• Авторизация


ДЕНЬ В ПРАВОСЛАВИИ 13-03-2009 08:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


13 марта
 
Преподобный Василий Исповедник
(память 28 февраля по старому стилю)


Он жил в царствование Льва Исаврянина, воздвигшего гонение на св. иконы. Оставив мир с его соблазнами, Василий поступил в монастырь, где проводил время в подвигах молитвы и поста. Когда воздвигнута была иконоборческая ересь, преп. Василий восстал против нее вместе со св. Прокопием Декаполитом, своим другом и сопостником. Его заключили в темницу, где он томился очень долгое время — до смерти нечестивого царя ( 741 г.), когда, наконец, был выпущен на свободу. После сего прочее время своей жизни преп. Василий провел в иноческих подвигах, обращая многих к православной вере. После нескольких лет богоугодной жизни он скончался (начало IX в.).


Блаженный Николай Псковский, юродивый
(память 28 февраля по старому стилю)



Блаженный Николай родился и подвизался в Пскове. Из его жизни передают в особенности следующий замечательный случай. В то время царь Иоанн Грозный ходил с великой ратью на Новгород, чтобы наказать его за измену московскому государству. Наказав лютыми казнями новгородцев, царь хотел то же самое сделать и с Псковом, который издавна слыл другом Новгорода, был его «меньшим братом». Но милостивый Господь, не желая напрасного пролития неповинной крови псковитян, вложил в сердце Своему угоднику Николаю юродивому и князю Псковскому Юрию смягчить сердце царя. По их совету, псковитяне перед каждым домом поставили столы с солью и хлебом. Когда царь шел по городу, то жены граждан с детьми и сами граждане Пскова стояли на коленях. Такая покорность утишила гнев жестокого Иоанна. Царь вошел в собор, где духовенство встретило его с крестами, а потом посетил убогую келию блаженного Николая юродивого, который не побоялся обличить жестокого царя. Николай встретил царя с куском сырого мяса в руках, которое и предложил Иоанну. Изумленный Иоанн сказал юродивому:

— Я христианин, и не ем мяса в великий пост.

— Ты делаешь хуже, — ответил ему Николай, — ибо пьешь кровь человеческую, забывая не только пост, но и Бога.

Затем он посоветовал Иоанну поскорее уходить из города: «Не трогай нас, проходящий, ступай от нас, не граби церквей Божиих, ибо не на чем будет тебе бежать». Царь, однако, не послушался совета юродивого: дозволив своим опричникам грабить в городе дома богатых людей, он сам отобрал у монастырей лучшие вещи, книги и сосуды. И вот в тот момента, когда Иоанн приказывал снять колокол у Святой Троицы, исполнилось предсказание Николая: у царя пал его лучший конь. Царь пришел в ужас и поспешил уехать из города.

Блаженный Николай Салос (так назван он в виду рассказанного выше случая с куском сала, которым он встретил Иоанна Грозного) преставился 28-го февраля 1576 г. В знак особенного уважения к его памяти псковитяне погребли его под соборным храмом.

Тропарь блаженному Николаю, Христа ради юродивому, Псковскому


Тропарь, глас 4



Словенска языка, Псковския земли плотски в юродстве быв, юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися, Ангелом, славне, свеселишися, мироточиваго святителя Николая звание восприим, с нимже всегда Христа Бога моли даровати нам велию милость.


Священномученик Протерий, патриарх Александрийский
(память 28 февраля по старому стилю)


Священномученик Протерий был патриархом Александрийским после нечестивого Диоскора, зараженного монофизитской ересью. Когда Диоскор патриаршествовал в Александрии и распространял ересь по всему Египту, в это время Протерий жил там в сане пресвитера. Его все знали, как человека, отличающегося благочестивым настроением и исполненного богодухновенного разума. Как муж богопросвещенный, он понимал нечестие той ереси, которой держался Диоскор, и сильно вооружался против еретиков, дерзавших утверждать, что в Иисусе Христе едино естество (божеское), а не два, как учила православная церковь.

Желая склонить Протерия на свою сторону, Диоскор старался относиться к нему возможно ласковее и даже почтил его саном протопресвитера, но все было безуспешно: св. Протерий был непоколебим и продолжал по-прежнему обличать еретиков. Наконец, нечестивая ересь монофизитов, иначе ересь Евтихия, была осуждена на четвертом вселенском соборе (Халкидонском, 451 г.). Диоскор, как приверженец этой ереси, был низвержен из своего сана; на его место, по желанию православных архиереев, клириков и народа, был избран и поставлен в патриархи александрийские св. Протерий, как человек более достойный этого сана.

Новопоставленному патриарху предстояла тяжелая работа по искоренению монофизитской ереси из александрийской паствы, среди которой она весьма крепко укоренилась. Приверженцы Диоскора были недовольны поставлением Протерия в патриархи и стали вести против него интриги и козни в народе. Посему, когда Протерий, вступив в управление александрийской кафедрой, стал исповедывать православное учение о двух естествах в Иисусе Христе, утвержденное отцами церкви на Халкидонском соборе, то против него в народе, по наущению приверженцев Диоскора, вспыхнул мятеж. В самом духовенстве Александрии произошел полный раскол. Некоторые из пресвитеров и клириков, во главе с пресвитером Тимофеем Елуром и диаконом Петром Монгом, не захотели иметь общения с православными и перестали повиноваться своему законному патриарху, и вообще, одни признавали новопоставленного патриарха и держались православия, другие же проклинали исповедание веры, принятое на Халкидонском соборе, и требовали возвращения на патриарший престол Диоскора. В народе сильное волнение и возмущение против Протерия достигло скоро таких размеров, что для усмирения возмутившихся прибыл из Фиваиды консул с сильным отрядом воинов.

Толпа встретила воинов метанием камней и оскорблениями. Видя многочисленность и озлобление толпы, воины устремились в языческий храм Сераписа и затворились в нем. Толпа сожгла храм и всех бывших в нем воинов. Царствовавший в то время благочестивый император Маркиан, услышав о таком злодеянии александрийцев, сильно разгневался и послал в Александрию еще большие, чем прежде военные силы. Мятеж был усмирен. По приказанию Маркиана, у александрийцев в наказание были отняты народные бани и другие угодья; свобода их была ограничена, бывшие у них народные представления закрыты. Граждане, скорбя по поводу царского гнева, просили Протерия, чтобы он отправился к царю и ходатайствовал пред ним за опальный город. Кроткий Протерий забыл обиды, нанесенные ему мятежниками, и отправился в Константинополь к Маркиану. Император милостиво выслушал его ходатайство за мятежный город и исполнил все его просьбы. Жителям Александрии была возвращена свобода и дозволение ввозить в город хлеб из Египта, что было раньше воспрещено разгневанным императором. Вернувшись в Александрию, св. Протерий некоторое время мирно управлял своей паствой. Не захотевшего подчиниться ему пресвитера Тимофея Елура он отлучил от церкви и предал извержению из сана. Но вот скончался покровитель православия благочестивый император Маркиан. Еретики опять задумали восстание. Возмущая простой народ, они постарались вооружить против Протерия и египетских монахов. С этой целью Тимофей Елур прибегнул к обману. В темную безлунную ночь он, одевшись в темную одежду, обходил жилища иноков и говорил им, называя каждого инока по имени: «Я один из ангелов. Меня послал Бог известить вас, чтобы вы не имели общения с Протерием и не принимали постановлений Халкидонского собора. Тимофей Елур должен быть епископом в Александрии».

Все иноки приняли эти слова за повеление Божие. И вот, собравшись вместе и посоветовавшись, они отправились в Александрию. Их намерение заключалось в том, чтобы изгнать св. Протерия из Александрии. Между тем Тимофей Елур тайно действовал еще и в народе и собирал вокруг себя мятежников, причем одним он давал деньги, других же просто прельщал. Случилось так, что в это время консула императорского не было в Александрии (он находился в Верхнем Египте). Мятежники воспользовались этим и двинулись всею многочисленной толпой к храму. В толпе мятежников находились, кроме людей вооруженных, нанятых Тимофеем Елуром, также два епископа и несколько клириков, отлученных от церкви. Они посвятили в церкви Тимофея Елура в епископы и нарекли его патриархом александрийским.

Видя такое бесстыдное попрание закона Божия и повеления царского, св. Протерий ночью ушел из города. На пути он лег отдохнуть. Ему было сонное видение; явился пророк Исаия и сказал: «Возвратись во град, там я буду ждать тебя». Размыслив о сем видении, св. Протерий уразумел, что ему предстоит мученическая кончина. Возвратившись в город, он вошел в церковную крестильницу. Мятежники, тщетно разыскивавшие его повсюду целую ночь, узнав, что он находится в крестильнице, ворвались туда и убили Протерия и находивших с ним шесть человек (457 г.). При этом бесчеловечные мучители истерзали все тело святителя железными палками, которые они носили с собой. Не удовольствовавшись убиением, мучители, привязав к ногам мученика веревки, повлекли тело его на середину города, нанося при сем удары ему разными орудиями; затем разложили большой костер и сожгли на нем тело мученика, а прах его развеяли по ветру. По приказанию самозванного патриарха Тимофея Елура, был сожжен даже архиерейский престол, на котором восседал св. Протерий.

Но скоро Тимофей Елур получил за свои деяния достойное возмездие. Когда он начал смещать с кафедр некоторых православных епископов, замещая их своими сторонниками, то православные восстали против беззаконий, чинимых им, и обратились с жалобой на Елура к тогдашнему императору Льву Великому (половина V в.). Сильно скорбел император, получив известие о происшедшем убиении св. Протерия. В Александрию были посланы немедленно войска, которые достойно наказали мятежников. Сам Тимофей Елур, как незаконно поставленный в патриархи, был отдан на суд православных епископов. Его лишили сана, отлучили совершенно от церкви и послали на заточение в Гангры, где был некогда в заточении и учитель его, Диоскор. На место Елура патриархом александрийским был избран другой Тимофей, по прозванию Салофакиол, человек, отличавшийся мудростью, твердою верою и добродетельной жизнью, за что он и пользовался от всех любовью и уважением. Под его мудрым управлением наступил в александрийской церкви мир и спокойствие.


Священномученик Нестор Пергийский (Памфилийский), Магиддийский, епископ
(память 28 февраля по старому стилю)



Отличался особенной кротостью. Пострадал за Христа при императоре Декии в 250 г. в Пергии. Святой был взят в своем доме во время молитвы, в которой был предуведомлен о своей мученической кончине видением овна. После страшных мучений святитель Нестор окончил жизнь на кресте.


Преподобные жены Марана (Марина) и Кира
(память 28 февраля по старому стилю)



По свидетельству блаженного Феодорита, епископа Киррского, эти преподобные жены, жившие в IV в., происходили из сирийского города Берии. Родители их были богаты и знатны. Но они пренебрегли знатностью своего происхождения, ибо рано познали суету наслаждений земных и неизъяснимую прелесть вечных благ, к которым и устремились, отстранившись от мира. Достигши совершенного возраста, Марана и Кира удалились из отечественного города Берии и, избрав вне его небольшое место, обложили его со всех сторон землей и камнями, оставив для подачи им необходимого количества пищи.

Так под открытым небом и стали они здесь подвизаться. В качестве подвига они избрали для себя самое трудное — молчание, которое прерывали лишь через каждые пятьдесят дней, и то на одни сутки. В пищу подвижницы принимали только хлеб и воду. Вслед за Мараной и Кирой на место их подвигов пришли прежние их служанки, которые пожелали приобщиться к подвижнической жизни своих госпож. Пришедшие были помещены в отдельном небольшом домике близ ограды, за которой подвизались Марана и Кира. Последние стали наблюдать за новоприбывшими, возбуждали их к подвигам молитвы и поста и руководили ими на трудном подвижническом пути, продолжая сами быть высшими образцами добродетели.

По свидетельству блаженного Феодорита, хорошо знавшего преподобных Марану и Киру, эти две подвижницы, не довольствуясь отречением от мира и его соблазнов, подвигами молчания и нестяжательности, изобрели для себя новые тяготы: обременили себя веригами. Последние были так тяжелы, что Кира, слабая телом, не могла выпрямить тела и всегда была согнута до земли. Блаженный Феодорит, которого эти подвижницы только одного впускали в свое жилище из уважения к его сану, — видя их тяжелые вериги, убеждал не обременять себя сверх меры. Пока он беседовал с подвижницами, они, действительно, соглашались с ним и снимали с себя вериги, но едва он уходил, как они опять возлагали их на себя.

Так подвизались Марана и Кира в своем уединении 40 лет, восходя от силы в силу. Насколько велики были их подвиги, показывает то, что в течение 3 лет они принимали пищу только через промежуток в 40 дней, а нарушали свое уединение всего лишь два раза в течение всего времени своих подвигов. В первый раз они допустили это для того, чтоб совершить путешествие в Иерусалим на поклонение живоносному гробу Господню. Во время этого странствия Марана и Кира не принимали никакой пищи до тех пор, пока не прибыли в Иерусалим и не поклонились святым местам. Возвращаясь назад, они прошли расстояние, заключавшее в себе 20 стадий, также ничего не вкушая. Такой же подвиг совершили они и тогда, когда предприняли путешествие, чтобы поклониться гробу победоносной первомученицы Феклы (в Исаврии). Скончались сии святые жены около 450 года.
 

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский
(память 28 февраля по старому стилю)



Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церковной реформы Петра I. Он родился в 1697 (по другим данным в 1696) году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

Получив образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику».

В 1734-37 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения. Посвящённый в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, Владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещённых инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда.

Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье Владыки и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведён в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода.

Строгий к подчинённым, Владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед Императрицей Екатериной II-й на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка Владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.

Ещё более обострились отношения Владыки со светской властью, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II-й распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

9 февраля 1763 года Владыка в Ростове совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».

В марте Владыка подал два донесения в синод, который доложил Императрице о том, что Святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней: Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь.

Но и в ссылке Святитель не переставал обличать действия обесцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический и в конце 1767 года он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года.

За смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, а также за мученическую кончину за Церковь Святитель почитается в Русском народе.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
 

Преподобный Кассиан Римлянин
(память 29 февраля по старому стилю)



Преподобный Кассиан происходил из Рима. Родители его, принадлежавшие к высшему сословию, отличались благочестивой жизнью. В благочестии они старались воспитать и сына своего Кассиана. С ранней юности своей проявлял он любовь к наукам и изучению книг св. Писания. Отличаясь ясностью ума и трудолюбием, Кассиан сперва, постарался изучить светские науки — философию и астрономию. После сего он обратился к изучению св. Писания, которое через некоторое время он так прекрасно знал, что его считали в этом отношении одним из выдающихся людей своего времени.

Благочестивые познания соединялись у Кассиана с другими его высокими добродетелями: так, он соблюдал девство, душевную чистоту и благонравие. Чем далее жил преп. Кассиан, тем жажда всецело отдаться служению Богу все более и более властно охватывала его. И вот стремясь к беспрепятственному служению Господу, Кассиан оставил свое отечество и отправился в Вифлеем, где и постригся в одной из обителей.

Подвизаясь здесь, Кассиан сошелся с одним иноком, по имени Герман. Живя в одной келии, они привязались горячо друг к другу; глядя на дружбу молодых людей, на их благочестие и смирение, вся 6ратия искренне любила их.

В вифлеемском монастыре преподобный Кассиан с Германом пробыли около двух лет, приучая себя к тяжелой, требующей поста жизни и другим подвигам. Эти подвиги возбудили в них желание новых, высших, и они ушли в пустынное место, чтобы там проводить безмолвную жизнь. Затем, желая получить от святых пустынножителей необходимые в иноческой жизни наставления, молодые подвижники отправились в путешествие и обошли все монастыри Египта, Фиваиды, Азии, Понта, Каппадокии и Нитрийской горы.

Суровую и тяжелую жизнь проводили Кассиан и Герман во время этого путешествия, продолжавшегося семь лет. Прежде всего они не имели постоянного жилища, ибо переходили с одного места на другое; одежда их была весьма ветхая; ходили они босыми ногами; спали на рогоже; все необходимое для своей жизни они доставали с большим трудом, так что воду, например, им приходилось носить иногда за три тысячи шагов.

Путешествуя, Кассиан и Герман прибыли в Константинополь, чтобы послушать св. Иоанна Златоуста. Здесь Кассиан был поставлен во диакона. Впоследствии он перешел в г. Массилию (теперешний Марсель Южной Франции), принял здесь сан пресвитера и основал два общежительных монастыря — мужской и женский. Таким образом, преп. Кассиан первый ввел в Галлии иноческую общежительную жизнь.

Кончина преп. Кассиана относится к 435 году. Мощи его почивают в г. Марселе.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину


О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Кассиану Римлянину


Тропарь, глас 8


Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. Того ради подаждь нам твоими молитвами плоти нашея духу послушание: еси бо наставник, Кассиане преподобне, всем поющим о Христе твою память.
 

Преподобный Феоктирист (Феоктирикт) Медикийский, исповедник
(память 29 февраля по старому стилю)



Пострадал за икопопочитание в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Ему были обожжены руки и нос смолой.
 

Преподобный Иоанн Дамасский, Нитрийский, епископ
(память 29 февраля по старому стилю)



Родом из Палестины, на восемнадцатом году жизни принял крещение и монашество. За добродетельную жизнь был избран архиепископом Дамасским, но вскоре тайно оставил кафедру и под именем Варсонофия подвизался в Нитрийской обители, отличаясь незлобием и служа братии, как простой монах. Боролся с еретиками и написал много душеполезных сочинений.

Когда преподобный был узнан, что он епископ, то вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни (V в.).
 

Девпетуровская икона Пресвятой Богородицы
(память 29 февраля по старому стилю)



Явилась в 1392 году. На иконе изображается Матерь Божия со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Богомладенца покоится правая рука Богоматери. Один из древнейших списков с этой иконы находился в селе Бататкове (Батюшкове), в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда.

Другой список с Девпетуровской иконы Матери Божией был келейной иконой святителя Питирима и прославился чудесами в г. Тамбове в 1833 году. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был посажен в тюрьму, видела во сне неизвестного старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен. Женщина исполнила все, как сказал старец, и вскоре муж ее был выпущен из тюрьмы.
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДЕНЬ В ПРАВОСЛАВИИ | Lucik - Lucimurik | Лента друзей Lucik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»