Пророчество Святителя Николая Сербского: «Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире»

Став свидетелем событий Первой мировой войны, святитель Николай (Велимирович) Сербский с тревогой предвидел новую глобальную трагедию. Его книга, написанная ещё в 1932 году, поражает своей пророческой актуальностью. Создается впечатление, что его анализ происходящего адресован непосредственно нашим современникам. Мудрость святителя настоятельно побуждает нас глубоко осмыслить его слова и сделать единственно верные выводы.
Святитель был убежден: первопричиной всех войн, как минувших, так и грядущих, является именно безбожие и отступничество от Живого Бога.
По его убеждению, война есть не что иное, как стремительное Божие воздаяние за грехи, накопленные в мирное время.
Святитель говорит, что мы скорбим о гибели отряда, попавшего в засаду, или сокрушаемся о смерти офицера от «шальной» пули. Однако на войне нет места случайности. Каждая пуля находит свою, предначертанную ей цель, и ни одно событие не является слепым стечением обстоятельств. Всему есть Божий Промысл, который человеку постичь сложно.
Он считал, что любая война в истории человечества, от её начала и до конца, — это война библейская. Это означает, что её исход полностью зависит от воли Третьего, Невидимого и Всемогущего Участника. Источник всякого конфликта кроется в греховности одной или обеих сторон, а его завершение предопределено вердиктом Вечного и Непогрешимого Правосудия.
Победа в войне, считал Святитель, даруется исключительно волей Божией. Как Священное Писание, так и весь опыт человеческой истории неопровержимо свидетельствуют: Бог дарует победу не сильнейшему, но тому, чья вера крепка и кто следует Его закону. Народ-богоотступник обречён на поражение, даже если числом он подобен листве в лесу. Ни острый ум вождей, ни их тонкие расчеты, ни мощь армии, ни передовое вооружение, ни дипломатические ухищрения не спасут тех, кто отвернулся от Бога.
Святитель приводит пример, как если грабители и насильники одерживают верх, их временный успех объясняется не их собственной силой, а исключительно греховностью народа, ставшего их жертвой.
Воин на поле брани, пишет Святитель, должен быть безупречно чист от греха и непоколебим духом, предстоя перед Богом с трепетом, подобно зажженной свече.
Народ, отринувший Живого Бога, по сути, превращается в народ-мертвец. Его душа блуждает в мире бесплотной тенью, подобно могучему дубу, который уже подсечен у самого корня, но ещё не рухнул. И тогда лишь катаклизмы — землетрясения, наводнения или война — способны развеять эту тень, обрушить подпиленное древо и предать земле мертвецов. Отказаться от Единого Живого Бога — значит восстать против Него и отвергнуть все Его заповеди.
Ни один народ, считал Святитель, погрязший в грехе против Божьего закона, не способен сохранить мир. Грех — это семя войны, и сколь бы миролюбивым ни казался народ, он обречён на столкновение с ней.
Святитель убеждённо провозглашал: народ, которого война обращает в рабство, заслужил эту участь своей недостойной жизнью в мирное время. Единственный путь к освобождению порабощённого народа лежит через всеобщее покаяние и обретение Божьей милости.
Святитель пишет, что оружие бессильно там, где нет помощи свыше. Но когда Бог на твоей стороне, победа может скрываться даже в пастушеской праще.
По словам Святителя, сама суть нашей мирной жизни предопределяет, грянет ли война. Если мир наполнен праведностью и угоден Богу, он будет прочным и долговечным. Но мир без Бога — это лишь колыбель для будущей войны. Только представьте, каким счастьем для человечества обернулось бы всеобщее покаяние, в котором каждый стал бы победителем! Удивительно, но, имея перед собой легчайший и спасительный путь, люди сознательно избирают самый мучительный и гибельный.
В грядущей войне, утверждал Святитель, именно те народы, что проявили величайшую гордыню перед Богом, обречены понести самые тяжёлые и сокрушительные потери.
Поразительно, но в своих беззакониях христианские народы превзошли даже язычников. Ведь те остаются верны своим идолам, в то время как в христианском мире развернута не просто антирелигиозная пропаганда, а настоящая травля самого Господа. Точно такой же путь к гибели избрал и древний Израиль: его соседи-идолопоклонники чтили своих богов, а избранный народ, отвергнув Истинного Бога, попирал Его заветы. И даже наказания не могли сломить их упорства в безбожии. Именно об этом с болью взывал пророк: «Господи! Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться».
Святитель пишет, что Всеведущий Господь знает: именно в горниле испытаний человек обращается к Истине. Поэтому Он и допускает бедствия. В благополучии и покое сердца людей неизбежно черствеют, наполняясь эгоизмом и безверием. Страдания же служат отрезвляющим средством, заставляющим очнуться. Недаром народная мудрость гласит:
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
И нужно понимать, что любое наказание от Господа — это акт Его безграничной, превосходящей материнскую любви, проявление высшей заботы о человеке.
Святитель напоминает, что, предрекая войны до скончания времен, Христос указал на их первопричину:
«восстанут лжехристы и лжепророки… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».
Лжехристы предложат человечеству обманчивые цели, лжепророки омрачат будущее ложными предсказаниями, а беззаконие и холод в сердцах уведут людей с истинного пути. Одни в этом хаосе утратят всякое представление о цели и смысле жизни. Другие, даже зная истинную цель, из-за слабости духа изберут путь заблуждения. Третьи же, в полной мере осознавая и цель, и путь, сознательно и злонамеренно отвергнут их, подобно старейшинам, некогда распявшим Христа. Именно это тотальное отступничество вынуждает саму Божественную Любовь со скорбью допустить войну как горькое вразумление (наказание) для своих детей.
Святитель считал, что тщетны все надежды на мир, пока человек мыслью, чувством и делом ведет войну против Бога. Вопреки всем человеческим чаяниям, война неизбежно прорастет там, где посеяны ее семена, ибо, как говорит Господь, «нечестивым нет мира».
Святитель пишет, что истинное призвание Европы — жить по заветам Христа и вести к Нему другие народы. Однако, предав свою миссию, Европа сама погрузилась в идолопоклонство. Этот фундаментальный духовный разлад породил все прочие конфликты, закономерным итогом которых становится война.
Человечество уже навлекло на себя грядущую войну, и лишь безграничное милосердие Божие до сих пор удерживает ее начало. Воистину, если бы не Его любовь, карающий меч за грехи мира никогда не вернулся бы в ножны. И если наступает хрупкое затишье — это не заслуга человеческого разума или культуры, а драгоценный дар Божьей благодати, ниспосланный ради молитв тех праведников, что еще есть в каждом народе Европы и Америки.
Святитель фактически пророчествует, говоря, что всего один шаг отделяет человечество от падения в бездну — шаг назад, к спасению и безопасности. Но сделают ли люди этот спасительный шаг от края пропасти, на котором они балансируют? Господь, как любящий Отец, терпеливо ожидает ответа. И даже если каждый день Он слышит «нет», Его милость и любовь не иссякают: Он продолжает ждать, надеясь услышать хотя бы от одного народа слово покаяния, способное отвратить катастрофу.
Истинно блажен тот правитель, что, постигнув Правду Божию, найдет в себе мужество вовремя призвать свой народ к покаянию перед Всевышним. Поистине счастлив тот народ, что своевременно слагает оружие греха, направленное против Бога, — к нему не приблизится никакое зло. Даже будучи безоружным, он будет жить в полной безопасности, ведь его защитит несокрушимая десница Всемогущего. Пусть у него не будет ни одного меча — враги окажутся бессильны и не смогут пересечь его границ, ибо сам Господь Сил не допустит этого. А если враги все же дерзнут нарушить его пределы, то этим шагом они лишь выроют себе могилу.
Так считал Святитель и в своей книге оставляет пророческие слова, которые обращены к будущим поколениям:
«Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире».
Покаяние нам необходимо сейчас! Об этом много лет призывают всех старцы, как известные, так и менее известные. Но слышим ли мы их глас? Очередной повод задуматься!
Составлено по трудам Святителя Николая Сербского.
Слава Богу за всё!
https://dzen.ru/a/aFQMihQWzWS2KrR7