Все мы знаем—ничто не властно над судьбой.Человеку свойственно чувство пресыщения, оно не возникает по желанию, а определяется судьбой. Изведав однажды пресыщение, уже не освободиться от него. Если даже собравшись с силами отбросишь его, оно будет настигать и одолевать тебя.Чем только человек не пресыщается!Надоедает ему,в большей или меньшей мере, все — еда, развлечения, щегольство, пиры, компании, стремление превзойти других, женщины.Рано или поздно обнаружив порочность,бессмысленность всего,он разочаровывается и охладевает.Жизнь человека, его судьба, так же, как и все, что существует на свете, переменчивы.Ничему живому на земле не дано состояние покоя.Откуда же взяться постоянству чувств?Испытать пресыщение дано людям умным, которые в жизни стремятся к совершенству, многому знают цену, разборчивы, способны постичь никчемность и суетность земного бытия. Постигшим скоротечность и тленность земной радости сама жизнь кажется постылой.Я подумал: блажен тот, кто глуп и беспечен
Слово Четвёртое
Люди внимательные давно заметили — глупый смех равносилен опьянению. Опьянение ведет к проступкам,разговор с хмельным причиняет головную боль.Предаваясь пустому смеху,человек
теряет совесть,отстраняется от дел,совершает непростительные ошибки,за что ожидает его возмездие, если не на этом, так на том свете.Человек, склонный к размышлениям, всегда вдумчив, собран, будь то в делах мирских или перед судом смерти. Собранность в делах и мыслях — основа благополучия.Значит ли это,что мы должны постоянно предаваться унынию? Разве может душа лишь печалиться,не зная веселья и смеха? Нет, я вовсе не за то, чтобы мы только и знали что горевать беспричинно. Но стоит задуматься о своей беспечности, опечалиться этим и постараться избавиться от беспечности,заняв себя полезным делом. Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу.Только слабые духом могут затвориться в себе, предаваясь горьким раздумьям, не находя утешения.
Слово Седьмое
Ребенок рождается на свет, наследуя два начала.Первое из них требует еды, питья и сна. Это — потребность плоти,без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть.Другое — тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус,прикладывает к щеке.Встрепенется,услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: «Что это? Зачем это? Почему он так делает?»- это уже потребность души,желание все видеть,все слышать,всему учиться. Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари.Изначально Бог отличил человека от животного тем,что наделил его душой.Почему мы,
повзрослев и поумнев, не ищем и не находим удовлетворения тому любопытству, что в детстве заставляло нас забывать о еде и сне? Почему мы не избираем путь тех, кто ищет знаний?Нам бы неустанно ширить круг своих интересов,множить знания,которые питают наши души. Нам бы понять, что блага души несравненно выше телесных, и подчинить плотские потребности велению души. Но нет, не стали мы делать этого. Кликушествуя и каркая, не продвинулись мы дальше навозной кучи у аула.Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой,подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души. Довольствуясь внешним видом того,что охватывает взор,не пытаемся вникнуть во внутренние тайны,полагая
,что ничего не теряем от этого незнания...Нет ни искры в груди, ни веры в душе. Чем отличаемся мы от животного,если видим только глазами?В детстве мы были лучше. Тогда мы были человеческими детьми — стремились узнать как можно больше. Сейчас мы хуже скота. Животное не знает ничего, но и не стремится ни к чему. Мы не знаем ничего, но готовы спорить до хрипоты: отстаивая свою темноту, стремимся свое невежество выдать за знания.
Слово Пятнадцатое
Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница.Родившись на свет, человек не может жить,не увлекаясь интересными вещами.Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие,пустые, бессмысленные затеи.Хватившись,обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения.В молодые годы он ведет себя так
,будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости.Но очень скоро,утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что..Желаешь быть в числе умных людей,спрашивай себя раз в день,раз в неделю, или
хотя бы раз в месяц:как ты живешь?Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни,не придется ли тебе потом испить горечь
сожаления?Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?
Слово Тридцать Первое
Существует четыре причины,способствующие восприятию и запоминанию услышанного:во-первых
,нужно утвердиться духовно и быть непреклонным;во-вторых,слушать советы умных людей со вниманием и открытым сердцем,с готовностью и желанием уяснить смысл сказанного;в-третьих,вдумчиво, неоднократно повторять про себя эти слова, и закреплять их в памяти;
в-четвертых, следует избегать вредных свойств ума, если даже придется подвергнуться искушениям этими силами,не поддаваться им.Вредные свойства ума:беспечность, равнодушие,
склонность к беспричинному веселью,тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот
эти четыре порока способы разрушить и ум, и талант.
Слово Тридцать Седьмое
Твори благо разумному,глупого оно только портит.Остаться одиноким—все равно что умереть
.. Все беды падут на голову одинокого. В миру много порочного, но и утешение, и веселье существует в нем же. Кто с достоинством выдержит первое? Кто устоит во втором?Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы, не приходит полноводная цветущая весна?Сытый попрошайка — дьявол во плоти, ленивый суфи — лицемер.
Пока ты добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как только ты достигаешь цели, твой доброжелатель — лишь ты сам
Слово Сорок Третье
Человек наделен от природы телом и душой.Нужно знать,какие из свойств тела и души даны от рождения и какие приобретаются в результате труда.Необходимость есть, пить, а также спать—непроизвольные потребности.Желание что-то увидеть и узнать—задатки непроизвольного инстинкта,но разум и знания—являются приобретением человеческого труда.
Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек получает представление о внешнем мире.Полученные ощущения,приятные они или неприятные, воспринятые пятью указанными органами чувств, располагаясь в памяти в заданной закономерности, создают определенную образность. Получить приятное впечатление от хорошего и отвращаться от плохого — естественная способность человека. Сначала эти задатки очень слабы. Человек развивает и усиливает эти способности, без внимания и развития они притупляются, исчезают или остаются в зачаточной стадии, оказываются ни для чего не пригодными.Тот, кто много слушает и видит, черпая знания извне, тот имеет многое: он способен трезво рассуждать и отличать полезное от вредного. Человека, способного анализировать события и факты, относят к людям умным.Невежда, не способный мыслить,не приученный трудиться,пытается свалить свою нерадивость на Бога.«Что делать, если Бог не наделил умом?» или «Нас с тобой Бог создал не одинаковыми», — говорят они.
Разве Бог велел ему не вслушиваться,не всматриваться,не запоминать слышанное и виденное? Разве сказано ему:ешь,пей,развлекайся,довольствуйся похвальбой и превращайся в животное, растеряв душевные сокровища?Другие говорят: «Может, ум и взаправду дело наживное, но стремлением наделяет природа. Наделенный способностями приобретает и ум. Неспособные остаются неразумными».И это неверно.Есть стремление и у детей,что бесспорно
..Мы уже говорили,что сначала способности человека очень слабы и нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании. Даже ремесло, которым человек занимается с желанием, изо дня в день становится более совершенным. Если не возвращаться к приобретенным навыкам, ты можешь утерять их, ты и сам не заметишь, что стал другим человеком. Разве умение и мастерство, покидая тебя, предупреждают об этом заранее? Попытка вернуть их потребует еще больших усилий,чем прежде.Душевные способности настолько разнообразны и многогранны
,что описать здесь все их невозможно. Сила души способна удержать долгое время навыки приобретенного мастерства, но без внимания они теряют свою ценность и со временем может иссякнуть и сама сила, удерживающая их.Приобрести ее заново невозможно.Сила души обладает тремя особенными свойствами, которые нужно ценить и беречь в себе, потому что без них человек превращается в животное.Первое из них называется «подвижной элемент». Что это такое?Это свойство помогает не только осознать увиденное и услышанное,но побуждает живо осмыслить, что из чего проистекает и куда ведет. Без этого свойства бесполезно многочтение, оно ничего не даст. Не сделав вовремя, не подумав вовремя, не сказав вовремя, опаздывая всюду, будешь всю жизнь жалеть и огорчаться: «Какая жалость! Там-то,тогда-то надо было поступить так-то!»Другое свойство называется «притягательная сила однородного».Узнав что-то новое для себя,начинаешь думать и сравнивать со сходными вещами.Во всем ли у них есть сходство?Или только в отдельных элементах?И пока не уяснишь себе всей причины сходства,не расспросишь,не проверишь свои предположения, не найдешь успокоения.И третье.Называется оно «впечатлительностью сердца».Если сумеешь сберечь сердце от превратностей четырех пороков,таких,как самодовольство,корыстолюбие
,легкомыслие и беспечность, полученные ощущения извне четко отразятся в зеркальной непорочности сердца.Эти впечатления будут питать твой ум и запомнятся надолго. Если не убережешь чистоту сердца, потускнеет зеркало души, все в нем будет видеться смутно или в искаженном виде.И понятия твои обо всем на свете сложатся неверно.Все,что добывается трудом и находится вне тебя,называется богатством. Не зная всех перипетий и тонкостей ведения хозяйства, трудно удержать в руках свое добро. Так же трудно уберечь нажитое духовное богатство — ум и знания, от которых может быть и немалый вред. Не зная об этом, потеряв бдительность,можно легко лишиться приобретенного.Все на свете имеет свою меру.В том числе и хорошее.Великое дело—знать меру всему.Умение думать — похвально, но некоторые люди, чрезмерно увлекшись, запутываются в мыслях, теряют здравый рассудок.В желаниях есть,пить,одеваться,развлекаться,любить,наслаждаться, обогащаться, добиваться власти и даже в проявлении осторожности и хитрости, направленной на то, чтобы не быть обманутым,нужно знать меру.Все, что сверх меры — есть зло.Древние мудрецы говорили: «В том, чего упорно добиваемся, мы находим зло». Да будет известно тебе, в двух свойствах духовной силы, называемых «притягательной силой однородного» и «подвижной элемент», кроется все то добро и все то зло,что существует на свете.Властолюбие,эгоизм,гнев, ложь
—все,что порочит человека,берет начало в этих истинах.Такую силу нужно уметь направлять
на усовершенствование хороших и полезных качеств,нужно подавлять порочное в его зародыше.Разум отличает полезное от вредного,но даже силой разума не одолеть этого зла
..Одолеть его может только тот, кто соединит в себе силу разума и силу воли. Сумевший сосредоточить в себе разум и волю подобен быстроногому скакуну—ему подвластно все.Если же эти качества не развиты или одно из них присутствует,а другого нет,то духовная мощь понесет тебя, как необъезженный, неуправляемый скакун, бросая и на скалы, и в воду, и в пропасть. Ты безволен. Несешься, не разбирая дороги, полы твоего халата распущены, глаза воздеты к небу... И до скончания дней твоих не избавиться тебе от бесчестия.
Слово Сорок Четвертое
Ничтожнейший из людей тот,кто не имеет стремления.Но стремления бывают различные.И те, кто стремится к чему-либо, отличаются друг от друга по способностям и силе воли. Талантливые или бездарные,все они не прочь услышать похвалу в свой адрес. Они ждут ее, заслуженную или нет, все равно. Люди общаются с людьми своего круга, делятся с ними сокровенными мыслями.И скорее всего ждут похвалы от тех,кто живет рядом с ними и знает их,а не от незнакомых и далеких людей.Одни стремятся к почестям.Другие алчут богатства.
Неважно каким образом, скаредностью или хитростью.«Кто добыл богатство, тот безгрешен» или «У имущего лик светел», — говорят они и знают,что никто их за это не осудит. Видят в богатстве свое главное достоинство и честь. Судя по их извращенным нравам, так оно и есть, но если смотреть с позиций человечности — это один из отвратительных пороков.
Одни хотят прослыть храбрецами,святыми,баями, другие—не чураются славы хитрых, ловких, всезнающих. Чванятся худой славой, пытаясь даже из нее извлечь выгоду.Все стремятся к чему-то, стремятся читать, но не по книгам, а по лицам людей.Смотрят,точно прощупывают биение пульса и определяют: «А...сегодня в цене то-то и то-то,а вот на этом деле можно недурно заработать».Чтобы постичь науку по книгам,нужно,говорят, прежде всего очистить от скверны душу,помыслы, и только потом приступить к чтению.Если предпочитаешь учиться по лицам, продолжай начатое,не старайся очиститься,ведь никому не видно,что там у тебя за душой. Говорят, чем больше складок и зазубрин в ней, тем неуязвимее и прочнее благоденствие.Вот и суди теперь, кто чему учится и к чему стремится.
Читать книгу:
http://abai.norbekov.kz/
Нашла здесь:
http://nedorazvmenie.livejournal.com/819909.html#cutid1