Вот и началась четвертая седмица, Крестопоклонная. Всех сердечно поздравляю. В связи с этим у нас убрали из меню рыбу.
Сейчас сижу в чертогах на вахте. Принял вахту у
kaznachey, он сидел всю ночь, бдел и нас охранял, с гордостью и мужеством он стоял на защите наших чертогов. С 6-00 до 9-00 часов утра не щадя сил и душевного покоя, он стоял на первом рубеже нашего общежития. Подрывая здоровье, не смыкая глаз он противостоял темным… А сейчас он дрыхнет как суслик:).
Ездил на академдень в Москву. На обратном пути со студентом Иваном ехали в одном автобусе. Стали опаздывать, и как это у нас у всех русских – начали просить помощи у Бога. В результате нашей соборной молитвы мы не опоздали, а приехали с запасом в целых полчаса.
Недавно, кажется, в прошлую пятницу у нас была встреча с Никитой Сергеевичем Михалковым. Не знаю как другим, но на меня он произвел хорошее впечатление.
Про Михалкова
Михалков Н.С.: «Говорю это именно везде, может я категоричен, для меня культуры по православию вообще не существует. Я говорю о той культуре которая взращена здесь. И вся культура Руси , вся культура России существовала и взрастала именно на Православии. Именно православие это грамота. Именно Православие это грамота. Именно Православие это взаимоотношения между людьми. И люди «аукались» Евангелием и им было не важно окончил ты академию или ты дворник. Это общая система координат, тем более в России, потому что русский человек не любит законов. И русский человек никогда не будет жить по закону, написанному другим русским, а еще хуже не русским. Для русского человека закон без личного отношения – ничто, он мертв. Закон и равноправие, равенства быть не может, может быть только равноправие – были только в храме. Когда и император и нищий, и студент, и композитор, и музыкант они были все РА-В-НЫ, перед единым законом веры, перед алтарем. Это не призыв и не крик души, это данность, к этому надо относиться как к данности. Для меня другого нет.
Я вообще считаю, что Православие сейчас самая молодая религия. Не смотря на Ислам, как считают, что он позже. В асфальт закатывала машина государственная Православие. Как из разрушенного храма березка растет из купола. Вот так же Православие проросло ростками сквозь этот бетон. И вот это, эти побеги наиболее сильны и плодотворны. Потому, что они прошли через такое горнило искушений и сомнений. У меня был страх что оно уже не поднимется., верил конечно что поднимется, был страх. Но думаю что это ошибка, как сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, та и я посреди них», понимаете. Поэтому так-ли сяк-ли в разных концах страны все равно бы это жило. Но это то, что это сейчас возрождается, трудно, но с очень большой скоростью. Я вам должен сказать, что я много езжу, вы наверное тоже знаете – это идет мощное…это са.. и это(!), и это ооочень страшная штука для тех кто нас не любит. Дзержинский сказал: «коммунизм развален, осталось только истребить Православие» - это действительно так. И то, что сегодня Православие. И то, что Православие в России являет собой основу государственной безопасности, по самому глубинному смыслу, я в этом стопроцентно убежден. Потому что те, кому выгодно было на волне новой, так сказать, свободе совести и вероисповедания прийти к власти в свое время, уже посмотрев вокруг говорят: «Ну все хватит, хватит. Ну достаточно, спасибо. Православная культура в школах – зачем нам это надо?» - но я надеюсь уже не остановить. И тут мы должны быть очень твердыми. Пожалуйста – хотят дети изучать мусульманскую культуру в стране где больше мусульманства – пожалуйста. Но не давать изучать православную культуру, я сейчас не говорю так серьезно Закон Божий, что б по идее все таки надо было бы. Ну ладно просто православная культура. И бойню которою я выдержал несколько лет назад, в свободе слова. Я вдруг слушал и вдруг думаю: «Господи, а что ж вы так засуетились-то? Вы чего так сбеленились-то, ребята? Что так случилось? У себя на родине, в России люди хотят изучать Православие. Что с вами? Что это вас так бес-то закрутил? Что ж вам так хвосты по-прижало в дверях? Что ж вы так все заверещали? Почему?» - Потому, что страшно. Потому, что за этим учением возникают вопросы. А вот это…? А вот это…? А вы кто такие..? А что вы сделали…? И возникаю вопросы на которые надо отвечать. И вот здесь как раз та самая грань, тот рубеж, который мы не должны отдать. Я сейчас имею ввиду всех остальных русских людей, которые так или иначе должны защищать право существовать внутри, что называется православная культура. Это моя субъективная точка зрения и я хотел бы верить, что я от нее не отступлюсь».
Вопрос из зала: «Жмурки и ваша роль в нем? Это вообще про что?»
Михалков Н.С. «Мне многие задают этот вопрос: «Эх… Как же вы можете? Президент Российского Фонда Культуры и вдруг…» - Ребята, вы понимает это какая вещь. Это очень опасная штука вдруг отождествить. Вот сыграть Александра Невского и дальше жить как Александр Невский: ходить с таким же лицом и еще требовать к себе отношения такого же как к Александру Невскому. Вы понимаете? Это очень опасная штука для актера. Я пошел на это осознано, потому, что это карикатура над карикатурой. Потому, что когда мне предложили сыграть эту роль всерьез, то я говорю: «ребята, я не могу сыграть». Я разрушил тот, сложившийся стереотип, когда одному и тому же актеру давали одну и туже роль. Но я надеюсь, что во мне и Пожарском вы найдете больше общего, чем в моем герое в Жмурках.»
Вопрос из зала: «Вы открыто поддерживаете идею монархии как единственную форму правления в России? Чем она вам так импонирует?»
Михалков Н.С.: «Ну вообще-то вопрос странный в этих стенах. Если вам импонирует то что у нас называется демократией, то она в нашей стране была, есть и будет только в Церкви, та демократия о которой я говорил, при иерархическом понимании построения ее. Но для прихожан демократия в России – в храме, там они абсолютно обнажены и равноправны. И это я думаю самое главное, если мы будем по-настоящему это понимать.
Что касается правления государственного. Что бы вы мне не говорили – русский человек без отца жить не может. Что бы вы мне не говорили: «Да что вы с ума сошли? Михалков совсем очумел! Что ему Сталина? Ленина?» - нет!… братцы… Это не реально. Вот в России крест. Вот наш крест – это вертикаль власти и горизонталь культуры и экономики, вот что такое Россия. Вертикаль, железная вертикаль власти и горизонталь культуры и экономики. Все что я говорю, я говорю от своего личного имени. Поэтому каждые четыре года страна подбрасывается на «орла решку» - кто придет, дорогие, в Америке каждые четыре года будут меняться президенты и будет меняться фотография жены в Белом Доме. Больше ничего. Чуть правее, чуть левее. Вы не проснетесь утром в Нью-Йорке с красными флагами на улице, с серпом и молотом после выборов. А что делать воину, который поступил в Академию? Он отучился четыре года, он принял присягу, ему дали оружие. Когда сменился президент ему говорят: «все кому ты присягал, все подонки, всех стрелять!» - как ему быть? Что страну так кидать? Кааак? Государь отвечал перед детьми своими, перед внуками своими за состояние страны. А перед кем может отвечать человек, когда каждые четыре года может прийти другой на это место? Перед кем? Тем более в стране где вся политическая политика строиться на компромате. На подслушке, на черном пиаре. Когда можно прийти к власти сказав, что тот кто был мерзавец. Вы посмотрите что твориться на Украине, что творилось в Киргизии, в бедной Грузии. Что твориться? И хотим мы того не хотим, я понимаю как легко сегодня разыграть эту карту: «да вы что сегодня в 21-м веке». Но между прочим самая либеральная страна в мире Великобритания почему то не торопиться расстаться с королевой. Почему же нам в этом отказано? Казалось бы: Дания, Швеция – почему? Он кто аборигены? Они кто такие? Они отсталые народы? Нет. В России – после революции, все те кто стоял во главе страны, отношение к ним было не как к царю? Только без права на то, что бы он был царем. И хроника убывающего плодородия: Ленин, Сталин и поехали дальше… И дальше нужно было показать, что ты в поколениях ничтожество, чтобы стать министром культуры. Даже у собак и лошадей ценилась порода, только у людей в России она перестала цениться, за это расстреливали. Искушение которое пришло к нам с 19-го, даже с конца 18-го века, искушение страшное, мы на него поддались. Это привело к гигантской катастрофе. Но на сегодняшний день, когда баланс смещен, да был СССР, я не говорю кто там хороший плохой, была гигантская страна. Но вот вы только вдумайтесь: было два полюса, хороший плохой – не важно кто. Плюс и минус. И между ними был мир. Потом один полю «оп». И что? Что сейчас мы видим? Мы видим приближающуюся постоянно дрейфующую катастрофу, надвигающуюся на неведующую что творит США. Потому, что нет бакенов. Там был враг. И можно, ориентируясь по этому врагу строить свою политику. Сейчас все можно. Майдан, кто его собрал? Ющенко его собрал? Или в Грузию пришел Соокашвили откуда он пришел? Мы же понимаем как это происходит. Но не ведают что творят. Потому, что когда вседозволенность застилает глаза, человек не понимает где же он отравиться. На чем он оступиться. Вспомните чем кончились империи, и османская и римская. Когда сквозь пальцы рассыпается, когда невозможно удержать, ведь невозможно всего удержать. И для нас сейчас самое главное, на мой взгляд, нужно удержать центростремительность государства. Я подумал и мне пришла мысль: вооруженная эволюция. Вдумайтесь. Это не революция, это эволюция, но она должна быть вооружена, она должна быть защищена. Потому, что эволюция рассчитываемая на то, что нас поймут, она не пройдет. Слишком мы намозолили глаза уже много веков миру. Должна быть вооруженная, защищенная эволюция. И в этом случае, на мой взгляд, это наша единственная дорога. А что касается монархии, объявить Богопомазанником того же Путина или кого ни будь другого – это глупо. Но преемственность, вот можно как угодно относиться к Ельцину, у меня к нему много претензий, чисто человеческих и личных. Два поступка: положить партбилет на стол, причем не после когда все сжигали прилюдно, а не зная чем это закончиться, причем перед такой машиной – это поступок; и второе – вот человек я его привел, как он учит я не знаю. Но преемственность – это единственное что может удержать страну от разброда и гражданской войны. Преемственность. Если мы сейчас не удержим этого русла, когда каждый может прийти, любой! Любой! И сказать: «Да вы что! Это я вам дам! Я вам дам! Я вам все сделаю!». Что выбирает человек? Какие могут быть честные и свободные выборы? Человек выбирает не продукт, а обертку. Во время выборов он выбирает обертку. Кто лучше и красиво обвернул, того и выбрали. А что внутри-то? Сколько тех кто пообещал и не сделал? И вообще по большому счету, власть – это крест. И беда, когда к власти приходят те, для кого это мечта. Это катастрофа, тем более в России. Мой пра-пра-пра-пра пращур Михаил Федорович Романов, его на аркане тащили. Вспомните, из Костромы, из Ипатьевского монастыря. Не хотел: «Ни надо мне! Ой! Уй! Не надо мне!» - вот тот кто говорит «не надо» это тот, кто нужен. По крайней мере когда его привели он: «Ну раз надо, так надо. Послушание, так послушание». И врубился и впрягся и пошел. Но когда говорит: «Я! Я! Вот он я!» - и что? И что? Поэтому мое глубочайшее убеждение, что только те, кто считают власть крестом тяжелым и послушанием возложенным. Только на тех есть надежда, что они власть не используют ради себя, на мой взгляд»
Еще Михалков считает, что патриотизм это состояние души, что человек не идет воевать за государственный строй или что-то подобное. Он может пойти воевать за старую скамейку во дворе.
PS: Много еще чего интересного говорил Михалков, но набирать все не смог. Может в будущем сделаю апдейт.