Страна: Швеция
Год: 1984
Жанр: драма
Длительность: 70 мин.
Режиссер: Ингмар Бергман
В главных ролях: Эрланд Йозефсон, Лена Олин, Ингрид Тулин
IMDB User Rating: 7.2/10 546 votes
Театральный режиссер, что ставит пьесу по Стриндбергу уже стар, но за свою жизнь по видимому отдал много сил женщинам, при этом оставшись к ним неравнодушным. Однажды после репетиции к нему подошла одна из актрис и под предлогом потерянного браслета завела с режиссером разговор о театре и актерском ремесле. Она была дочью его бывшей любовницы и первые 30 минут фильма они проводят вместе. Затем на сцене появляется образ еще одной любовницы, она пьяна и переживает трудные времена. Становится сложно понять где актеры говорят искренне, а где по привычке играют свои роли. Создается ощущение странного театра и Бергман со своими актерами, которых мы можем видеть во многих его фильмах просто проживают свою жизнь рассуждая о творчестве. Текст в фильме очень сильный, как и всегда у Ингмара его интересно даже просто читать. Камерность доставляет ощущение скуки, но Бергман не затягивает ленту и ставит точку в самый подходящий момент. Далее только тексты, что наталкивают на размышления о прошлом и будущем..
- Дороги многих режиссеров отмечены убитыми актерами. Ты никогда не считал своих жертв?
- В жизни или скажем в реальности есть много людей, которых я ранил, точно так же, как и у меня остались раны от действий других. Я скажу тебе чистую правду - я люблю актеров. Я люблю их как явление. Я люблю их работу, люблю их смелость или презрение смерти. Я понимаю их желание убежать, а также их черную, жестокую честность. Я люблю их когда они пытаются мной манипулировать, я завидую их доверчивости и остроте чувств. Я люблю актеров и поэтому я не в состоянии их ранить, и уж тем более убить. Мой старый преподаватель сказал мне однажды, что режиссер должен научиться слушать и молчать. Актеры настоящие творцы, но слегка косноязычные. Надо слушать, быть терпеливым и ждать.
- Я ненавижу смятение, агрессию и всплески эмоций. Я администрирую, распределяю и организовываю. Я не участвую в драме, я ее материализую. Я ненавижу все спонтанное, резкое и непредсказуемое. У меня нет места для собственного смятения. За исключением случаев, когда оно становится ключом к секретам текста или стимулом для творчества актеров. Мои репетиции проходят в операционной в которой много самодисциплины, чистоты, света и покоя. Это единственный способ, позволяющий прийти к бесконечному, к сложностям, к темноте. Это единственный способ решить загадку и научиться механизму повторения. Во мне нет ничего личного, я наблюдаю, отмечаю и контролирую! Я не импульсивен, не спонтанен, я участвую! Просто так кажется...Да, если бы я снял маску и показал мои истинные мысли и чувства, то вы бы разорвали меня на кусочки и выбросили в окно.
- Дурачок. Театр - это дерьмо, грязь и похоть, смятение, чепуха и дьявольщина. Я ни на секунду не верю в твою теорию чистоты. Она лжива и подозрительна, она - это типичный ты.
- Если бы я был на десять лет моложе...Да, через неделю мы начали бы разговаривать после репетиций.Ведь надо же обсудить и обдумать роль, так ведь? Мы идем в кафе и берем по чашке кофе. Потом мы начинаем встречаться у меня в комнате. Мы сидим далеко друг от друга, пьем минеральную воду и грызем сухари. Когда ты уходишь, мы целуемся в губы. Однажды мы говорим о собственных сложных любовных отношениях. Ты продаешь Юхана, и я с радостью покупаю его в твоей упаковке. Через несколько дней ты приходишь на репетицию сильно расстроенной и с красными от слез глазами. Когда я спрашиваю, что случилось, ты только качаешь головой.
- В тот день мы так замечательно работаем вместе.
- В три часа я подхожу к тебе и спрашиваю, не хочешь ли пойти со мной пообедать в семь часов. Ты смотришь на меня с грустной прямотой и киваешь. И ты приходишь...С опозданием на пятнадцать минут.
- Я поругалась с Юханом из-за того, что ты пригласил меня на ужин.
- Да. Мы едим, пьем вино и говорим о тебе целый вечер. В одиннадцать я отвожу тебя домой.Наши отношения нежные и многообещающие. Я целую тебя в щеку и прошу беречь себя. Ты смотришь на меня с таинственной улыбкой и медленно качаешь головой. Твои глаза, твои красивые глаза наполняются слезами. Ты покидаешь меня без слов. Через несколько дней мы впервые ложимся в постель, как бы играючи. Это первая попытка, проба без ценности. Опыт оставляет возбуждающее чувство неудовлетворенного удовлетворения. Опыт, который раззадоривает любопытство. Все знают, но все молчат. Юхан вьется вокруг углов. Его обхаживают сочувствующие студентки-театралки. Общее настроение эйфории время от времени прерывается сильными, но безобидными теплыми грозами. За четыре недели до конца репетиций наступает кризис.
- Какой кризис?
- Сейчас расскажу. Однажды во время репетиции у нас начинается обмен мнениями.Так о чем же мы спорим? О мелочах.
- На протяжении четырех репетиций я дохожу до одного определенного места в тексте где, на мой взгляд, я играю плохо. Ты начинаешь злиться и говоришь...
- И я говорю: "Тебе надо однажды посмотреть на это место".
- Но это совершенно бессмысленно, потому что я никогда не понимала, что там написано.
- А я несколько раз тебе уже это объяснял.
- Твои объяснения делают это место еще загадочней.
- Тогда я предлагаю тебе выучить этот отрывок наизусть и продекламировать его четким и громким голосом. Для того, чтобы публика поняла.
- Спасибо.
- Это простой и хороший способ, если человек не понимает.
- Ты считаешь, что я упрямлюсь.
- Я вообще ничего не считаю.
- Когда мы встречаемся в отеле, ты просишь у меня прощения.
- Ты нежный и замечательный, и...
- А вот и нет. Все наоборот. Моя ревность, которую я замалчивал уже пять недель, выходит на поверхность в неприятной сцене, во время которой я слышу, что говорю об идиотах, которые, как я сам себе обещал, никогда...
- Но выясняется, что я еще более ревнивая, чем ты. Поэтому устраиваю сцену по поводу того, что твоя красивая, терпеливая и очаровательная жена совсем недавно тебя навещала. Ты не знал, что я в курсе.
- Ты меня плохо знаешь. Я отнюдь не теряю дар речи. А объявляю о разрыве и отпускаю тебя на все четыре стороны. Я утверждаю, что слишком стар, чтобы слушать твой детский лепет. После чего меланхолично замолкаю. Все это я делаю не очень уверенно, и твой выпад заканчивается. Впервые ты замечаешь, что у меня плохой характер, что я старый и немного смешной. Ты хочешь меня казнить. Поднимаешь нож для удара, но останавливаешь себя.
- О, да, Хенрик! Неожиданно я вижу, что ты очень трогательный. И начинаю испытывать материнские чувства.
- Нет, никаких материнских чувств ты не испытываешь. Вместо этого ты начинаешь думать о своей роли. Каким он станет, если наши отношения закончатся? Может, он захочет отомстить?. Что скажут коллеги? Вот это разрушительная радость. Нет, кстати, ты не даришь коллегам этой радости. Сначала премьера, а потом разрыв. Вот так все будет.Ты опускаешь убийственный нож и начинаешь плакать. Я неправильно истолковываю твои слезы и начинаю тебя успокаивать. Мы оказываемся в кровати, происходит иллюзорное примирение и все такое.
- Ты злой.
- Последняя неделя просто убийственная. Каждый пытается свалить вину на другого. Никто не слушает, что говорит другой, сплошные монологи. Одно расстройство. Температура поднимается. Генеральная репетиция, свет, костюмы, маска.
Скачать фильм "После репетиции" вы можете по ссылке: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=56961
9/10