• Авторизация


Рецензия на рецензию 10-01-2006 04:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[340x255]
Дочитал вчера книгу диакона Андрея Кураева “«Мастер и Маргарита»: За Христа или против”. В своей книге священнослужитель с точки зрения религии рассуждает над самым, пожалуй, философским романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Не то чтобы в книге не с чем было поспорить, но рецензия Кураева на булгаковский роман в целом показалось мне интересной, не смотря на то, что далеко не со всем я согласен с диаконом. Самым, наверное, интересным показалось мне сложившееся у меня впечатление, что Кураев рассуждает о сюжете и персонажах романа так будто бы это не от начала до конца плод фантазии автора, а реальная история, некогда произошедшая с реальными живыми людьми. Такое впечатление, на мой взгляд, лишний раз подтверждает мастерство Булгакова как писателя. Про «Мастера и Маргариту» просто не возможно говорить иначе. Булгакову действительно удалось создать свой мир, живущий по своим законам, персонажей живущих своей жизнью, не всегда подчиняющихся воле создавшего их автора. Независимость произведения от его создателя, является, собственно, и одной из основных тем обсуждаемого булгаковского романа. Я (так же, кстати, как и Кураев) считаю, что история изображенная Мастером на страницах его романа о Пилате, существует исключительно в воображении писателя. Под писателем я имею в виду именно мастера, а не Булгакова. На лицо рекурсия – как сам мастер плод воображения Булгакова, так и главные герои романа о Понтии Пилате, в том виде в каком они изображены в одноименном романе – плод воображения Мастера (и от части, может быть, плод бесовского наваждения). Принимая во внимание сказанное, символичным кажется тот факт, что в конце «Мастера и Маргариты» вместе с реально существующим в рамках романа Сатаной судьбу Мастера решают и им же самим созданные химеры. Левий Матвей, например, явно пришел к Воланду не из царства света, а со страниц рукописи Мастера. В этом нет собственно, ничего странного. «Кто больше оказывает влияние: автор на своих героев или сами эти герои на своего создателя?» – это очень сложный вопрос, на который, пожалуй, не возможно однозначно ответить. Об этом вам скажет любой писатель. Если (по мнению некоторых критиков, писатель) Сорокин и говорит о том, что созданные им образы – это всего лишь только буквы на бумаге, то это только подтверждает его же Сорокина тезис о том, что сам он себя писателем не считает.

Книга Андрея Кураева совсем не большая и читается достаточно легко. Читайте. Думайте.

Скачать книгу Кураева можно здесь Там же, собственно, можно и оставить комментарии. Быстрее прочитаю.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Cherski 10-01-2006-08:43 удалить
А можно не скачивать? Мне, например, до лампочки мнение попа о гении. Попа, который к тому же позволяет себе коверкать фразы классика.
11-01-2006-07:47 удалить
Cherski, Можно, конечно. Но лучше все же ознакомиться (оно весит что-то около 100 кб), чтобы знать с чем спорить. То, что Булгаков гений, поп, вроде бы, не только не отрицает, но даже, наооборот: его книга это подчеркивает.

Лимонов, например, в сворей книге "В плену у мертвецов" откровенно ругает "Мастера и Марагриту", говорит о ее низком качестве, но доводы Лимонова кажутся мне не очень убедительными, а мнение не очень интересным. Хотя с некоторыми высказаными им утверждениями я и согласен.

Что же до того, что книга антихристианская, так это тоже достаточно очевидно. Очень тяжело одновременно служить Христу и Сталину. ИМХО(как говорится)
11-01-2006-07:57 удалить
Cherski, "...который к тому же позволяет себе коверкать фразы классика."

Лично я считаю, что относиться к литературе как к чему-то священному не правильно. Кроме того, в контексте эта фраза Кураева звучит очень даже логично. Хотя я бы поспорил с ним. У меня есть некоторые предположения: почему Булгаков так написал.

Между прочим, не смотря на то, что читал я "М и М" очень много раз, и не мало читал литературы о романе, критику, ранние редакции, места не вошедшие в книгу, дневники Булгакова и его жены, в книге Кураева я нашел много для себя нового. Он очень сереьезно подошел к вопросу и знал о чем пишет, в отличие от того же Лимонова, который, ведет себя как фашист: просто обсирает, то чего не понимает или с чем не согласен, хотя, нужно признать: ему нельзя отказать в последовательности.
11-01-2006-08:00 удалить
Столь бурная моя реакция вызвана тем, что очень не люблю, когда люди ругают, то о чем не имеют ни малейшего представления.

Читая, книгу Кураева я тоже ругался на автора не раз. Но я то ее читал.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рецензия на рецензию | Gazeta_Liru - Дневник Gazeta_Li.ru | Лента друзей Gazeta_Liru / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»