, выходя наружу из желудка, могут обжечь горло.
- бензин, керосин, скипидар. Нефтепродукты наиболее ядовиты при попадании в дыхательные пути или в легкие, а при рвоте может случиться именно так.
-в таких случаях рекомендуется обильное питье и разведенный в воде активированный уголь.
• Не поите ребенка молоком, так как некоторые яды являются жирорастворимыми, и жир, содержащийся в молоке, может ускорить действие яда.
Если произошло отравление газом или испарениями какого-либо ядовитого вещества, то:
-немедленно выведите (или вынесите) ребенка из загазованного помещения;
-снимите с него одежду;
-освободите рот и дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
Если ядовитое вещество попало в глаза, необходимо промыть их струей теплой воды из резиновой груши. Проводите эту процедуру 5 – 10 минут.
Если отравляющее вещество попало на кожу, то ребенка нужно сразу раздеть и промыть кожу теплой водой с мылом, причем сначала следует вымыть пораженные места.
Достаточно часто встречаются отравления угарным газом.
Угарный газ, или оксид углерода, - газ без цвета и запаха. Отравление возникает незаметно и неожиданно для человека. Часто такие отравления возникают при пожарах в замкнутых пространствах, в непроветриваемых помещениях с неисправной отопительной системой, в закрытых гаражах при работе двигателей машин.
Симптомы:
•Головная боль по типу «обруча», головокружение, стук в висках, тошнота, рвота, потеря сознания
• В тяжелых случаях происходит нарушение психики и памяти, наблюдаются галлюцинации, возбуждение, затем нарушение дыхания, вплоть до его остановки, и нарушение сердечной деятельности, вплоть до остановки сердца.
•При коматозном состоянии имеют место судороги, отек мозга, дыхательная и острая почечная недостаточность.
Ваши действия:
•Вынести ребенка на свежий воздух
•Расстегнуть одежду и ослабить пояс
•Освободить полость рта и носа от содержимого
•При остановке дыхания сделать искусственное дыхание «рот в рот» (как правильно это сделать в статье «Инородные тела в...»)
•Срочно вызвать «скорую помощь».
Рассмотрим более подробно технику оказания первой помощи при отравлениях, а именно:
Промывание желудка
•Растворите 2 чайные ложки соли или питьевой соды в литре кипяченой воды
•Дайте ребенку залпом выпить раствора столько, сколько он сможет
• Положите его поперек кровати, чтоб голова свешивалась с ее края. На пол поставьте большой таз, куда вы будете собирать рвотные массы (впоследствии врач сможет сделать их анализ)
• Засуньте малышу палец глубоко в рот, до основания языка, и пошевелите им несколько секунд, чтоб ребенок начал давиться и у него возникли спазмы в желудке
• Делайте все быстро и уверенно; при малейшем колебании малыш прикусит вам палец, но он не сможет этого сделать, если будет давиться
•Промывание следует повторять до чистых промывных вод, но не менее 3 –5 раз.
Объем жидкости зависит от возраста:
5 – 12 месяцев – 100 мл / на один прием
2 – 5 лет – 200 – 300 мл
6 – 10 лет – 300 – 400 мл
11 – 15 лет – 400 – 500 мл
• Если вызвать рвоту не удалось, дайте ребенку одну столовую ложку сиропа из рвотного корня (для ребенка младше двух лет достаточно двух чайных ложек). Если через 15 мин не последует реакция, повторите. Больше двух раз сироп не предлагайте.
•После промывания желудка ребенку желательно принять активированный уголь или другой энтеросорбент.
Противопоказания: пищеводное или желудочное кровотечение, нарушение мозгового кровообращения, судороги, бессознательное состояние.
Восстановление сознания
• Положите ребенка полуоборотом на грудь, чтобы одна его рука, вытянутая назад, была снизу, а вторая, согнутая в локте, была спереди
• Одна нога, та, что в более высоком положении, должна быть согнута в колене под прямым углом, чтобы тело не могло перевернуться ни назад, ни вперед
•Голову откиньте назад, чтоб язык не запал в горло
•Дайте понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом.
И еще немного о вредных веществах. Некоторые препараты не считаются ядовитыми, но могут представлять угрозу для ребенка. К ним относится, например, табак: одна съеденная сигарета опасна для годовалого ребенка. Кроме того, к таким веществам можно причислить железо, хинин, таблетки стрихнина, борную кислоту, аспирин.
Часто дети глотают вещества, которые не приносят сильного вреда: чернила, настойку йода и т.п. В любом случае об этом необходимо сообщить врачу.[
и еще одна статья на эту тему:
Угрожающее состояние - критическое состояние здоровья, которое представляет реальную угрозу жизни, иногда даже при кажущемся благополучии в момент первичного осмотра. Угрожающие состояния проявляются по-разному:
Отравление грибами.
На практике встречаются 2 основных варианта этой группы отравлений - с коротким (от 30 минут до 2-3 часа) и длинным (от 10 до 24 часов) (скрытым) инкубационным периодами.
При отравлении грибами с коротким инкубационным периодом протекает как пищевое отравление. Самыми ранними признаками заболевания являются рвота и понос. Детям назначают обильное питье, следует немедленно обратиться к врачу.
В случаях отравления мухомором, поганкой и некоторыми другими грибами на первый план выступают признаки поражения центральной нервной системы:
В этом случае обязательно и как можно скорее проводят промывание желудка, лучше через зонд (следует делать осторожно при нарушениях сознания и снижении артериального давления), ставят очистительную клизму. После промывания желудка и клизмы в желудок вводят (лучше по зонду) размельченные 1-5 таблеток активированного угля (карболен).
Ребенок с признаками нарушений со стороны центральной нервной системы подлежит госпитализации.
Наибольшую опасность для жизни ребенка при полном благополучии в первые часы (а иногда и дни) представляют отравления с длительным инкубационным периодом. Причиной таких отравлений чаще всего бывают мухомор и бледная поганка. Самое распространенное время таких отравлений - конец августа - середина ноября.
Первые признаки заболеваний носят общий характер (слабость, недомогание, головная боль, легкое повышение температуры тела, иногда признаки легкого пищевого отравления) и не настораживают родителей. Далее происходит резкое развитие болезни: к исходу 3-х и началу 4-х суток с момента употребления в пищу ядовитых грибов внезапно наступает ухудшение, а затем чаще всего смерть. Во всех случаях отравления с грибами с длительным инкубационным периодом дети подлежат обязательной и срочной госпитализации.
Ботулизм.
Причинами этого серьезного заболевания могут стать:
Инкубационный период колеблется от нескольких часов до 5-7 суток. Наиболее типичные начальные признаки - нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, расстройства зрения, двоение в глазах, подергивания глаз. По мере прогрессирования заболевания развиваются опущения век, нарушения глотания и произношения, потеря голоса, нарушения дыхания вплоть до его полной остановки. У детей младшего возраста начальные проявления ботулизма носят стертый характер, в связи с чем решающее значение приобретают результаты расспроса.
Важно немедленно госпитализировать ребенка.
Если нарушения дыхания не носят угрожающего характера, то специальной предтранспортной подготовки не требуется.
Острые лекарственные отравления
В последние годы такие формы отравления наблюдаются у детей все чаще. Причинами могут стать красивый внешний вид таблеток, оригинальная упаковка и стремление детей подражать взрослым.
В клинической картине острых лекарственных отравлений принято выделять 6 ведущих признаков:
В случае подозрения на прием ребенком медикаментов достаточно наличия одного из перечисленных признаков, чтобы ребенок подлежал госпитализации.
Прием даже 1-ой таблетки может оказаться роковым для ребенка.
Первая помощь ребенку при остром лекарственном отравлении должна быть оказана немедленно, в противном случае действие яда будет продолжаться и усиливаться. Желудок следует промывать лучше через зонд водой комнатной температуры.
После промывания желудка ставят высокую очистительную клизму, которая, освобождая толстый кишечник, тем самым ускоряет продвижение содержимое тонкого.
Острые бытовые отравления
Причинами отравлений угарным газом могут стать простые детские шалости с огнем, использование неисправных печей. Нужно помнить, что основной прием при оказании первой помощи угоревшему – это вынос его на свежий воздух и вдыхание кислорода.
При этом не следует пользоваться кислородными подушками - они существенно затрудняют дыхание. Госпитализация отравленных угарным газом детей обязательна в связи с опасностью развития поздних осложнений (пневмония).
Широкое распространение препаратов бытовой химии привело к учащению случаев отравления ими детей.
Основными компонентами препаратов бытовой химии являются:
Специфических противоядий в таких случаях отравлений не существует, поэтому при таких отравлениях первая помощь заключается в промывании желудка через зонд. Делать это следует до тех пор, пока промывные воды не станут чистыми, и пока не исчезнет специфический запах. Далее, следует ввести по зонду размельченные таблетки активированного угля и сделать высокую очистительную клизму с последующей госпитализацией.
Особое внимание следует обратить на отравление канцелярским клеем. Внешне безобидная и ставшая привычной в нашем обиходе жидкость содержит 0,5% фенола, который обладает раздражающим и прижигающим действием. Прием даже небольшого количества канцелярского клея может вызвать потерю сознания, острую почечную недостаточность, тяжелую пневмонию. Перед промыванием желудка в этих случаях целесообразно ввести в желудок яичный желток или растительное масло, а промывание проводить с добавлением в воду 10% глицерина и размельченного активированного угля.
Отравление прижигающими ядами
Это могут быть как крепкие кислоты (уксусная эссенция, аккумуляторная кислота) так и щелочи (едкий натр, каустическая сода и т.д.).
Выраженное раздражающее действие и боль, вызываемые уже первым глотком яда, как правило, сопровождается у детей появлением рвоты. Отравления в большинстве случаев не развивается, но у ребенка развивается химический ожог полости рта и пищевода. Такие дети нуждаются в немедленной госпитализации в детское хирургическое отделение.[/more]
Все знают, что дети любят засовывать пальцы (а также шпильки, проволоку и т. п.) в электрические розетки. Если не принять мер предосторожности, естественная любознательность ребенка может привести к трагедии. Поэтому запаситесь предохранителями и обезопасьте все розетки в доме. Если есть возможность, спрячьте часть розеток за мебелью. Замените все потрескавшиеся или рваные электропровода.
Очень важно поговорить с малышом и четко объяснить, что «игры» с электрическим током недопустимы. Естественно, не нужно углубляться в технические подробности и объяснять ребенку, что представляет собой ток и как устроена розетка. Он просто четко должен знать, что трогать розетку НЕЛЬЗЯ! То же самое касается и электроприборов. Конечно же, малышу интересно, почему жужжит миксер или что там внутри у телевизора. Но он должен знать, что трогать включенные в сеть приборы (да и выключенные тоже) категорически НЕЛЬЗЯ!
Если все же трагедия произошла, не теряйте самообладания, а действуйте четко и быстро.
Первая помощь при поражениях током:
• Если после поражения током ребенок не дышит, то вызывайте «скорую помощь» и начинайте сами проводить реанимационные мероприятия: дыхание «рот в рот» и непрямой массаж сердца.
•После поражения током вызывайте «скорую помощь» даже в том случае, если ребенок чувствует себя вполне сносно! Он будет нуждаться во врачебном наблюдении, т.к. не исключена опасность остановки сердца или кровотечения из внутренних органов спустя несколько часов после электротравмы.
Например, горячая еда, чай и кофе, плита, кастрюли и сковородки. Т.е. возникает большая вероятность получить ожог. Для того чтоб свести риск ожога к минимуму держите горячую пищу и напитки подальше от детей. Если вы привыкли покрывать кухонный стол скатертью, лучше ее снять, пока ваш малыш не подрастет. Идеально, чтобы ребенок находился вне кухни, пока вы готовите еду.
Итак, что должна знать каждая мама об ожогах. В большинстве случаев они вызываются воздействием высокой температуры на кожные покровы. Такие ожоги называются термическими. Различают три степени этих травм: легкую, среднюю и тяжелую.
Признаки ожогов:
•Покраснение и боль (первая степень или поверхностный ожог)
• Образование пузырей, наполненных жидким, прозрачным, желтоватым содержимым (более тяжелые ожоги, то есть затрагивающие более глубокие слои кожи; вторая степень или частичный ожог)
• Образование некроза кожи и более глубоко лежащих тканей (повреждение всех слоев кожи называется полным ожогом, оно может потребовать госпитализации (если поражен большой участок кожи) и пересадки кожи).
ТЕРМИЧЕСКИЙ ОЖОГ
Если ваш малыш опрокинул на себя чашку с горячим кофе или схватил кастрюлю на плите, главное не паниковать, а действовать четко и быстро. Ведь детская кожа очень нежная и тонкая и то, что у вас вызовет лишь легкое покраснение, у ребенка может привести к серьезным ожогам.
Первая помощь:
• Быстро полейте ожог холодной водой, чтоб уменьшить температуру и снять жжение. Делайте это не менее 10 – 15 минут. Не используйте лед, так как иногда это может усугубить травму.
•Не пытайтесь отрывать ткань, которая прилипла к ране.
• Не смазывайте рану маслом, масляными мазями или другими жирными веществами, так как они будут поддерживать высокую температуру в месте ожога, что может привести к его распространению вглубь и вширь.
• Наложите на ожог чистую, мягкую, не ворсистую повязку, например марлевую, смоченную в холодной воде. Можно сделать содовый раствор (1 чайная ложка соды на стакан воды). По мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.
•После обработки ожога холодной водой, на него можно нанести один из специальных аэрозолей: «Пантенол», «Левиан», «Левизоль».
• Можно наложить на место ожога специальную гелевую салфетку (они продаются в аптеках, стоят достаточно дорого, поэтому используются в основном для ожогов второй степени)
• Ни в коем случае не вскрывайте образовавшиеся в результате ожога пузыри. Они предотвращают потерю жидкости и защищают от микробов.
•При обработке ожогов никогда не пользуйтесь йодом и другими подобными антисептиками. От этого будет только хуже.
• Даже если ожог небольшой, имеет смысл дать ребенку антигистаминный препарат (супрастин, кларитин, димедрол, пипольфен), а также болеутоляющее средство (например, панадол) в возрастной дозировке.
Если ожог получен в результате возгорания:
Когда на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. Для этого на пострадавшего следует набросить одеяло, плащ, пальто, но так чтобы не закрыть голову, иначе он может получить ожог дыхательных путей и отравление токсическими продуктами горения. Если есть возможность, можно потушить пламя водой. После чего разрежьте тлеющую одежду и снимите ее, стараясь не повредить ожоговую поверхность.
Ни в коем случае не оставляйте очагов тления! Вызовите скорую и до приезда врачей окажите первую помощь, как указано выше.
Когда необходима консультация врача:
•Ребенка до года необходимо показать врачу, даже если ожог вызвал всего лишь небольшое покраснение;
•Если ожог довольно обширный или глубокий;
•При второй и третьей степени ожогов;
•Если ожог получен в результате пожара.
СОЛНЕЧНЫЙ ОЖОГ
Еще один вид теплового ожога можно получить, принимая солнечные ванны. Достаточно провести на пляже в солнечную погоду всего лишь полчаса и на нежной детской коже появится ожог. Опасность состоит в том, что вы не сможете сразу определить на глаз или на ощупь, что кожа сгорела, - ожог проявит себя только через несколько часов. Поэтому вначале пребывания на солнце закрывайте тело малыша от прямых солнечных лучей. Не полагайтесь полностью на лосьон или крем для защиты от солнца.
Если ребенок все же обгорел, то сделайте следующее:
• Постарайтесь облегчить малышу боль. Для этого обработайте обожженные места специальным аэрозолем («Пантенол» и т.п.). Можно смазать ожог кефиром или сметаной. Также хорошо помогает крепкий зеленый чай. Чай должен быть свежезаваренный, его необходимо быстро охладить и ватным тампоном обильно нанести на сгоревшую кожу. Чем чаще повторять такое «омовение», тем быстрее будет наблюдаться эффект.
•Можно дать ребенку обезболивающее (например, Панадол) в возрастной дозировке.
•При ознобе и повышении температуры немедленно обратитесь к врачу.
ХИМИЧЕСКИЕ ОЖОГИ
В арсенале современной хозяйки множество химических средств. Естественно, их хранят в местах не доступных для детей. Но если все же ваш малыш добыл флакончик с запрещенным веществом, вы должны знать, как помочь ребенку в случае химического ожога.
Итак,
Ожоги кислотами
Симптомы:
•Боль
•На месте воздействия образуется пятно омертвевшей кожи:
-темно-серого или черного цвета – при действии серной кислоты;
-серного цвета – при действии соляной кислоты;
-желтого или оранжевого – при действии азотной кислоты;
-зеленоватого – при действии уксусной или карболовой кислот.
Первая помощь:
•Тщательно промыть пораженный участок проточной водой. Проводите процедуру не менее 15 – 20 минут.
•Наложите стерильную повязку.
•Вызовите скорую или быстро доставьте ребенка в травматологическое отделение.
Ожоги щелочами
Симптомы:
•Сильная боль
•Глубокие влажные ожоги, покрытые светлой корочкой
•Часто наблюдаются признаки отравления организма – головная боль, тошнота.
Первая помощь:
•Длительное и обильное промывание проточной водой
• Наложение стерильной повязки или салфетки, смоченной разведенным в 3 – 4 раза уксусом или раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды)
•Транспортировка в травматологическое отделение.
Давайте подумаем: являются ли объекты "бытовой опасности опасностью безусловной? Ведь мы каждый день пользуемся вилкой и ножом, пьём и едим горячее, пользуемся утюгом, розетками и т.д. И ничего, живы :-). Иногда, конечно, режемся и обжигаемся, но только иногда. Это значит, что опасность этих действий – условна: она появляется только в случае несоблюдения правил пользования. А если правила соблюдаются – всё ок.
Что мотивирует нас к выполнению правил? Осознание того, что за нарушением следует очень неприятные, а то и опасные последствия.
Это понятно. А как же быть с ребёнком? Ведь он не знаком с правилами безопасности и возможными последствиями невыполнения? Значит – его стоит с ними познакомить. Только внутреннее осознание правил создаёт мотивацию к безопасному поведению. Иначе – всегда есть риск где-то за ним не уследить.
Ну и когда же он способен понять и усвоить наши правила? Здесь работает общий принцип своевременного развития: "появился интерес – значит пора!". Ага, скажете, а если у ребёнка интерес к ножу в 8 месяцев появляется? Ага, отвечу, значит, самое время научить его им пользоваться.
Как? Показываем, как взять – за рукоятку. При попытке схватить за лезвие легонько колем его ладошку, сопровождая объяснениями: "тут остро". Всегда стоит дать малышу убедиться в ваших словах (конечно же, аккуратно). ведь изначально слово "остро" значит для него не больше, чем "контрибуция" или "архитектура" – просто набор звуков. А когда он почувствует собственной кожей значение этого слова, оно станет для него живым и понятным. Кроме того, зная, что прикосновение лезвия неприятно, он будет избегать прикасаться к нему. Это происходит на уровне рефлексов, и лучше любой самой внимательной мамы уберегает малыша от порезов.
Далее – даём ему досочку, на которой лежит что-то мягкое – сыр, банан и т.д., и даём возможность ковырять его. Координация у малыша 0,0-1 года слабая, но и сил у него мало, поэтому если вдруг нож соскочит и он порежется, то порез будет минимальным, незначительным, зато у малыша добавится опыта и мотивации к аккуратности.
Конечно, мы не оставляем ребёнка пока ещё наедине с ножом. Но чрезмерно контролировать тоже не стоит – разумная и своевременная поддержка. Практика показывает, что годовалые дети, которым доверяют нож, крайне редко режутся, но гораздо чаще к 2м годам уже режут весьма съедобные салаты :-)
Что касается опасения, что неразумный младенец не станет резать ножом сыр, а решит засунуть его себе в глаз или ещё куда-нибудь, то тут следует вспомнить, что основа развития ребёнка – это подражание. Поэтому, если ни вы, ни другие окружающие ребёнка люди не экспериментируют с ножом и глазами :-), то кроха делать этого тоже не будет. Ведь изначально нож заинтересовал его с точки зрения возможности делить большой кусок чего-то на тоненькие ровненькие штучки.
Как знакомим с горячим? Точно так же, через опыт. Малыш лезет в вашу чашку с горячим чаем? Возьмите его ладошку и приложите к чашке снаружи. Пускай отдёрнет её сам, а вы спокойно объясните, что это "горячо". Это опредмеченное слово уже остановит его, если он будет направляться к плите, утюгу и т.д. Очень важно насытить слово значением, понятым через опыт.
А что же делать с розетками? Здесь доступный опыт отсутствует. Поэтому придётся опираться на что-то другое. Например – опять же – на подражание. Почему ребёнок начинает активно интересоваться розетками? Да потому, что он неоднократно наблюдал, как взрослые вставляют в эту штуку с дырочками идеально подходящую туда штучку, и это весьма интересно. Но ещё интереснее, просто ошеломляюще! то, что вслед за такой манипуляцией что-то начинает гудеть, мигать и производить разные действия.
Ух-ты, надо срочно попробовать! Малыш тянется к штепселю и пытается повторить чудо-действие – это прямое подражание. В этот самый момент мама (папа) может показать юному пользователю, как правильно взять штепсель и как попасть в отверстия розетки. А ещё – каждый раз, когда родителям требуется включить что-то в розетку, они приглашают для этого своего умницу-ребёнка. Что это даёт:
1. ребёнок невероятно горд собой и удовлетворён;
2. действие происходит под присмотром родителей, и они уверены в выполнении техники безопасности;
3.интерес ребёнка находит выход в конструктивное русло, а значит, практически исчезает риск экспериментов с розеткой и неподходящими предметами.
Откуда берутся истории про детей, сунувших в розетки гвозди и булавки? Представьте себе: у ребёнка появился интерес. Вы хорошо себе представляете силу детского интереса? Так вот, интерес возник. А возможностей его удовлетворить нет, ведь заботливые родители закрыли все розетки в доме и спрятали все штепселя.
Но интерес-то есть. Сильный интерес. Приходится подключать фантазию и изобретательность – идут в ход тонкие предметы, которыми сначала изящно извлекается из розетки затычка, а потом и исследуются отверстия…
Чтобы не допустить подобный вариант развития событий, нужно – всего лишь! – дать ребёнку свой естественный правильный и своевременный интерес адекватным путём. Доверьтесь точности его механизма подражания, вовремя обучите его правилам, поощряйте пользование в вашем присутствии, и, конечно, доступные возрасту объяснения никто не отменял.
Помните также, что современные розетки в соответствующем состоянии при выполнении элементарных правил более безопасны, чем ножи и горячая еда.
Не бойтесь знакомить своего ребёнка с "бытовыми опасностями", поверьте, он намного ловчее и смышлёнее, чем кажется. Если вы действительно хотите обезопасить своего малыша – научите его пользоваться, управлять средой вокруг него. Он родился, чтобы стать самостоятельным – помогите же ему делать шаги к свободе своевременно.
И еще несколько полезных ссылок по теме:
http://www.practica.ru/FirstAid/
http://uaua.info/content/articles/2112.html
http://www.pediatriya.ru/index.php
http://www.nnmama.ru/content/health/firstaid/
http://www.narmed.com.ua/7/60/5/0/
http://deti.ucoz.ru/publ/29-1
Не болейте!