В сердце Аризонской пустыни народ хопи поддерживает священную связь с одним из животных, которых больше всего боятся представители других культур, - змеей.
Для них это символ не опасности, а братства. Они верят, что эти рептилии могут донести свои молитвы до богов и духов своих предков, которые обитают в подземном мире, где принимаются жизненно важные решения для их народа: о дожде.
Каждые два года, в августе, они тайно проводят Змеиную церемонию. В течение нескольких дней жрецы из кланов антилопы и змеи готовятся к ней с помощью песнопений, поста и ритуалов. Змей собирают со всех сторон света, и в кульминационный момент священники держат их во рту, произнося молитвы. Затем они выпускают змей обратно в пустыню, надеясь, что они станут посланцами, передающими их мольбы невидимым силам.
Эта традиция, которая может длиться до 16 дней, не является зрелищем для туристов. Хопи запрещают присутствие посторонних, потому что церемония предназначена для того, чтобы ее можно было пережить, а не просто наблюдать. Это договор предков с природой, напоминание о том, что жизнь в пустыне основана на хрупком равновесии между людьми, богами и животными, которое их объединяет
Хопи: Танцующие со змеями
Племя хопи, проживающее в резервации на северо-востоке Аризоны, относится к группе оседлых племён пуэбло. Во главе каждой деревни находится управляющий, выбираемый на 1 год. Представители племени разделены на кланы, возглавляемые самыми старыми женщинами. Связано это с тем, что с давних пор у пуэбло царит матриархат. По этой причине девушка, вступившая в брак, остаётся в доме матери, а муж присоединяется к семье жены. Происхождение этого удивительного народа до сих пор не выяснено. Хопи верят, что их предки появились из глубины земли, последовательно пройдя через кивас – 4 огромные подземные камеры, и жили они во многих местах, прежде чем окончательно поселись в Аризоне.
В память о подземных пещерах, через которые прошли их предки, хопи сооружают из камня и глины цилиндрические постройки, наполовину врытые в землю. Вход в эти сакральные сооружения расположен в потолке. В этих камерах хопи проводят религиозные обряды, совещаются по вопросам, важным для всего племени, или просто общаются и отдыхают. Женщины племени объединяются в своеобразные клубы, собираясь в кивас по ночам. Считается, что там они общаются с предками, поднявшимися из земли. Индейцы отождествляют себя с ними, считая, что частичка души каждого умершего вселяется в души живых.
Интересно, что в языке хопи у глаголов нет времён; для них время не разделено на прошедшее, настоящее и будущее, а является как бы единым целым. Каждый хопи уверен, что в случае необходимости сможет спросить совета у любого из предков во время религиозных церемоний, которые порой длятся сутками. Однако в связи с тем, что хопи довольно скрытные, белому человеку редко удаётся присутствовать на их празднествах, А если всё-таки чужеземец попадёт в сакральную камеру, где происходит отправление религиозных культов, кивас считается осквернённой и засыпается землёй.
***
Но и из этого правила бывают исключения. И касаются они тех белых, которые вступили в брак с представителями племени хопи. Им в определённых случаях разрешается присутствовать на торжествах и находиться в сакральной камере. Один из таких счастливчиков и стал свидетелем священного дня Танца Змеи, который в его описаниях происходил следующим образом:
***
«…Мы пришли на небольшую площадь. Женщины и дети сидели вокруг центрального круга, где плясали мужчины. Многие женщины курили трубки. Лица танцоров были разрисованы разноцветной краской а головы украшали плюмажи из пёстрых птичьих перьев. Строго говоря, движения индейцев нельзя было назвать танцем, они переносили тяжесть тела с одной ноги на другую и совершали прыжки; при этом раздавался мелодичный звон, воспроизводимый маленькими колокольчиками, привязанными вокруг лодыжек, пониже колен и вокруг талии. В руках танцоры держали своеобразные музыкальные инструменты наподобие трещоток; их резкий звук сопровождал тягучую песню.
На земле лежали большие разрисованные тыквы. Неожиданно мужчины наклонились и открыли верхнюю часть тыкв, срезанную наподобие крышки. Я не сразу понял, что произошло, пока через некоторое время не увидел у ног танцующих огромную змею. Очевидно, она выползла из тыквы, полой внутри. Спину двухметровой рептилии покрывал красивый орнамент, а кончик хвоста подрагивал, издавая треск. Да, среди танцующих ползала гремучая змея! Однако индейцы не замедлили танца, продолжая прыгать и звенеть колокольчиками. Приглядевшись, я увидел, что в круге находятся несколько змей. От ближайшего танцора меня отделяло всего несколько метров. И я заметил, как он резко нагнулся и поцеловал змею в кончик трясущегося хвоста».
***
Змеи для танца отлавливаются заранее. Занимаются этим жрецы племени, называемые жрецами Змеи. Они выходят с распущенными волосами, на них ничего не надето, кроме набедренного пояса и мокасин на ногах. В руках у них змеиные «бичи», состоящие из 2-3 орлиных перьев, привязанных к ручке, длинная палка и кожаная сумка для змей. Жрецы стараются отыскать змею, безразлично какую, лишь бы она не была водяной.
Когда необходимое количество змей отловлено, их относят в кивас и перекладывают в глиняные сосуды. Там их оставляют на 9 дней. Всё это время жрецы ухаживают за змеями, купают в священной ванне, валяют в муке и буквально катают по песчаной мозаике алтаря. В течение всего этого церемониала совершаются беспрерывные обряды и молитвы, и все эти 9 дней, до начала празднества, жрецы и змеи живут вместе.
Анатолий Бернацкий: Загадочные племена и народы мира
https://www.facebook.com/ngsjournal/posts/pfbid0Cy...dRn6RE7NgZcxRUbf5aQaEoDyw3xJwl