Стили и направления в джазе
Авангардный джаз / Avantgarde jazz (от франц. avant-garde передовой отряд) - Условное название групп стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических
приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.).
К авангардному джазу принято относить фри-джаз, "третье течение", электронный джаз, некоторые экспериментальные формы хард-бопа, кул-джаза, джаз-рока и др.
Архаический (ранний) блюз / Archaic (еаrly) blues - Hаиболее старый, традиционний тип блюза, сложившийся, как предполагается, в первой половине прошлого века на Юге США и обнаруживаюший тесную связь с африканскими истоками, а также с другими традиционными жанрами
народной музыки американских негров (например, уорк-сонгом, холлером, балладой и спиричуэлом).
Баллада / Ballad (от лат. ballo танцую) - Встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады - сочетание эпической повествовательности и лиризма, строфическая форма, медленный или умеренный темп, сквозное развертывание сюжета и музыкачьного материала.
В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
Баррел-хаус-стиль / Ваrrel house style, Ваrrel house рiano (англ. barrel house трактир, пивная) - Возникший во второй половине прошлого столетия и получивший распространение к началу ХХ в. архаический стиль негритянского фортепианного джаза.
Музыка в стиле баррел-хаус исполнялась на фортепиано в остро синкопированной, ударной манере, без педали, с четким разделением функций правой и левой рук пианиста (в партии правой руки - свободная синкопированная мелодия, в партии левой руки - аккомпанемент типа "бас - аккорд" со строго выдержанной метрической пульсацией).
Баррел-хаус-стиль практиковался и в небольших ансамблях, в состав которых кроме фортепиано могли входить банджо, гитара, мандолина, губная гармоника, бас и ударные, а также примитивные фольклорные инструменты (казу, джаг, "поющая пила", уошбоэрд, гребешок с папиросной бумагой и т. п.).
Баунс / Воunсе (англ. прыжок, скачок) - 1. Разновидность свинга, упругое ритмическое движение в умеренном темпе с акцентами на основных долях такта. Противоположность джампу с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе на 4/4, имеюший сходство с медленным фокстротом.
Блюз / Вlues (предпол. от амер. идиомы to feel blue быть печальным или от англ. blue devils меланхолия, хандра; blue означает также голубой) - Традиционный жанр афроамериканской музыки, являюшийсм одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанровых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки.
По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных вокальных жанров, среди которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэлз. Яркий и неповторимый облик блюза проявляется в характерных особенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы.
Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обрашались в своем творчестве ведушие академические композиторы ХХ в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под ее влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.
Боп / Вор - Джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х гг. Известен также пол названиями "бибоп", "бибап", "рибап", "минтонс-стиль". Почти все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала.
Термин "минтонс-стиль" происходит от названия гарлемского клуба "Мinton's Рlayhouse", где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей (комбо).
Важнейшие тенденции, характеризующие боп,- модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство
в области мелодики, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.
Буги-вуги / Вооgie wооgie (звукоподраж.) - Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза (наряду с архаическим гитарным блюзом, 6аррел-хаус-блюзом и др.).
Предположительно является результатом перенесения в практику фортепианного музицирования североамериканских негров техники игры на банджо и гитаре, использовавшейся при сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги возник в США во второй половине ХIХ в.
Широкое распространение получил в первые десятилетия нашего столетия благодаря т. н. хаус-рент-пати. Классические его образы относятся к 20-м гг. В период свинга буги-вуги вошел в репертуар 6иг-бэндов.
Характерные черты фортепианного буги-вуги - опора на блюзовую традицию, преобладание метроритмики и фразировки типа офф-бит, насыщенность брейками и риффами, импровизационность, техническая виртуоэность, специфический тип аккомпанемента (walkin bass - "блуждающий бас") и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-ритм).
Hекоторые особенности джазового буги-вуги (двенадцатитактовый блюзовый квадрат, моторная ритмика, быстрый темп, остинатная повторность басовых фигураций) стали атрибутами созданного в 30-е гг. коммерческой индустрией развлечений модного эксцентричного танца с тем же названием, популярного в Европе с 1945 г.
Вест-коуст-джаз (джаз Западного побережья) / West Coast Jazz - Стилевое направление в современном джазе, сформировавшееся в ряде городов Калифорнии в 50-е гг. (первые образцы относятся к 1949 г.).
Вест-коуст-джаз возник прежде всего под влиянием стилей прогрессив и боп, но в нем обнаруживаются также и другите стилевые связи - с симфоджазом, свингом, кул-джазом и с европейской академической музыкой.
Для него характерны эмоциональная сдержанность, строгость формы и голосоведения, склонность к использованию линеарно- контрапунктической техники, пристрастие к умеренным темпам и закругленной кантиленной мелодике (в духе баллад и эвергринов), мягкость звукоизвлечения (в этом смысле вест-коуст-джаз ближе кул-,
а не хот-дказу), изысканность гармонических и тембровых средств, сочетание диатонической ладотональной основы с "расцвечивающими" ее хроматизмами и разнообразными модуляционными приемами, "расслабленный" характер свинцовой пульсации и наряду со спокойной, ровной ритмикой, тенденция к законченной, симметричной фразировке.
Hа связь вест-коуст-джаза с традиционным джазом указывает применение музыкантами этого стиля одновременной групповой импровизации. В сфере камерно-ансамблевого музицирования для вест-коуст-джаза типично заимствование приемов исполнительской техники больших оркестров (вплоть до преврашення всего ансамбля в единую инструментальную группу, подобную секции биг-бэнда).
В оркестровой же практике вест-коуст-джаза наблюдается противоположная тенденция - к камерной манере игры, индивидуализации тембров, усилению роли сольной импровизации.
Примечательно также включение в инструментарий таких редко употреблявшихся прежде в джазовых ансамблях инструментов, как гобой, английский рожок, фагот, бас-кларнет, бас-труба, бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые струнные; обычным является сочетание низких деревянныхдуховых с саксофонами. Стиль вест-коуст-джаза в значительной мереспособствовал развитию европеизированного концертного джаза.
Гарлемский джаз / Harlem jazz - Общее наименование ряда стилевых направлений негритянслого джаза 20-х и 30-х гг., возникновение которых связано с музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема. Здесь получила развитие самобытная манера исполнения блюза (гарлемский блюз), сформировалась своя школа фортепианного джаза (гарлемский страйд-стиль), а также сложилась особая разновидность камерного и оркестрового свинга (гарлемский джамп).
В 20-е гг. в Гарлеме достиг своего расцвета негритянский водевиль. К этому же времени относится начало плодотворной концертной и композиторской деятельности Дюка Эллингтона, выступавшего со своим оркестром во многих гарлемских клубах и создавшего здесь целый ряд оригинальных стилевых концепций (джангл-стиль, концертный стиль, лирический "стиль настроения"). Под влиянием традиций гарлемского джаза в 40-е гг. развился стиль бибоп.
Джаз-рок / Jazz rock - Стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок-музыки. Вершины своего развития джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые эксперименты, предпринятые по инициативе музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х гг.).
Джамп / Jump (англ. скачок, прыжок) - Разновидность негритянского свинга, созданная в 20 - 30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз).
Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см. бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.
Джангл-стиль ("стиль джунглей") / Jungl style - Стилевое направление в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг. Одним из основоположников и ведуших представителей этого стиля является Дюк Эллингтон.
Характерные черты джангл-стиля: экзотические комбинации тембров, обилие остро диссонирующих звучаний и кластеров, разнообразные сурдинные эффекты, граул-манера в игре на духовых инструментах, дертитоны, глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам диких животных и человека.
Стилизация экзотики и варваризмы нередко сочетаются здесь с утонченным оркестровым колоритом, традиции блюза и хот-джаза - с экспериментами в области гармонии, тональности, формы и инструментовки. Многие выразительные средства джангл-стиля нашли применение в современном джазе.
Диксиленд / Dixiland (англ. страна Дикси) - Одна из основных стилевых разновидностей традиционного джаза (наряду с новоорлеанским стилем).
Термин имеет фольклорное происхождение ("страна Дикси" - символическое название южных штатов США); введен в обиход белыми музыкантами - создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза и избежать употребления самого слова "джаз", отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным.
Hаиболее ранние образцы диксиленда относятся к концу ХIХ в., окончательно этот стиль сложился в 1910-е гг. Вначале деятельность белых музыкантов ограничивалась слепым подражанием новоорлеанскому стилю и была малоплодотворной.
Т.н. второе поколение музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.) освоило основные выразительные средстеа негритянского джаза (импровизацию, офф-бит, "блюзовый звукоряд", хот-тон и др.), вступив на путь постепенного преодоления расовых барьеров.
В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки.
Hа раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием менестрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл и особенно регтайма.
Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла ок. 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохранились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.
Ист-коуст-джаз (джаз Восточного побережья) / East Coast Jazz - Общее название группы стилей и направлений современного джаза, сложившихся в первой половине 50-х г. на Восточном побережье США (главный центр - Hью-Йорк).
Представители ист-коуст-джаза - преимущественно цветные музыканты. Важнейшие его стилевые формы - хард-боп и соул. Для этих стилей, возникших как реакция на эксперименты вест-коуст-джаза в области европеизированных концертных форм, характерна тенденция к возрождению традиций блюза и негритянского хот-джаза на современной основе.
Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз) / Kansas-City-jazz - Стилевая разновидность раннего негритянского свинга, возникшая в конце 20-х гг. в г. Канзас-Сити. Отличается характерным типом свинговой пульсации (баунс), выдержанным фоур-битом, разнообразным использованием техники риффов и офф-бит-фразировки.
Обнаруживает следы влияний традиционного джаза, регтайма и музыкального фольклора Среднего Запала. В некоторых отношениях канзасский стиль предвосхищает более поздние стили современного джаза, в частности, боп и кул.
Модальный джаз / Modale jazz - Экспериментальное направление в современном джазе, связанное с переходом от традиционного типа тональной организации (европейский мажоро-минор с его функционально-гармонической системой) и формообразования (строфическая форма в виде серии повторяющихся гармонических квадратов) к новому, модальному ("ладовому") принпипу.
Согласно этому принципу, главной организующей основой музыкального изложения становятся "модусы" - особые (ненормативные) ладо-звукорядные структуры, сохраняющие на протяжении пьесы или ее раздела постоянство ступеневого состава, но при этом допускающие свободное комбинирование тонов в рамках опрелеленного звукоряда.
Такого рода модальность позволяет связывать множество мелодических и гармонических элементов в единое целое и одновременно расчленять целое на части и разделы, органично связанные между со6ой. Материал для построения модусов может быть весьма разнообразен: диатонические лады европейской народной музыки, средневековые церковные лады, звукоряды неевропейского происхождения, искусственно сконструированные звукорядные структуры.
Особым предпочтением в модальном джазе пользуется разработанная в 1953 г. пианистом Джорджем Расселлом система из 9 хроматических вариантов лидийского лада, предназначенная гланным образом для использования в практике блюзовой импровизации ("лидийская концепция тональной организации").
Модальная техника в джазе не является чисто линеарной: в ее арсенале есть и такие приемы, как мелодическое развертывание заданной аккордовой структуры или, напротив, "свертыванние" исходного мелодического звукоряда в аккорды.
Это дает музыкантам возможность применения в ансамблевой игре самых разных типов фактуры: полифонической, гомофонной, хоральной, респонсорной (вопросо-ответной) и др. К модальной технике обращались представители многих современных джазовых стилей. В наибольшей степени это относится к музыкантам фри-джаза.
Новоорлеанский стиль / New Orleans Style - Основополагающий стиль классического периода истории джаза. Представлен негритянским и креольским джазом Нового Орлеана. Сформировался в конце ХIХ в. на основе афроамериканского фольклора (уорк-сонг, негритянская баллада, спиричуэл, блюз и др.), народной и бытовой музыки цветных креолов, а также архаического (раннего) джаза.
Новоорлеанский стиль связывается прежде всего с возникновением развитых инструментальмо-ансамблевых форм негритянского музицирования, пришедших на смену вокальным фольклорным жанрам с примитивным инструментальным сопровождением, бытовым танцам, фортепианному регтайму и музыке духовых капелл, организованных по образцу европейских военных оркестров.
В классический период сложился самостоятельный тип новоорлеанского джаз-бэнда с характерным разделением инструментальных групп (секций) - ритмической (банджо, духовой или струнный бас, ударные и фортепиано) и мелодической (ведущий голос - корнет или труба, контрапунктирующие голоса - кларнет и тромбон, участвующий также в гармоническом сопровождении мелодии), с определенным соотношением сольной и коллективной игры, импровизации и аранжировки.
В отличие от гетерофонно-вариационного стиля исполнения в архаическом джазе, здесь утвердился более сложный и совершенный респонсорный (вопросо-ответный) принцип ансамблевой игры наряду с многоголосием типа импровизационной контрастной полифонии с ведущим голосом (лид).
Более яркое и последовательное воплощение получила блюзовая традиция, определился круг специфических выразительных средсв и технических приемов - офф-бит, драйв, дерти-тоны,шаут-эффекты, стомпинг, брейки, стоп-тайм-техника, хот-манера и др.
После 1917 г. в связи с закрытием увеселительных заведений Нового Орлеана многие джазмены переехали в Чикаго, где благодаря этому развился новоорлеанско-чикагский стиль, способствовавший зарождению раннего свинга (см. также чикагский стиль).
В среде белых музыкантов Нового Орлеана и Чикаго, подражавших негритянскому джазу, получил развитие стиль диксиленд. К концу 20-х гг. новоорлеанский стиль утратил свое значение и был вытеснен коммерческой развлекательной музыкой, однако во второй половине ЗО-х гг. произошло его возрождение в традиционных и новых формах (см. ривайвл). Идеи и принципы новоорлеанского стиля нашли
продолжение в современном диксиленде.
Прогрессив / Progressive (англ. прогрессивный) - Стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х гг. на основе традиций классического свинга и бопа. Преимущественно связано с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Прогрессив является одним из стилей концертного джаза, оказавшим существенное влияние на дальнейшую эволюцию джазового искусства.
Ритм-энд-блюз / Rhythm and Blues (сокр. R & В) - Блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 30-х гг., возникший под влиянием свинга. Сочетает в себе элементы классического блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа, танцевально-бытовой музыки негров.
Впоследствии коммерциализовался, став объектом подражания и искаженной имитации в сфере развлекательной музыки. Ритм-энд-блюз считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся рок-н-ролл и твист.
Свинг / Swing (англ. качание, взмах) - 1. Выразительное средство в джазе. Характерный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита.
Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия, эффект "раскачивания" звуковой массы, расшатывания метрической основы. При свинге возникают метроритмические конфликты, сконцентрированные главным образом вокруг основных тактовых долей, которые - для усиления импульсивности ритма - подчеркиваются сильными акцентами.
В этом состоит его отличие от других типов джазового бита и, в частности, от офф-бита, связанного с динамизацией не только долевого ритма, но и всей ритмики в целом. 2. Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20 - 30-х гг. в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки.
Первоначально был представлен преимущественно биг-бзндами, а к концу 30-х гг, стал исполняться также камерными ансамблями (комбо). К отличительным признакам стиля свинг относятся; характерная свинговая пульсация ("раскачивание"), специфическое сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, особый тембровый колорит, возросшее значение аранжировки и композиции.
Свинговый биг-бэнд является результатом укрупнения и развития оркестров чикагского стиля. Исторически свинг занимает промежуточное положение между традиционным и современным джазом, а по своим стилевым качествам - между хот- и свит-джазом.
Классический свинговый стиль сформировался в первой половине 30-х г. В связи с коммерциализацией и зарождением новых современных стилевых концепций к концу того же десятилетия отошел на второй план, превратившись в разновидность танцевально-развлекательной музыки. Возрожден в 50-х гг.
Симфоджаз / Symphojazz - В ранней форме получил распространение начиная с середины 1920-х гг. Исполнялся болчьшими оркестрами симфонизированного типа и представлял собой концертный стиль популярно-развлекательной и танцевальной музыки, обнаруживающий заметные влияния джаза.
Иногда эту музыку определяют также термином свит. Наряду с чикагским джазом симфоджаз в известной мере подготовил возникновение свингового биг-бэнда. Его идеи нашли продолжение в стилях прогрессив и особенно "третье течение". Понятие "современный симфоджаз" охватывает обширную область творческих экспериментов, связанных с синтезом джаза и академической музыки.
Современный джаз / Modern jazz - Общее обозначение стилей возникших после окончания периода классического стиля и "Эры свинга" (с конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.
Соул / Soul (англ. душа) - Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникший после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга.
Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Спиричуэл / Spiritual (англ. духовный) - Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосых фольклорныхных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре колониальной эпохи, а в ХIХ в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев.
Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы.
На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла - задолго до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование
("блюзовые тоны", шаут-эффекты, офф-питч, дерти-тоны) и др. сочетающиеся с европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.
Уорк-сонг / Work song (англ. трудовая песня) - Тип трудовой песни, один из наиболее ранних архаических жанров афроамериканского фольклора. Связан с африканскими истоками в большей степени, чем все другие негритянские фольклорные жанры.
Отличительной чертой уорк-сонга является присущая ему социальная функция - сопровождение и ритмическая организация трудового процесса. Эта особенность находит непосредственное выражение в ритмике песни - в ее подчинении ритму работы.
Существует множество разновидностей уорк-сонга: исполняемые сольно и в ансамбле, с сопровождением и без него, связанные с различными формами трудовой деятельности, примитивные и более совершенные в музыкальном отношении.
В них нашли выражение самые характерные черты негритянской музыки: респонсорная (вопросо-ответная) перекличка запевалы и группы, шаут-стиль, дерти-тоны, хот-интонация, блюзовый лад, офф-бит и др. Впоследствии эти выразительные средства стали типичными для джаза, на развитие которого уорк-сонг оказал огромное влияние (наряду с блюзом, негритянской балладой и спиричуэлом).
Фри-джаз / Free jazz (англ. свободный джаз) - Стиль современного джаза 60-х гг., связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелодики и техники импровизации.
Характерные черты фри-джаза: культ свободной индивидуальной или групповой импровизации, применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.
Фьюжн / Fusion (англ. сплав, слияние) - Современное стилевое направление, возникшее в 70-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
Хард-боп / Hard bop (англ. твердый, жесткий боп) - Стилевая разновидность ист-коуст-джаза, возникшая в начале 50-х гг. из бопа. Отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, ориентацией на блюзовую традицию. Относится к группе стилей современного джаза.
Чикагский стиль / Chicago style - Занимает промежуточное, переходное положение между классическим новоорлеанским джазом и свингом. Сложился в 20-е гг. в Чикаго главным образом в практике музицирования белых музыкантов на основе традиций новоорлеанского стиля и диксиленда.
Основные особенности: европеизированная манера исполнения, замена коллективной импровизации серией соло в обрамлении аранжированными эпизодами, индивидуализация ведущего мелодического голоса, частичный отказ от традиционной для негритянского джаза респонсорной (вопросо-ответной) техники, преобладание фигурационного варьирования мелодии над сквозной импровизацией, опора на остинатно повторяемую
гармоническую модель (квадрат), акцентирование второй и четвертой доли четырехдольного метра, расширение состава ансамблей. Чикагский стиль способствовал возникновению и развитию биг-бэнда, создал предпосылки для формирования свингового стиля и современного джаза.
Не следует смешивать с чикагским новоорлеанско-чикагский стиль (классический джаз, исполнявшийся в Чикаго новоорлеанскими музыкантами и их последователями).
Электронннй джаз / Electronic jazz - Экспериментальное направление в современном джазе, связанное с применением электронного синтеза звука.
Взято вот отсюдаАмиэль