[150x225]
Есть категория людей, которых я не понимаю. Не понимаю и все. Неясен мне их посыл, что они хотят сказать. Либо они говорят такими словесными пакетами, сильно отличными от моих, либо опираются на опыт, слишком сильно отличающийся от моего – не знаю, в чем здесь дело. Может, имеют место и культурные различия.
Так, вспоминается, как-то на книжной выставке издатель подарил мне книгу Бернара Вер*бера (ударение на второй слог), сказал, что это современное и хорошее. Я Вербера не читала еще и однажды решила прочесть. Книга про империю ангелов. Прочитала. На протяжении всего произведения, а я дочитала до конца, я задавала себе один и тот же вопрос: как же автор относится к людям, что он хочет сказать. И так на этот вопрос не ответила. Не поняла.
Мне в книге, особенно художественной, очень важна атмосфера произведения, «во что меня пытается втянуть» автор. Не знаю, может, некоторые не задумываются об этом, просто смотрят: нравится – не нравится, но я вначале прислушиваюсь к атмосфере. Вроде как: есть здесь польза или есть здесь угроза.
В любом произведении – как книге, так и песне, стихотворении и т.д. – есть
посыл или то, о чем может открыто не говориться, но что подразумевается. Подразумевается кем? Режиссером, автором, исполнителем.
У Вербера конкретно я не поняла, он людей любит? Он про ангелов рассказывает зачем? То есть целостной картинки у меня не сложилось. Это так и осталось недопонятым. Поэтому я не могу сказать, что мне книга понравилась, или что я хочу читать другие его книги, больше я его книг не читала.
Вот что это?
Таким же образом, кстати, я бросила смотреть доктора Хауса. Как-то я стала его смотреть, позже других, начала с первого сезона. И вначале не врубилась, потом показалось интересным, потом что-то нашла для себя – что-то из атмосферы, что мне нравилось. Досмотрела до конца пятого сезона, не подряд, но все серии. И вот начался шестой. Посмотрела начало, все интересно. И вот в серии третьей-четвертой я увидела как-то ПОСЫЛ, а был он таким, чтобы не вдаваться в детали, антисоциальным. То есть вся серия была наложена на один конкретный месседж, и мне он так не понравился. Я вдруг увидела, что то, что я раньше пыталась не замечать в Хаусе или списывать на другие вещи, вообще-то списывать нельзя. И я с той серии больше его не смотрела. Потому что поняла, что сериал, то, на что он программирует, опасен.
И так любое произведение на что-то человека программирует. Если ты послание не осознал, не отследил, то не знаешь, на что тебя запрограммировали, что вложили в твою голову. Но иногда, хоть четко отследить не можешь тонкое влияние, но чувствуешь. Вот приблизительно так было у меня с Вербером – я не поняла, что именно, но что-то не складывалось.
Есть послания в произведениях опасные, есть неопасные. Опасные, я имею в виду, для Вашего личного понимания мира и развития. Для каждого это «опасное» или безопасное – что-то свое, разные вещи.
Приблизительно так же у меня складывается общение с людьми. Когда появляется новый человек, если он претендует на дружбу, то вначале я человека считываю на эту самую опасность-безопасность лично для себя: будет он пытаться в меня вложить то, что мне противожизненно или нет этого в нем. Если что-то есть, что мне не нравится (как с атмосферой произведения), то я ближе к человеку не подхожу, не люблю программирования отличного от того, которое я выбираю для себя сама.
А как Вы читаете произведения? И общаетесь с людьми? Отслеживаете ли послания, идущие от других на тонком уровне, или не обращаете на это внимания?