Под конец этого лета у меня обозначилось увлечение романтическими фильмами начала 90-х. Мне уже кажется, что можно выделить такой отдельный жанр, потому что они все, по-моему, чем-то похожи друг на друга и выделяются среди фильмов других лет.
Кажется, началось это все у меня с фильма "A Room with a View" (1985) с очаровательной юной Хеленой Бонэм-Картер. Он же определил и общее сюжетное направление: романтика в путешествиях/других странах, - а imdb привел меня по рекомендациям к фильму "Out of Africa" (1985). Поскольку в последнем действие происходит в Африке, то мне вспомнился "Английский пациент" (1996), давно хвалимый моей мамой (как оказалось, страшная нудятина). Что касается "Out of Africa", то его спасли африканские пейзажи и сцены колониальной жизни в Африке.
Затем, чуть позже, обнаружился фильм "The Lover" (1992). От этого фильма я ожидала многого: анонс предвещал историю интрижки между 15-летней девочкой и взрослым китайским богатеем, к тому же происходящей в колониальном Вьетнаме в начале 20 века! Для меня все еще странно, что этот фильм снял не Бертолуччи, сюжет же точно для него)). Фильм, конечно, красив, и цепляет с первых кадров, прежде всего, героиней: впервые мы её видим с косичками, завязанными шнурками, в мужской шляпе-федоре, свободном платье, грубо перевязанном поясом, потрепанных туфлях со стразами и с небрежным мазком красной помады на губах. Спасибо, помимо Лолиты у меня теперь есть еще один вожделенный образ.
Фильм для меня был интересен опять же изображением Вьетнама: пыльного, дождливого, жаркого. Однако даже мне показалось, что со сценами совокупления создатели перестарались, без них сюжета в нем почти и нет.
Ориентальная тема меня не отпустила, и следующим я смотрела фильм "The Scent of Green Papaya" (1993), вновь про Вьетнам. По красоте и глубине он превосходит во много раз все вышеупомянутые. Краски, внимание к деталям, настойчиво прививаемое зрителю, изображением быта - все прекрасно. Каждый кадр хочется рассматривать и погружаться в него. Я только сейчас задумалась, какой различный образ Вьетнама в этом фильме и в "Любовнике": если в том Вьетнам представляется удушающе жарким, пыльным, диким, то здесь он красочный, зеленый, сочный. Впрочем, такие образы соотвествуют и изображаемым любовным историям.
Однако вершиной романтики оказался для меня фильм "Before sunrise" (1995). Потрясающе убедительная игра актеров, романтичные улочки Вены и просто teenage dream...Очень жалею, что не посмотрела этот фильм лет 5 назад, уверена, что он оставил бы на меня неизгладимое впечатление. Узнаю себя в многих моментах этого фильма, вплоть до того, что я высказывала те же мысли, которые обсуждают в фильме герои. Я вчера села его смотреть где-то в 2, и так и не смогла оторваться: пришлось досмотреть до конца, так он меня взял за душу. Если вы юны и особенно если не познали еще радостей первой любви - это просто must see.
К чему же вся эта болтовня? А вот к чему. Просмотр всех этих фильмов навел меня на следующие мысли. Мне все больше кажется, что романтическим фильмам этого периода (80-90 х гг, да и некоторых 70 х тоже) присуща некая общая стилистика: то ли пленка как будто немного выцветшая, то ли картинка размытая, то ли я близорукая... К тому же, заметна явная тенденция к перенесению романтических историй в экзотические страны, в идеале в период их колонизации (вспомним также "Пианино" (1993) и нежно любимый мной бертолуччевский "Под покровом небес" (1990)!). Похожее ответвление: романтические истории в европейских городах, где важна не только история, но и окружающий влюбленных город, который зритель познает вместе с ними. Тут уже мне хочется за уши притянуть "Последнее танго в Париже", хотя он и 1972 г., да и "Ускользающую красоту" - там, правда, не город, а прекрасные итальянские холмы. И эта общая тенденция мне жутко нравится, поэтому I can't get enough.
Эти размышления заставляют меня все больше любить и ценить Бертолуччи: не он ли превнес эту эстетику и тенденцию в кинематограф? Да нет, наверное, не он - отвечаю я сама себе. Но в его фильмах я нахожу идеальное сочетание сюжета и пространства, и как будто эссенцию той эстетики, о которой я расплывчато пыталась разглагольствовать выше. Все еще жалко, что "Любовника" снял не Бертолуччи.