• Авторизация


Хопи: Танцующие со змеями 24-12-2025 13:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В сердце Аризонской пустыни народ хопи поддерживает священную связь с одним из животных, которых больше всего боятся представители других культур, - змеей.
Для них это символ не опасности, а братства. Они верят, что эти рептилии могут донести свои молитвы до богов и духов своих предков, которые обитают в подземном мире, где принимаются жизненно важные решения для их народа: о дожде.
Каждые два года, в августе, они тайно проводят Змеиную церемонию. В течение нескольких дней жрецы из кланов антилопы и змеи готовятся к ней с помощью песнопений, поста и ритуалов. Змей собирают со всех сторон света, и в кульминационный момент священники держат их во рту, произнося молитвы. Затем они выпускают змей обратно в пустыню, надеясь, что они станут посланцами, передающими их мольбы невидимым силам.
601802966_2045968006247257_8520475809968662555_n.jpg


Эта традиция, которая может длиться до 16 дней, не является зрелищем для туристов. Хопи запрещают присутствие посторонних, потому что церемония предназначена для того, чтобы ее можно было пережить, а не просто наблюдать. Это договор предков с природой, напоминание о том, что жизнь в пустыне основана на хрупком равновесии между людьми, богами и животными, которое их объединяет


Хопи: Танцующие со змеями
Племя хопи, проживающее в резервации на северо-востоке Аризоны, относится к группе оседлых племён пуэбло. Во главе каждой деревни находится управляющий, выбираемый на 1 год. Представители племени разделены на кланы, возглавляемые самыми старыми женщинами. Связано это с тем, что с давних пор у пуэбло царит матриархат. По этой причине девушка, вступившая в брак, остаётся в доме матери, а муж присоединяется к семье жены. Происхождение этого удивительного народа до сих пор не выяснено. Хопи верят, что их предки появились из глубины земли, последовательно пройдя через кивас – 4 огромные подземные камеры, и жили они во многих местах, прежде чем окончательно поселись в Аризоне.
В память о подземных пещерах, через которые прошли их предки, хопи сооружают из камня и глины цилиндрические постройки, наполовину врытые в землю. Вход в эти сакральные сооружения расположен в потолке. В этих камерах хопи проводят религиозные обряды, совещаются по вопросам, важным для всего племени, или просто общаются и отдыхают. Женщины племени объединяются в своеобразные клубы, собираясь в кивас по ночам. Считается, что там они общаются с предками, поднявшимися из земли. Индейцы отождествляют себя с ними, считая, что частичка души каждого умершего вселяется в души живых.
Интересно, что в языке хопи у глаголов нет времён; для них время не разделено на прошедшее, настоящее и будущее, а является как бы единым целым. Каждый хопи уверен, что в случае необходимости сможет спросить совета у любого из предков во время религиозных церемоний, которые порой длятся сутками. Однако в связи с тем, что хопи довольно скрытные, белому человеку редко удаётся присутствовать на их празднествах, А если всё-таки чужеземец попадёт в сакральную камеру, где происходит отправление религиозных культов, кивас считается осквернённой и засыпается землёй.
***
Но и из этого правила бывают исключения. И касаются они тех белых, которые вступили в брак с представителями племени хопи. Им в определённых случаях разрешается присутствовать на торжествах и находиться в сакральной камере. Один из таких счастливчиков и стал свидетелем священного дня Танца Змеи, который в его описаниях происходил следующим образом:
***
«…Мы пришли на небольшую площадь. Женщины и дети сидели вокруг центрального круга, где плясали мужчины. Многие женщины курили трубки. Лица танцоров были разрисованы разноцветной краской а головы украшали плюмажи из пёстрых птичьих перьев. Строго говоря, движения индейцев нельзя было назвать танцем, они переносили тяжесть тела с одной ноги на другую и совершали прыжки; при этом раздавался мелодичный звон, воспроизводимый маленькими колокольчиками, привязанными вокруг лодыжек, пониже колен и вокруг талии. В руках танцоры держали своеобразные музыкальные инструменты наподобие трещоток; их резкий звук сопровождал тягучую песню.
На земле лежали большие разрисованные тыквы. Неожиданно мужчины наклонились и открыли верхнюю часть тыкв, срезанную наподобие крышки. Я не сразу понял, что произошло, пока через некоторое время не увидел у ног танцующих огромную змею. Очевидно, она выползла из тыквы, полой внутри. Спину двухметровой рептилии покрывал красивый орнамент, а кончик хвоста подрагивал, издавая треск. Да, среди танцующих ползала гремучая змея! Однако индейцы не замедлили танца, продолжая прыгать и звенеть колокольчиками. Приглядевшись, я увидел, что в круге находятся несколько змей. От ближайшего танцора меня отделяло всего несколько метров. И я заметил, как он резко нагнулся и поцеловал змею в кончик трясущегося хвоста».
***
Змеи для танца отлавливаются заранее. Занимаются этим жрецы племени, называемые жрецами Змеи. Они выходят с распущенными волосами, на них ничего не надето, кроме набедренного пояса и мокасин на ногах. В руках у них змеиные «бичи», состоящие из 2-3 орлиных перьев, привязанных к ручке, длинная палка и кожаная сумка для змей. Жрецы стараются отыскать змею, безразлично какую, лишь бы она не была водяной.
Когда необходимое количество змей отловлено, их относят в кивас и перекладывают в глиняные сосуды. Там их оставляют на 9 дней. Всё это время жрецы ухаживают за змеями, купают в священной ванне, валяют в муке и буквально катают по песчаной мозаике алтаря. В течение всего этого церемониала совершаются беспрерывные обряды и молитвы, и все эти 9 дней, до начала празднества, жрецы и змеи живут вместе.
Анатолий Бернацкий: Загадочные племена и народы мира

https://www.facebook.com/ngsjournal/posts/pfbid0Cy...dRn6RE7NgZcxRUbf5aQaEoDyw3xJwl
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Хопи: Танцующие со змеями | Mila111111 - MILA | Лента друзей Mila111111 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»