Сексуальная жизнь в Древнем Риме до сих пор считается эталоном лояльности ко всем формам плотских наслаждений. Недаром из латинского языка до нас дошло так много сексуальных терминов - коитус, куннилингус, мастурбация, фелляция...
Атмосфера в Древнем Риме была абсолютно раскрепощенной и лишенной каких-либо сексуальных табу. Cвободному римскому обществу было разрешено почти все, что только могло приносить сексуальное удовольствие. По большей части это было связано с тем, что восточные и греческие тенденции постепенно выхолащивали основы суровой римской воинской культуры.
Женщины в Древнем Риме
Несколько иначе, чем греки, относились к своим женам римляне. Считалось, что грек женится, чтобы иметь детей и хозяйку в доме. Римлянин же искал верную подругу и спутницу жизни. Римлянка пользовалась уважением дома и в обществе: в ее присутствии нельзя было говорить грубости и вести себя непристойно. В своем доме римлянка была полновластной хозяйкой. Жена могла вкушать пищу за одним столом с мужем и его друзьями, и бывала в обществе.
Что касается секса, то в Риме женщина уравнивалась с мужчиной в праве получать удовольствие от любви. Более того, считалось, что, не вкусив в полной мере эротического удовольствия, она никогда не родит здорового ребенка. С началом нашей эры в Риме расцвела эмансипация. Женщинам разрешалось наследовать состояния своих мужей, погибших на войнах. Они также получали деньги в случае развода, что стало настоящей революцией. Состоятельные дамы вслед за мужчинами отдались эротическому досугу. Оргия в бане с участием трех и пяти дам стала привычным мероприятием, что и запечатлевали в своих работах древнеримские художники.
Юлия, дочь императора Августа (39 до н.э. - 14 н.э.), была красива, обаятельна, умна и очень похотлива. Еще девочкой она любила показываться на публике полуобнаженной, едва прикрыв свои прелести. Затем у нее появились любовники. Сначала они исчислялись десятками, затем сотнями, затем их стало просто бесчисленное множество. Про нее говорили, что она развратила половину римской молодежи. Не угомонилась Юлия и с возрастом. Наоборот, она начала предлагать себя всем встречным на улицах Рима - невзирая на возраст, цвет кожи и внешний вид.
Проституция и публичные дома
Проституция в Древнем Риме приняла поистине колоссальный размах. С набеленными лицами и подведенными сажей глазами вели свое древнее ремесло римские проститутки. Они стояли повсюду - у стен Колизея, в театрах и храмах. Посещение женщин легкого поведения считалось у римлян весьма обычным явлением. Дешевые блудницы продавали быстрый секс в кварталах старого города. Жрицы любви более высокого ранга, поддерживаемые банщиками, действовали в римских термах. Как и в Древней Греции, римская проституция также имела свою классификацию: то или иное название указывало на специфику развратницы. Например, Alicariae или булочницы – девицы, что держались вблизи булочников и продавали лепёшки в форме мужских и женских половых органов. Diobolares - старые, изношенные проститутки, что требовали за свою любовь только два аса. Nani – маленькие девочки, которые начали заниматься проституцией еще с шестилетнего возраста.
По мере расцвета Римской империи ряды представительниц древней профессии пополнялись за счет иностранных рабов. Существовали даже так называемые “фермы блудниц”, владельцы которых покупали рабов или воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Легальным источником была и работорговля. Сутенеры покупали женщин и, предварительно исследовав их тела, отправляли их на заработки. Сексуальное использование рабынь было в Риме разрешено законом. Ненаказуемо было и изнасилование рабыни сутенером. Владельцы борделей предлагали также и мальчиков.
Обширное распространение проституции доказывается богатством синонимов в латинском языке для обознчения разного рода проституток, что заставляет думать, будто они делились на множество каст, чего на самом деле, однако не было.
"Alicariae", или булочницы – проститутки, что держались вблизи булочников и продавали лепёшки, приготовленные из крупитчатой муки без соли и дрожжей, назначенные для приношений Венере, Изиде, Приапу и другим сексуальным богам и богиням. Лепёшки эти, называвшиеся "coliphia" и "siligines", имели обыкновенную форму мужских и женских половых органов.
"Bustuariae" - назывались те проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров и часто исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.
"Copae" или "Taverniae" – проститутки, что жили и вели промысел в трактирах и гостиницах.
"Forariae" – назывались девушки, переодически приезжающие из деревень в город, чтобы заняться проституцией.
"Famosae" – проститутки патрицианки, не стыдящиеся развратничать в публичных домах, чтобы удовлетворить свою ненасытную похоть, а потом пожертвовать заработанные деньги на храмы и алтари чтимых богов.
"Nani" – назывались маленькие девочки, начавшие заниматься проституцией еще с шестилетнего возраста.
[699x477]"Junicae" или "vitellae" – проститутки толстушки.
"Noctuvigines" – проститутки, что бродили по улицам и занимались своим промыслом исключительно ночью.
"Ambulatrices" – проститутки, торговавшие собой на наиболее многолюдных улицах.
"Scorta devia" – проститутки принимавшие своих клиентов у себя дома, но для этого постоянно находившиеся у окон своего жилища, чтобы обратить на себя внимание прохожих.
"Subrurranae" – низший класс проституток - жительниц римского предместья Suburra заселенного исключительно ворами и проститутками.
"Schaeniculae" – проститутки отдававшиеся солдатам и рабам. Носили тростниковые или соломенные пояса как знак своего постыдного ремесла.
"Diobalares" или "diobalae" – название старых, изношенных проституток, что требовали за свою любовь только два аса. Плавт говорит в своём Pennulus, что к услугам такого рода проституток обращались исключительно негодные рабы и самые низкие люди.
Существовал в Древнем Риме и особый род проституции. Куртизанки, принадлежавшие к этому классу, назывались "bonae meretrices", что указывало на их более высокое совершенство в ремесле. В действительности они не имели никакого отношения к обыкновенным жрицам любви. У всех у них были свои привилегированные любовники, и они напоминали собою греческих гетер. Как и последние, они имели большое влияние на моду, искусство, литературу и на всё патрицианское общество. Этих куртизанок можно было встретить повсюду: на улицах, в цирках, в театрах, окруженных целой толпой поклонников. Часто они гуляли по городу, развалившись в носилках, несомые неграми, полуодетые, с серебрянным зеркалом в руках, покрытые браслетами, драгоценными камнями, с серёжками в ушах и золотыми диадемами на головах. Находившиеся около них рабы освежали воздух громадными веерами из повлиних перьев. Впереди и позади таких носилок шла обыкновенно толпа евнухов, мальчишек, шутов-карликов и музыкантов игравших на флейтах. Менее богатые из этих гетер или же менее тщеславные и наглые прогуливались пешком, одетые во всевозможные пёстрые ткани. Они появлялись на улицах с зонтиками в руках, с зеркалами и веерами, в сопровождении нескольких рабов или по меньшей мере одной рабыни.
Начиная с 40-го года н.э. проститутки в Древнем Риме должны были платить налоги. Их расчет производился исходя из одного акта в день. Заработанное сверх этой нормы налогом не облагалось. Все римские цезари крепко держались за налог на живой товар, приносивший казне изрядный доход. Даже в христианском Риме выгодный налог долгое время сохранялся.
После 30 лет проститутка в Риме почти не котировалась. Обычным уделом таких блудниц были пьянство, болезни и ранняя смерть. Редкой женщине удавалось скопить немного денег на старость.
Что касается публичных домов, то в Риме обитательниц борделей звали «lupae» (волчицы), а сами бордели назывались «lupanaria». В городе существовали дешевые постоялые дворы. Когда хозяин спрашивал приезжего, желает ли он комнату «с или без», то это означало «с девушкой или без». На счете постоялого двора, найденном в Помпеях, значилось: за вино – 1/6, за хлеб – 1, за жаркое – 2, за сено для осла – 2 и за девушку – 8 асов. В публичных домах на каждой комнате указывалось имя обитавшей там девушки и ее минимальная цена. Когда у нее был гость, она запирала дверь и вешала табличку с надписью «Занято».
Помимо борделей потребности в сексе в Древнем Риме также удовлетворялись и в термах или банях. Начиналось обычно с того, что раб втирал масло в кожу клиента. Состоятельным посетителям бань всегда предлагались на выбор несколько мальчиков для обслуживания. Юноши из бедных семей здесь часто становились любовниками пожилых клиентов. Взамен они получали образование и продвижение по службе, как, впрочем, нередко происходит и в наши дни. В одном только Риме число бань с эротическими услугами достигло к 300 году более 900
Сохранились древние изображения "камер любви" в борделях. Это было, как правило, тесное помещение с ложем из камня, покрытый грубой тканью. Таково было пристанище быстрого полового акта, где не снималась даже обувь.
Наиболее дешев был оральный секс. Женщины, им занимавшиеся, считались в Риме "нечистыми", с ними не пили из одного бокала, их не целовали. Зато женщины с бритыми половыми органами ценились особенно высоко. Поэтому отдельные рабыни в римских термах специализировались на удалении волос с лобка.
До четырех часов бордели открывать не разрешалось, чтобы не отвлекать молодых людей от учебы. Большую часть гостей составляли либо очень юные, либо очень старые мужчины; последние предпочитали малолетних девочек.
В эпоху, когда воцарился лозунг «Кто не наслаждается, сам не может усладить», потребность в таких заведениях была весьма велика. В Помпеях, где едва насчитывалось 20 тысяч жителей, во время раскопок было обнаружено семь публичных домов, одни из них одновременно служили кабаками, другие – цирюльнями. В «Vicolo del Lupanare» можно и сейчас увидеть напоминающие пещеры помещения со сложенными из камня кроватями. На внешних стенах выведены заманчивые надписи: «Для любящих жизнь сладка, как для пчел (в этих ячейках)». На другом публичном доме была надпись «Hic habitat felicitas» («Здесь обитает наслаждение»).
Сексуальные предпочтения древних римлян
Секс в Древнем Риме не подразумевал под собой наличие каких-либо отношений между двумя партнерами. Мужчины и женщины могли заниматься им, когда хотелось. Не существовало никаких моральных или юридических обязательств между ними, и ничто не ограничивало количество сексуальных партнеров друг друга.
В Древнем Риме были широко распространены массовые оргии, известные всем как вакханалии. Особенно безобразными они стали во время эпохи Нерона (I век до н.э.), где практиковались почти все виды половых извращений: гомосексуализм, лесбиянство, групповой секс, садизм, мазохизм, вуайеризм и так далее. Безнравственность римлян доходила до того, что они вовлекали в свои оргии детей. В конце концов подобные массовые оргии были запрещены в 186 году н.э.
Согласно профессору техасского университета Джону Кларку, автору книги «Римский секс», расцвет римской культуры был ознаменован тем, что благородные жены стали отдаваться наслаждению секса на стороне с такой же неистовой готовностью и страстью, как их мужья и сыновья. Причем жители Рима не знали такого понятия, как супружеская неверность. Активная сексуальная жизнь стала нормальным способом удовлетворения насущных потребностей, когда для хозяйки дома провести жаркий вечер в постели со своей рабыней было таким же обычным делом, как сегодня для некоторых почитать книгу перед сном. По словам профессора секс в Древнем Риме считался величайшим наслаждением, дарованным богами человеку, и все его доступные формы всецело одобрялись на государственном уровне. Никаких проблем не возникало ни с количеством, ни с полом граждан, участвовавших в групповых оргиях. Лишь бы все остались довольны.
Но, тем не менее, какие-то ограничения существовали. Например, знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из их же высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства. Законные наследники могли остаться ни с чем. А такого допускать было нельзя. Правда, прослойка элиты в Древнем Риме была настолько ничтожной, что никаких сложностей, как правило, не возникало. Обычно объектом любви становилась женщина бедного сословия, а секс с рабами считался повседневной и чуть ли не обязательной процедурой. Да и сами рабы часто предназначались исключительно для плотских утех своих хозяев.
«Имел место секс между хозяином и его собственностью, - пишет Кларк. - Красивый мальчик или девочка считались тогда таким же ценным и престижным приобретением, как сегодня шикарный автомобиль. Не заниматься любовью со своей рабыней выглядело бы так же, как, например, сегодня вы бы не ездили на купленном вами «мерседесе».
В современной Европе, и особенно в Италии, стараются не пропагандировать традиции своих предков-язычников. Ватикан строго следит, чтобы католики не впали в грех. Древний Рим был совершенно другим обществом, чем наше, и там никто не осуждал внебрачных связей любого характера, а также между особами одного пола. А сегодня в некоторых американских штатах до сих пор можно попасть в тюрьму за оральный секс, даже когда его исполняют супруги.
Описание оргии в древнеримском романе Петрония "Сатирикон"
"... Рабыня вытащила из-за пазухи две тесьмы и связала ими нам руки и ноги... Девчонка бросилась ему на шею и, не встречая сопротивления, осыпала его бесчисленными поцелуями... Напоследок явился кинэд (продажный гомосексуалист) в зеленой одежде из мохнатой шерсти, подпоясанной кушаком. Он то терся о нас раздвинутыми бедрами, то пачкал нас вонючими поцелуями... Наконец Квартилла, подняв хлыст из китового уса и высоко подпоясав платье, приказала дать нам, несчастным, передышку...".
В те времена было широко распространено и скотоложество. Массовые публичные совокупления животных и людей в Древнем Риме являются уникальным феноменом в истории человечества. Звери были специально обучены такому спариванию. Если девушки или женщины сопротивлялись, то животное предпринимало попытку изнасилования. Для таких мероприятий тренировали разных зверей: быков, жирафов, леопардов и гепардов, диких кабанов, зебр, жеребцов, ослов, огромных собак, обезьян и других. Все эти животные совокуплялись с человеком как вагинально, так и анально.
Гомосексуальные отношения
Секс во всех его проявлениях между однополыми партнерами существовал и в Древнем Риме, но без разделения на сексуальные ориентации. Для достижения физического удовольствия считалось нормальным заниматься сексом, в том числе, и с партнером своего пола. Это совершенно не зависело от сексуальных предпочтений человека в жизни.
Однако на однополые отношения между мужчинами в Риме существовали определенные табу. В частности, мужчина более высокого социального статуса обязательно должен был выполнять активную роль в сексе. В противном случае его публично высмеивали и изгоняли из высшего общества. Так, например, принадлежавший к знати пассивный гей сразу опускался на более низкий уровень, на котором находились актеры, гладиаторы и проститутки. Он лишался права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде. На вершине социальной иерархии в древнем Риме стояли, так называемые, «мужественные» или «Vir» мужчины, которые считались «непроникновенными проникновенцами». «Vir» в переводе с латинского означает «мужчина» и от этого слова произошло английское «virility», которое переводится как «мужественность».
В Древнем Риме также были и лесбийские отношения. К примеру, в самом начале весны в Риме справляли празднество Венеры Плодотворной. Замужние женщины и взрослые девушки отправлялись на гору Квиринал. Там находился чудовищных размеров фаллообразный идол, вытесанный из лимонного дерева. Женщины взваливали его себе на плечи и под пение эротических гимнов несли его в храм Венеры Эрицейской. Затем, в течение нескольких часов, они предавались в храме любовным играм, по окончании которых возвращали идол на прежнее место
Педофильскими жестокостями особо отличался император Тиберий. На острове Капри он построил большой плавательный бассейн, в котором плескались голышом мальчики-рабы. Их Тиберий любовно называл «своей мелюзгой». Но если ему кто-то не нравился или проявлял строптивость, он сбрасывал мальчонку с обрыва в море. Тиберий был не только педофилом, но еще и маниакальным убийцей.
Секс и искусство Древнего Рима
Эротическое искусство в Древнем Риме достигло своего наивысшего расцвета. Изображения любовных оргий стали почти основной темой искусства. Причем откровенное изображение совокуплений в те времена вовсе не считали порнографией. Сексуальными картинами украшали все публичные места и даже стены домов. Сюжеты, вызывающие эротическое удовольствие, также изображались на посуде и предметах домашнего быта.
При раскопках древнеримского города Помпеи были найдены многочисленные свидетельства римской сексуальности. Так, например, дома у римлян высшего сословия были украшены фресками и произведениями искусства, изображающими людей, беззастенчиво участвующих в сексуальных оргиях. Сады были украшены статуями богов плодородия с огромными фаллосами. Таверны и бордели, посещаемые более низшими слоями населения, обладали своей спецификой проявления сексуальности. В частности, там можно было увидеть различные талисманы и амулеты в форме возбужденных членов, защищающие от злых чар.
Секс завоевал и театральную сцену. Повсеместно в Риме устраивались представления акробатического секса, которым артисты занимались в самых невероятных позах. Такую сексуальную «разрядку» обычно показывали в перерывах между представлениями. Исполнители театрального секса были не менее популярны, чем серьезные артисты, а картинами их выступлений расписывали стены таверн. На эротическом шоу в Риме особенно ценились актеры с огромными пенисами, которые можно было разглядеть издалека. Однако большой член вовсе не был знаком мужской красоты. Древние римляне и античные греки скорее считали его комичным.
В то же время изображение огромного члена использовалось для отвода сглаза. Римляне часто устанавливали огромные каменные фаллосы на мостовой в качестве предупреждения об опасном повороте или для отражения злых сил от своего дома. Кроме того, такое изображение должно было приносить удачу и счастье в жизни. Например, хлебопек помещал фаллос над печью, чтобы его хлеб получался всегда румяным и аппетитным.
Как ни странно, но такой прием часто срабатывал. В Риме все верили в тайную силу изображения фаллоса и рассказывали в подтверждение тому множество историй. Кроме того, каменный фаллос защищал сады и всевозможные посадки. Фаллосы встречали гостей на виллах, таким образом, хозяева желали своим знакомым денег и счастья.
История ничему не учит... или мы плохо учили историю...