завтра контрошка...
06-11-2005 14:45
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
По НЗ, вот это надо выучить:
Введение в Четвероевангелие.
Как разрешается синоптическая проблема. Она отчасти спровоцирована подходом изучением немного к человеческому изучению, литературному. У православных такой проблемы нет, так как не рассматривает Писание с человеческой точки зрения, литературной.
Три гипотезы.
1.Гипотеза устного первоевангелия в течении 19в. После вознесения Господа учениками в Иерусалиме создается на арамейском языке рассказ для назидания верующих и предохранения от уклонения перетолкования. Затем этот устный рассказ Ап.Павел переводит его на греческий язык. Затем перевод расходиться в 4-рех редакциях, которые по человеческому фактору чем-то отличались. По этому евангелисты имели разные редакции.
Сильная сторона гипотезы в том, что она имеет связь устного предания с письменным повествованием. Слабая сторона. Гипотеза плохо избирает почему евангелисты избрали галилейское служение.
Ап. языков Павел не посл к Гал 1, 11, 18 опровержение серц. рассказа еслибы был то сказал бы.
2.Гипотеза Письменного первоевангелия. В середину 19в согласно ей: еще прежде смерти архидиакона Стефана приблизительно 36г также в Иерусалиме для нужд катихизации были письменно изложены на арамейском языке св.события. Эта запись в частом и неточном копировании по разным редакциям, которые оказываются в руках евангелистов. Все на арамейском Евв на греческий. 1 предложение на греческом можно записывать в 5 предложениях на греческом. Тогда сторонники корректируют, что был перевод с арамейского на греческий по редакциям и в руки евангелистов.
Сильная сторона. В том, что она объясняет сходства в словесной форме. Не ущемляет независимость, с другой стороны, что могли по этим причинам совпадать.
Еще до смерти архидиак. Стефана был письменный рассказ, не Евангелие. Конкретно автора неизвестно. Подобный момент мы можем увидеть у мужей апостольских(Игнатий Богоносец, Ерма, Климент Римский), они не ссылаются на письменные источники.
Синоптическая сторона.
Слабая сторона.
Здесь она связанна с Преданием Церкви, чем с текстуальными моментами, на которые м.б. сослаться.
Церковь достаточный период времени, что бы сформировать канон. Церковь всегда как хранительница истины видела, что происходит что происходит в ее лоне. Если бы было первое Ев., то Церковь сохранила бы память о нем. Через тысячелетия Ц. хранит предания. Ориген говорит, что было Ев. Мф на арамейском языке. Могла ли Ц. не сохранить этого? Нет. Создание синоптических Евв. поглотило первоисточник.
Свидетельство. Лк 1, 1-3: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». В этих словах Ев. Лука указывает на приоритет своего Евангелия.
Загадка которая до сих пор не разгадана. Ссылаются на слова Папия Иеропольского «Мф записал слова Господни на еврейском языке, а толковал их кто как мог», это дало для защитников
Нашими библеистами, доказано что слова Господни не мог быть письменным источником, м.б. устный контекст. В каком контексте это находилось у Папия Иерапольского мы не знаем. Это очень сложный момент.
3.Гипотеза взаимного пользования (наиболее близка к тому учению, которая содержит Православная Церковь). Мысль, содержащаяся в названии: кто-то написал и двое других переписали текст.
Три наиболее распространенные комбинации времени написания Евангелий:
1.МФ, МК, ЛК. (третий пользуется уже двумя). На эту комбинацию надо обратить внимание, т.к. эта комбинация стоит в каноне и она для нас более приемлема.
2.МК, МФ, ЛК. (Западной наукой принимается на 95% учеными)
3.МФ, ЛК, МК. (гипотеза о существовании других источников).
1) Можем ли мы исходя из этой комбинации выбрать такой момент как выбор галилейского служения? Можем, Мф пишет свой труд для обращенных евреев.
А) Мф умышленно оставляет иудейское служение и переходит в Галилею. Именно служение в Галилее показало силу проповеди Христа. И ИХ говорил, что сила многая из него исходит. Почему бы сюда не подошло служение в Иерусалиме ИХ? В Иудее и Иерусалиме, проповедь ИХ происходила в борьбе за жизнь. Несколько раз мы находим, что иудеи хотят его побить камнями. В иудее врятли Мф достиг своего.
Б)Мф пишет свое Евангелие для иерусалимской общины. То, что происходило в иудее и Иерусалиме они не знали. То что совершалось в Галилее было для них важно.
В)Мф, не затрагивал служение в Иерусалиме ИХ, что бы не затрагивать чувства верующих которые кричали «распни!». В тех актах отвержения, которые испытывал ИХ в Иерусалиме. Конечно об страстной недели он не мог молчать но эти моменты общественного служения Мф опускает.
Почему Мк заимствует материал у Мф? По свидетельству древних. О том, что Мк писал свое Ев. от Петра говорят Папий Иерапольский, Климент Александрийский и Иреней Лионский.
Папий Иерапольский: «Мк, не ходил в дни Его служения, но Мк, записал слова Петра» Что бы Мк составить цельный рассказ нужно было записать хронологию, которую он почерпнул от Петра.
Мф пишет свое Ев. для обращенных иудеев, он написал свое Ев. 8 год по вознесению, когда Петр возглавляет свою общину, как повествует об этом Евсевий Кесарийский. Т.о. Ев. МФ устоявшееся и принятое Петром. Петр как недостающую хронологию мог взять у Мф. Петр не книжный человек, он отсылает Мк к Мф.
Лк был спутником Павла и не знал Ев. истории. Лк нуждался в принятых, устоявшихся источников, которые могли быть Ев от МФ и Мк.
Сильная сторона. Если Мк и Лк брали у Мф, теряется их самобытность. Это ставит под вопрос достоверность и учение о нашем спасении. Как бы один свидетель как бы нет полноты объективности. Чтобы выйти из замкнутого круга, нужно поставить вопрос не литературной зависимости: Зачем Богу Духу Святому потребовалось пользование одних другими? В каких целях? С одной стороны 3 Ев пишутся разным адресатом, и тем самым удовлетворяют национальным религиозным потребностям. Человек любой культуры понимает Ев. Но мир разный и у всех одинаковые права на спасение. Что бы все спаслись, нужно чтобы связующее всех и вся было единым. Единым началом для всех является вера в ИХ, центральным пунктом является личность ИХ. Он глава Церкви. Чтобы было единым, нужно чтобы личность ИХ была воспринята единообразно нужно, чтобы образ ИХ в тождественных чертах запечатляется в памяти спасаемых. Это и достигается через общность синоптической пролемы.
Общая характеристика Евангелий.
1.Евангелие от Матфея.
Авторство: согласно свидетельству древних автором является ап.Мф один из двенадцати. Одно из первых свидетельство об этом являются свидетельство свидетельства Папия Иерапольского: «толковалих кто как мог». Ап.Мф был мытарем до призвания Господом. То, что написано им -это предание нигде не написано. Имя другое Мф. – Левий такое имя из сходных рассказов в св.Мф, Мк и Лк называют Левий сын Алфея. В числе 12-ти ап. есть Иаков сын Алфеев, вопрос были ли они братьями не решен. Златоуст говорит нет. Косвенно пытаются указать на момент который говрит что призван Мф-мытарь имеет отношение к своему Евангелию.
Первый момент в Ев от Мф, когда описывается призвание мытаря. Говориться о вечери, где были грешники и мытари, а так же фарисеи. Если смотреть параллельные тексты, то Мк и Лк говорят, что ту вечерю устроил сам Мф. Мф не пишет из-за смирения, т.к. он сам устроил и сам призвал.
Второй момент. В Св.Писании трижды есть списки 12-ти апостолов. В них есть пары. Согласно Преданию после написания своего Евангелия Мф удаляется и проповедует в Эфиопии. Там мученически страдает около 60г. Время написания свидетельства Евсевия Кесарийского (это 8-ой год по Вознесении – до 44 года, 41-42гг). Евсевий не говорит на каком языке, но предположительно что, на арамейском. Есть еще одно предание св.муч.Иринея Лионского в своей книге против ересей говорит: «Мф написал свое Ев на арамейском языке, в то время как Петр и Павел проповедывали в Риме». Нет дат, эта цитата по мнению многих указывает на 61-69гг, когда проповедь Петр и Павел. Цитата сложна т.к. не ясен контекст, можно понимать и так: «Что Мф проповедывал евреям, то Петр и Павел проповедывали в Риме». Акцент не о времени, а о месте времени. Своременные ученые не обращаются к преданию Евсевия, а говоря, что написано до (70-го года) гибели Иерусалима. Ев о гибели Иерусалима не знает, в пользу этого говорит эсхатологическая речь о последних сроках. В Великий Вторник в ней не приводиться деление между катострофой Иерусалима и Концом Света.
Особенности Евангелия от Матфея.
Несколько. Целая группа выделяется именно из момента того, что оно обращено к обращенным иудеям иерусалимской общины:
1. – Мф делает большой акцент на том, что Иисус из Назарета есть Мессия. Это достигается цитированием из ВЗ мессианских мест, пророчеств. Мф свидетельствует об мессианстве введением назван «Сунн Давидов». Евангелие от Матфея показывает положительное отношение Христа к ВЗ. Например момент Крещения: «Оставь ныне, тако надлежит исполнить всякую правду». ВЗ «не нарушить Я пришел, но исполнить». Ев от Мф часто не объясняет обычаи и учреждения иудейские, не говорит что такое омовение и т.д. Часто использует исторический утвердившиеся термины. Женщина хананеянка (хотя хананеев тогда уже не было) сирфиникиянка. В Ев от Мф не встречается термин «Царство Божие» есть «Царство Небесное», т.к. иудею имя Божие запрещалось говорить. Наличествует числовая символика. Мф придает значение числам. Родословие. 3 периода
- от Авраама до Давида
- от Давида до плена
- от плена до ИХ
Четырнадцатое объяснение. Давид «ДВД» - если еврейские буквы перевести в числительную символику, то сумма даст 14.
Мф систематизатор. Если в прологе у Лк есть хронолигичесческая последовательность, то цель у Мф дать цельное нравственно учение. Мф поступает хронологически в нагорной проповеди с 4-7, воспринимает как цельное учение перед одним народом. В Ев у Луки эти куски разбросаны с 6-16 главы. Притчи у Мф тоже вместе, а у Мк и Лк в разных местах. Ев от Мф делает особый акцент на ап.Петре, показан как один из выдающихся апостолов. Например: только Ев Мф говорит о хождении Петра по водам, чудо со статиром. Скорее Мф ищет св. Ев, когда Петр был главой иерусалимской общины. Символом Ев от Мф является человек, т.к. Ев от Мф делает акцент на человечество Христа. Он потомок по плоти патриархов. В Ев от Мф чаще выражен: «Сын Человеческий».
Евангелие от Марка.
Нигде не найдем, что автор имен не Марк. Узнай из церк предания.
У Папия Иерапольского написано, что автор – Марк.
-Он может не ни из 12, ни из 70-ти.
-Можно предполагать, что он имел имя. Иоанн-Марк. Мать Марка его Мария – дом в Иерусалиме. 1-ая христианская община собирались именно в этом доме (Деян 12, 12)
-По преданию: Марк – юноша, завернутый в саван, при взятии ИХ (Мк 15) – некий автограф. Наши святцы имеют 4-ых Марков: есть Ев.Мк, Иоанн-Мк и Мк от 70-ти.
-После кончины ап.Петра Мк пропов. в Александрии. Мученичество в 67г.
Время написания Ев-ия Мк.
В то время когда он был с ап.Петром в Риме, он присоединяется к Петру после кончины ап.Павла, приблизительно сер.60гг.
2 свидетельства:
1.Климент Александрийский говорит, что Петр написанное Марком Евв одобрил
2.Священномученик Ириней Лионский: что Ев-е написано со слов ап. Петра, но после его смерти.
Особенности Ев-ия от Мк.
1). то что Мк пишет для римлян. язычников и
2). что под контролем ап. Петра.
1)
1.ап. Мк объясняет иудейские особенности.
2.дает перевод языка, на кот. говорит ИХ, т.к. читатель требует этого («талифа куми» - девица встань)
3.В тексте Ев-ия есть слова латинского происхождения: игемном
4.Вводит такую денежную единицу, которая не имела нахождения в Палестине - «кодрат», вместо евр. Лепты у Мф.
5.Мк пишет уже римл. По этому только (Мк 15, 21) упоминает, что Симон Киринайский был отцом Александра и Руфа. Зачем? В послании к Рим 16, 13 – есть приветствие, где значиться некий Руф. Т.е. читатель может знать этого Руфа.
2)
1.Если Мф говорит о достоинствах Петра, то Мк. Делает акцент на смирение его. Например:
-Мк молчит, что Петр ходил по водам, о чуде со статиром.
- он достаточно сухо говорит, что о моменте исповедания Петра.
-Мк подробно описывает момент отречения Петра (два петуха)
-У Мк ИХ заповедал женам мироносицам, что бы они пошли и сказали ученикам о воскресении, отдельно упоминает о Петре.
2.Несмотря на краткость, Мк наиболее живописен, красочен, красноречив в описании многих моментов. Простота и лаконичность. Тут мы видим характер ап. Петра. Например: исцеление слепого – у Мк: ИХ делает брение и спрашивает - этого нет у Мф, Лк. Участие Петра о смоковнице.
3.Символ Ев Мк – лев. Для язычников: царственный знак. Ев Мк свидетельствует язычникам, что ИХ – царь, Богочеловек – здесь чудес с исцелением бесноватых – начинающимся исцелением бесноватого.
Начало Ев: Христа называет Сыном Божиим. И повествуется о пророчестве Исаии. Здесь говориться о пути, который надо уготовить для проезда Царя. Т.е. въезжает Царь в историю человечества.
Евангелие от Луки.
Автор Ев как и кн. Деяний признается спутником ап.Павла – Лука.
Предание по Клименту Александрийскому и Оригену свидетельствует об его авторстве. Например: в Деяниях до 16гл 10ст повествуется в 3-м лице, после в 1-м лице- здесь Лк присоединяется к ап.Павлу.
-Лк антиохиец (Малая Азия). Родители язычники. В послании к Колоссянам ап.Павел перечисляет своих спутников – обрезанных, где он не упоминает о Лк.
-Согласно Писанию Лк – врач у ап. Павла (глазная болезнь)
-Лк как живописец, Писание называет его таковым. Об этом, что он живописец, по Глубоковскому, 1-ым свидетельском является Симона Метафраста, Никифор Каллист (XIV), который ссылается на Федора чтеца (VI), а он говорит и Евдокии(V).
-Лк – Эммаус путник. Предание (тропарь). Но большинство исследователей и наших на данный момент – отрицают это.
-Лк спутник Павла и в 1-ых и 2-ых узах. После смерти его Лк проповедовал в Ахайе (Греция), там мученически пострадал. Дата точно неизвестна. Но если смотреть по истории – кн. Деяний обрывается как будто. Но некоторые говорят, что в этом заключается торжественность христианства (нет смерти Павла). Лука мог пострадать и до смерти Павла и после.
По науке Евангелие написано после 70г. – сам текст Евангелия показывает, что Лука знает о гибели Иерусалима (21 гл. о кончине мира, 20 ст. – когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, а у Матфея и Марка – мерзость запустения). Здесь связывают Луку и Иоанна Богослова.
В Церкви говорится, что оно написано до 70г. Но точно не утверждено. По одной Церковной версии Лука пишет Евангелие в нач. 60г. – когда ап. Павел в узах и Лука не успевает написать Деяния.
По другой версии (Ориген) по 2му посланию к Коринфянам 8,18 ап. Лука был уже при ап. Павле. А 2 послание к Коринфянам написано в 54г. И ап Павел хвалит одного брата за благовестие. И если предположить, что это про Луку, то Евангелие уже было до 54г. Ориген жил через 150 лет, поэтому ему можно доверять.
Особенности Евангелия от Луки
Он пишет не к иудеям. Из этого:
то, что в нем уделяется больше внимания язычникам, что Христос такой же Спаситель для них, как и для иудеев, на примере самарян. Притча о милосердном самарянине и случай с десятью прокаженными, когда только один вернулся поблагодарить – самарянин.
точные географические данные. Лука – единственный из 4-х евангелистов, кто точно в географическом смысле называет Геннисаретское озеро (а не Галилейское море). Он упоминает некоторые города, которых в эпоху Оригена уже не было: Горняя, Наин
исторически точен и хронологически последователен
из Евангелия от Луки и книги Деяний видно, что автор разбирается в медицине. Например, о теще Петра Лука называет ее болезнь – точным диагнозом (тропическая лихорадка).
Видна хорошая связь между Деяниями и посланиями ап. Павла, что говорит о его авторитете для Луки.
Описание тайной вечери у Луки отличается от Матфея и Марка, а с другой стороны он тождествен описанию ее ап. Павлом в 1-ом послании Кор. 11:23-25.
Символ Евангелия – телец. Здесь древние видели милосердие Христа и жертвенность, т.е. Лука делает акцент на Его милость. Телец – священное животное. Акцент делается на служении Христа как священническое.
Некоторые говорят, что Евангелие от Луки – учение о молитве (Гефсиманское борение, молитва о распинателях, и содержит слова Христа, научающие учеников молитве).
Евангелие от Иоанна
Предание связывает Евангелие его с учеником Христа – сыном Зеведея, мать Саломея (мироносица). Он имел брата Иакова – были любимыми учениками. Христос называл их братья Воанергес – сыновья Громовы. Ап. Иоанну Господь, по-видимому, открывал какие-то тайны (об Иуде). После смерти и вознесения Господа он опекает Божию Матерь.
Ап. Иоанну принадлежит 5 книг Нового Завета: Евангелие, 3 послания и Апокалипсис. Но Евангелие и Апокалипсис сильно отличаются. Видимо, Евангелие он пишет уже в преклонных летах более совершенным языком. Сначала Апокалипсис, затем Евангелие и послания.
Он единственный из 12-ти, которые не испытывают мученической смерти. Мало того, он попросил себя, по житию, закопать живым и потом его там не нашли. Евангелие пишется около 28-100 гг. в Ефессе, где заканчивал жизнь ап. Иоанн.
Особенности Евангелия от Иоанна
Евангелие от Иоанна – это восполняющее 3 Евангелия:
Иоанн не повторяет всего, что сказали синоптики. И говорит, что они не сказали. Это духовное Евангелие, здесь раскрывается божественная сторона Спасителя. Даже само начало свидетельствует об этом.
Он восполняет хронологию евангельских событий. Например, только благодаря ему мы можем говорить, что общественное служение Христа было 3,5 года, А у других максимум 2,5 года. Он вводит в свое Евангелие празднование Пасхи, когда он говорит о 4-х Пасхах.
Сложность языка. Западная критика говорит, что Евангелие его дает отпор существующим ересям.
Символ – орел. Это птица, которая способна подниматься на запредельные высоты. Т.е. Евангелие изъясняет такие высоты духа, которые только духовным могут быть понятны.
Палестина
2 области: к западу Иордана и Заиорданье.
к Западу: Галилея, Самаряне, Иудея
Галилея: плодородие, живописные пейзажи. Здесь Фавор (Преображение). Население: живой характер, трудолюбие, глубокая религиозность. Отличались терпимостью к язычникам. Главные города - на берегу Генесаретского озера – Тивериада, Хоразин, Вифсаида – родина ап. Петра, Андрея, Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева, Капернаум - бо΄льшую часть времени Господь служил там, Назарет – 30 лет жизни, Канна – 1-ое чудо и Наин.
Самария
К югу от Галилеи. Вершины Тевон и Геризим, где находится храм самарян. Вефильский холм. Природа сурова. Главный город – то же Самария. Население – смесь различных рас. Их религия – смесь истины и заблуждения. Евреи считали их даже хуже язычников – они приняли 5-книжие Моисея, но отвергли пророков и все предания.
Иудея
Граница между Самарией и Иудеей – условна. Горы – природа еще беднее и суровее, чем в Самарии. Населена за редким исключением только евреями. Столица Иерусалим: до 200 тыс. жителей. В нем Храм и тысячи синагог.
Идумея
Едом – юг Иудеи и окрестности Хеврона. Завоевана Иоанном Гирканом I (в 26 г.).
Заиорданье
плоскогорье. Богатые пастбища, вода. Оно на севере занимает 5 округов. Здесь город Кесария Филиппова и Юлия. Здесь города, которые в Евангелии обозначаются как Десятиградие. Юг Заиорданья: Галаад (Перея) – славилась плодородием.
Политическое положение Палестины
В 63 г. до Р.Х. – завоевана Римом и присоединена к Сирии. В 37 г. до Р.Х. идумейский князь Ирод (Великий) – получает от Рима царский титул и 40 лет правит всей Палестиной и Идумеей. Был тираном. Строил города и расширил стены Иерусалимского Храма. Рождение Христа и избиение младенцев в его правление.
После смерти сыны его:
Архелай – Иудея, Самария и Идумея
Ирод Антипа – Галилея и Перея.
Филипп – северо-восток (Трихотонида).
Но римский император Август не согласился дать Архилаю царский титул – он стал этнарх (губернатор), а братья тетрархами (четверовластники) – мелкие правители.
В 6 г. по Р.Х. – Архилай низложен за жестокость и правитель стал Римский прокуратор (губернатор). Он начальствует над войсками, взимает налоги, имеет право казнить, действует от имени императора. В то же время он подчиняется правителю Сирии, провинции Рима, в которой была Палестина.
Кесарие – местопребывание иуд-х прокураторов. Но на праздник Иерусалим.
5-ым из таких прокураторов был Понтий Пилат (26-36гг)
Ирода Антипа (4-36гг) – тетрарх Галилеи и Переи – хитрый. Казнил Иоанна Предтечу. И к нему Пилат послал ИХ во время суда. У Мк он – «царь» (в народе).
Религиозные течения.
Фарисеи. «Обособленные» - в смысле избранной, лучшей части народа, хранители всех национальных традиций и религиозных. Считали, что спасение иудеев – в точном соблюдении Закона, не поддавались языческим влияниям. Они верили в бессмертие души, в воскресение мертвых, в вечное воздаяние за гробом, в ангелов и бесов.
К этим истинам примешивались заблуждения:
Ложное учение о Мессии: монарх-победитель над язычниками, который поможет основать свое царство на земле. Наследники – они будут сами.
Нравственное учение -формализм. Соблюдали предание всех книжников, истолков-х Закон. Они оказались иногда обязанными, чем Закон. Для них главное – внешнее соблюдение обряда. Считали себя только детьми Авраама.
Они с презрением и ненавистью смотрели на всякого, кто не был фарисеем.
Влияние их значительно на массы. Но они были близки Христу, чем остальные секты. У него бы же друзья фарисей: Никодим, Иосиф Аримофеский.
Все-таки в известной мере фарисейская пропаганда помогла в последующей проповеди Апп. Ведь и они ждали Мессию, воскрешения мертвых, бедующего суда, и говорили о независимости веры от государства.
Саддукеи. Они противники фарисеев. Похожи политическую партию либеральную. Они говорили, что надо признать первенство греко-римлян, а не иудеев, как избранных Богом. Они признавали только писанный 3-м, отвергали предание, существование ангелов, воскресение мертвых, не верили в Промысл Божий, будучи практически материальными.
Саддукеями были правящая иудейская аристократия; Первосвященники в нравственном отношении были ниже фарисеев – цель их – сохранить господствующее положение в стране, достижение земных благ.
Саддукеи ярые враги ИХ. Осуждение на смерть Его – их дело. В этом они сходятся с фарисеями.
Ессеи. Небольшая секта, отделившаяся от других израильтян. У них обязательно безбрачие, общая собственность и прием пищи вместе. Признавали весь формализм фарисеев – и еще строже и мелочнее. Но не было кровавых жертв. Считали осквернением во всяким не их них.
Иродиане – это не религиозная секта, а чисто политическая партия: сторонники династии Ирода. Признавая римское владычество совершившимся фактом, они выставляли на показ свою лояльность и стремились добиться милостей от императора, от которого надеялись получить и полную автономию.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote