• Авторизация


Гейши, дзёро, юдзе 04-03-2006 13:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


сохраняю сюда, потому что, как всегда, надо убрать лишние открытые окна. Надеюсь потом отредактировать все это в общий текст.

ГЕЙША . Слово «гейша» в русском языке появилось в результате неправильной транскрипции английского написания слова «гэйся». Гэйся можно перевести как «человек искусства» или «человек, обладающий мастерством». Так или иначе, но все говорит о творческом характере этой профессии.

В этом легко убедиться, просто посмотрев на гейш вблизи. Весь их внешний вид, по сути, является маской, которая определена им традиционным положением в обществе. Нарядные, с высокими старинными прическами (сегодня это парики), они далеки от реальной действительности и напоминают скорее красавиц со знаменитых японских гравюр XVIII–XIX вв. Однако при более близком рассмотрении красавицами их назвать трудно — невероятно толстый слой пудры превращает даже молодые, хорошенькие лица в неестественно белые маски с вычерненными по старинной моде зубами. Мало того, нередко можно встретить гейш среднего и даже почтенного возраста. Хорошему вину время прибавляет крепости и аромата, гейшам — мастерства и умудренности.

В Киото сохранился целый квартал — Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Традиционные двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района.

Гейши Киото — самые известные в стране. Они стали частью традиционной культуры, которая делает этот город столь привлекательным. Их можно увидеть на разных празднествах — они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат старины.

Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие полюбоваться танцами майко — учениц гейш. Внешне они выглядят как взрослые гейши — в таких же замечательных кимоно, только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций.

Только в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают обучать искусству гейш — умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне — трехструнном инструменте с длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами. Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер.

В наше время, когда в Японии действует закон об обязательном девятилетнем образовании, майко может перейти в разряд гейш только после окончания второй ступени средней школы, т. е. не ранее 15–16 лет. Из Киото молодые гейши разъезжаются по всей стране.

Сегодня профессия гейши является такой же, как и любая другая творческая деятельность, но времени она отнимает очень много. В 1995 году гейши Киото позволили себе коллективное возмущение своими условиями работы, которые почти не оставляют им личной свободы. Этот фактор вместе с конкуренцией со стороны хостес — девушек в европейских ресторанах и барах, в чьи обязанности также входит развлечение гостей, приводит к сокращению числа гейш. В конце 1920-х гг. их было около 80 тысяч, в конце 1980-х — уже около 10 тысяч, и эта цифра уменьшается.

Нынешние гейши — своеобразный осколок старого феодального уклада жизни. Оказавшись в совершенно иной социальной и культурной среде, они как явление безусловно претерпели определенные изменения, но сохранили основное свое назначение — утонченно развлекать гостей. Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности интеллектуального общения.

Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области классической восточной литературы и поэзии. Но все-таки вряд ли стоит идеализировать мир гейш. В нем, как и в среде актеров, всегда существовали разные уровни — соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями, демонстрируя главным образом свое искусство, то их «коллеги» попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с клиентами, иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ.

Сегодня высшую ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы.

Гейши входили в систему увеселительных заведений. Заботясь о нравственности, правительство обособило «веселые кварталы», выведя их за черту городов. Так в 1617 г. появилась знаменитая Ёсивара в Эдо (Токио), а в 1640 г. — Симабара в Киото. Кварталы эти были весьма густонаселенными. Главные их обитательницы — «жрицы любви» дзёро — полностью зависели от своих хозяев, с которыми они заключали договоры на определенные сроки, а порой хозяева просто покупали девочек и молоденьких девушек у обнищавших родителей. Гейши, хотя и были тесно связаны с этими кварталами, в них не жили. Их приглашали лишь как исполнительниц и ведущих различных пирушек. Так что они зарабатывали себе на жизнь иным способом, чем дзёро, но с ними тоже можно было договориться о свидании.

Дзёро и гейши очень близки между собой не только потому, что они обитали в общем пространстве «курува» («огражденное место»), как стали называть «веселые кварталы» после изоляции, но и тем, что исторические линии их существования переплетены так, что до сих пор остается некоторая путаница: кто из них кто?

Дзёро делились на ранги — от самых высокооплачиваемых таю и тэндзин до уличных, внеразрядных, проституток. К концу XVII — началу XVIII в. дзёро уже прочно заняли свою определенную нишу в городской жизни. С одной стороны, они были изгоями в обществе, а с другой — знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра в живописи, а затем и в гравюре — бидзинга («картины красавиц»). Многие прославленные мастера, среди которых особо выделяется «певец женской красоты» Китагава Утамаро (1754–1806), оставили замечательные изображения, пусть идеализированные, обобщенные, но передающие тонкую женственность, изящество, обаяние своих современниц.

В «веселых кварталах» горожане-мужчины покупали не только временную любовь, здесь они могли хоть ненадолго сбросить панцирь условностей, социального давления и обрести безмятежность и блаженное удовольствие быть объектом внимания, восхищения, пусть и наигранных, но все равно служивших бальзамом для мужского самолюбия. Разумеется, многое зависело от платежеспособности клиента.

Гейши до поры до времени находились в тени, наблюдая за эфемерным блеском жизни куртизанок. Когда же время дзёро прошло, гейши несколько изменили свой имидж и вышли на первый план, обогатив свой багаж, в частности, искусством оплетания мужчин тонкой лестью, но это вовсе не означает, что притворство стало их сутью. Известно немало историй о самопожертвовании гейш, об их верности своим любимым.

И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут быть и искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной, ибо ее заработки позволяют быть независимой. К тому же гейши часто подрабатывают как исполнительницы на радио и телевидении.
Взято с http://www.japantoday.ru/encyclopaedia/g4.shtml
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Zais 04-03-2006-13:43 удалить
по РТР посмотрели очень интересный док. фильм о современных гейшах, ну и об истории этого явления. Так вот, там объяснили, что про мужчин в роли первых гейш - это миф. При этом точно так и неизвестно, откуда они есть пошли, но японцы склонны полагать, что от "чайных девушек", которые прислуживали в храмах, чай наливали и т.д.
С проститукой гейши на западе также ассоциируются ошибочно - видимо, в силу стереотипа, что раз с девушкою пьёшь, а она тебя развлекает, значит и продолжение будет интимное. Однако за один только намёк на подобное клиент запросто мог получить от гейши по мордасам и навсегда лишиться возможности приходить в "чайный дом". Гейши существовали исключительно для красоты процесса отдыха - выпить, поговорить на любые темы, насладиться танцем гейши или её игрой на сямисэне. Ни о каком интиме и речи быть не может.
Есть правда один нюанс - была традиция выставлять девственность созревшей гейши на аукцион среди богатых мира сего. Но это, я так понимаю, был один раз, и всё.
А вообще, вот хорошо про гейшу написали:
"Она продает не тело, а красоту, счастливые мимолетности, душевный трепет. Гейша — гостья из совершенного мира, куда мечтает попасть каждый настоящий японец."

А фильм, как явствует из названия, о судьбе одной гейши, с 9 лет до 20 с чем-то... Просто интересно рассказано, как собсно и формируется гейша... Начиная с того, что увы существовала среди бедняков традиция - продавать одного из детей, девочку, в дом гейш. Так и произошло с героиней - пришлось смириться, и долго-долго учиться... терпя, конечно, всяческие лишения и внутриусобицу в мире гейшевых услуг. И стала она в итоге самой-пресамой гейшей Японии, и вышла замуж за любимого человека, и вапще всё закончилось полным хэппи-эндом :)

(Reply to this)(Parent) (Thread)


viki_
2006-02-05 11:08 pm (local) (link)
Надо будет посмотреть...)))
Я знаю, гейша, с японского это человек искусства. Кстаи в наше время, их осталось совсем не много...))))

Вот что я нашла - *Дзёро и гейши очень близки между собой не только потому, что они обитали в общем пространстве "курува" ("огражденное место"), как стали называть "веселые кварталы" после изоляции, но и тем, что исторические линии их существования переплетены так, что до сих пор остается некоторая путаница: кто из них кто?
Дзёро делились на ранги - от самых высокооплачиваемых таю и тэндзин до уличных, внеразрядных, проституток. К концу XVII - началу XVIII в. дзёро уже прочно заняли свою определенную нишу в городской жизни. С одной стороны, они были изгоями в обществе, а с другой - знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра в живописи, а затем и в гравюре - бидзинга ("картины красавиц"). Многие прославленные мастера, среди которых особо выделяется "певец женской красоты" Китагава Утамаро (1754=1806), оставили замечательные изображения, пусть идеализированные, обобщенные, но передающие тонкую женственность, изящество, обаяние своих современниц.

В "веселых кварталах" горожане-мужчины покупали не только временную любовь, здесь они могли хоть ненадолго сбросить панцирь условностей, социального давления и обрести безмятежность и блаженное удовольствие быть объектом внимания, восхищения, пусть и наигранных, но все равно служивших бальзамом для мужского самолюбия. Разумеется, многое зависело от платежеспособности клиента.

Гейши до поры до времени находились в тени, наблюдая за эфемерным блеском жизни куртизанок. Когда же время дзёро прошло, гейши несколько изменили свой имидж и вышли на первый план, обогатив свой багаж, в частности, искусством оплетания мужчин тонкой лестью, но это вовсе не означает, что притворство стало их сутью. Известно немало историй о самопожертвовании гейш, об их верности своим любимым.

И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут быть и искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной, ибо ее заработки позволяют быть независимой.*

Взято с http://mika-taiyo.livejournal.com/207447.html
Zais 04-03-2006-13:45 удалить
Дзёро
Дзёро - женщины, чьей работой было развлекать мужчин. Почти всегда это означало проституцию. По большей части Дзёро являлись дочерями крестьян, которые были вынуждены продавать их, чтобы сводить концы с концами
Боохатимоно
Боохатимоно - это специфическая прослойка бандитского мира, "отморозки" занимающиеся кроме всего прочего и сутенёрством. Слово "боохати" означает "те, кто потерял 8 достоинств" (как описано в фильме), а также "отверженные".
Бури-бури
Боохатимоно наказывали своих в чём-либо провинившихся дзёро , применяя различные изощрённые пытки. В фильме "Родительское бремя волка" описан жестокий способ, когда жертву связывают и избивают до потери сознания, при этом мучители кричат "бури-бури".

http://www.bugeisha.ru/aiki/amov13.shtml
Zais 04-03-2006-13:48 удалить
Гейша, девочка-куколка,
ставшая секс-символом Японии — загадочный и волнующий образ.
Японцы считают ее «самой
японской» из всех других групп населения. А для «неяпонцев»
она — один из главных символов
Страны восходящего солнца
наряду с Фудзиямой,
цветущей сакурой и
харакири самурая



«Игрушка для мужчин!» — сочувственно-презрительно бросают европейские «эмансипе». Но хотя гейшу никак нельзя причислить к движению феминисток, она, по иронии судьбы, смогла обрести экономическую самостоятельность, добилась власти и влияния исключительно благодаря своей специфической профессии. Гейша пользуется свободой, недоступной для жены, и планирует свою карьеру, не боясь, что окажется выброшенной на улицу, когда ей стукнет 35 лет, считающихся во многих японских компаниях верхним возрастным пределом для женщины, которой отводится роль «конторского цветка».
Кварталы гейш, разукрашенные красными фонарями, где кипит и бурлит страстями деловая жизнь женщин, избравших своей профессией любовь и искусство, с 6 вечера до раннего утра — особый мир, созданный для мужских удовольствий. А главная задача гейши — тешить мужское самолюбие. И только. Вступление в сексуальные отношения с клиентами гейшам строго запрещается. Теоретически гейша никогда не была проституткой, но жизнь далека от теорий и правительственных уложений. «Сначала пусть раздвинет ноги, а потом послушаем голос», — так шутят над гейшами в заведениях самого низшего пошиба. Однако знание «сорока восьми поз» не входит в ее творческий репертуар, а ее представление не предполагает секса в конце сеанса. Профессионалами в области секса выступают юдзе , японские куртизанки. При посвящении в «тайное учение спальни» юную юдзе на практике обучают, как ублажать мужчин в постели — вызывать у них скорый оргазм и самой изображать высшую степень наслаждения.

Их оружие — свежесть и сямисен
Первые гейши вышли на сцену в самом начале 17-го столетия, и были они… мужчинами. Их звали шутами и барабанщиками. Они смешили своей болтовней и сальными шутками юдзе и их клиентов. Это были комедианты и музыканты, ставшие неотъемлемой частью застолий и вечеринок. В 1751 году посетители одного из борделей Киото с удивлением обнаружили, что в их развеселое общество гордой походкой вступила «барабанщица»-женщина. Она получила название «гейко», как и по сей день называют гейш в Киото. Вскоре ее последовательницы появились и в Эдо (старое название Токио), где снискали популярность под именем «гейша». Очень быстро численность гейш-женщин переросла их мужское «поголовье». К 1800 году дамы вообще вытеснили мужчин из этого, как оказалось, весьма прибыльного бизнеса. Популярность гейш в полусвете росла. Юдзе уже мало кому были в новинку, и даже высокопоставленные куртизанки проигрывали вчистую обаятельным гейшам, официально занимающим самое низкое положение в обществе, но умеющим петь и позабавить компанию. Свежие лица гейш и сямисен — классический японский щипковый инструмент, обтянутый тонкой кошачьей или собачьей (подешевле) кожей — отняли у юдзе всю клиентуру.


Фото: А.Каташинский
Гейш в Японии имелось великое разнообразие: сиро («белая») гейша — женщина, которая просто выступает перед публикой, кидо («ворота») гейша — стоящая при входе в помещение, где происходит представление, и зазывающая зрителей игрой на сямисене, нэко («кошечка») гейша — воплощающая все то приятное и наоборот, что можно получить от уличной «кошечки», и просто дзеро («шлюха») гейша — термин в комментариях не нуждается. Правда, гейшам, работавшим в кварталах проституции, запрещалось спать с посетителями юдзе . И в случае доказанной виновности гейши, ее могли отлучить от профессиональной деятельности.
Атмосфера непринужденности, создаваемая в чайных домиках, резко отличалась от обстановки борделей, а одевающиеся по последней моде их утонченные обитательницы часто выступали законодательницами моды, стиля и вкуса. Когда же в Японию пришло западное платье, все переменилось. Пытаясь сохранить свое лидерство в быстро меняющейся моде, даже когда ее повороты были очень крутыми, лихо покачивая традиционной высокой прической в стиле «симада», гейши отплясывали стильное танго, а некоторые в соответствии с европейскими канонами коротко стриглись и завивались. Многие перестали считать их гейшами вообще. И путем проб и ошибок гейша пришла к выводу, что, гоняясь за модой и стремясь быть совершенной, она теряет то специфическое, что, собственно, и делает ее гейшей. Именно тогда произошел резкий перелом в профессиональном характере и социальном положении гейши: из законодательницы мод она превратилась в хранительницу традиций. Благодаря этому профессия гейши существует по сей день.
От засики до засики
Гейши разделяют свою жизнь на две части: «гей» («искусство») — искусство классического танца и музыки, их гордость и самоутверждение, и «засики» — ежевечерние банкеты, за которые они, собственно, и получают деньги. Те, кому эти два аспекта бытия пришлись по душе, считают себя счастливыми. Если искусство для гейши — это жизнь, то и жизнь для нее — искусство. Искусством становится все, что она делает, — ее манеры, речи, скользящая походка на высоких, украшенных колокольчиками деревянных сандалиях гэта, на черном лаке которых, да еще на фоне холодного снега, босая ножка выглядит очень сексуально и беззащитно. Кстати, всего поколение назад гейши могли ходить по магазинам и брать все, что заблагорассудится, не интересуясь, что сколько стоит. Только бросали: «Счет отправьте мне домой». Денег они уже в руках не держали. Такая беззаботная психология насаждалась у них в какой-то степени расчетливо, чтобы они могли быть свободными от тягот и тревог реального мира. Гейши тем и были хороши для других, что выглядели очаровательными куколками, избалованными и беззащитными, созданными для легкого флирта, шуток, эстетических изысков и веселья.

Гейша — антипод жены. С точки зрения японского мужчины, гейша и жена хорошо дополняют друг друга — гейша должна быть сексуальной, в то время как жена может быть ледышкой, первая обязательно артистична, вторая — бесцветна, первая — жива и остроумна, вторая — скучна и серьезна
На банкете обычно присутствуют молодые, нарядно разодетые и разукрашенные, составляющие праздничный фон гейши, и взрослые (средний возраст гейши — 30-40 лет), прекрасно умеющие развлечь общество, разговорить смущающегося гостя, переведя разговор на тему, которая может его интересовать. Иногда самыми большими заводилами бывают кокетливые «бабушки» 50, а то и 60 лет (благо, под слоем белил на лице безжалостный возраст не слишком заметен), демонстрирующие в роли хозяйки (а ни в коем случае служанки) незаурядную изобретательность и яркую индивидуальность. Гейши — отнюдь не официантки. Носить подносы с блюдами — дело служанок-подавальщиц, но, когда угощение на столе, гейша может ловко удалить кости форели или снять кожицу с мускатного винограда величиной со сливу. Гейш же на банкетах никогда не угощают. Они едят после или до торжества. Зато употребление спиртных напитков может считаться фактором профессионального риска в работе гейш. Наливать самому себе сакэ — для японцев стереотип тоскливого одиночества. «Осяка» («наливать сакэ») — главнейшая функция гейши на приеме гостей, и то, как она это проделывает, задает вечеринке нужный тон. Гостю полагается, в свою очередь, налить вино гейше. И даже если медики не рекомендуют, она все равно должна делать вид, что пьет. Быть трезвым в хорошо подвыпившем обществе считается неприличным, поэтому святой долг вновь прибывшего гостя — как можно скорее напиться. Гейша должна потакать поведению «негодного мальчишки», какими становятся подвыпившие японцы, помогать в конце вечера нетвердо стоящим на ногах гостям продеть руки в рукава пальто и сносить шутливые похлопывания по мягкому месту. Когда дело заходит слишком далеко, она может принять вид рассерженной мамы и отчитать «шалуна». Японским мужчинам, судя по всему, это нравится — они с удовольствием играют роль неумеренно разыгравшихся мальчонок — в банкетном зале царит дух вседозволенности детского манежа, где японским мужчинам разрешается делать то, что они не могут позволить себе больше нигде. Если же в ухаживании гость выходит за рамки дозволенного, неодобрительные взгляды окружающих напрочь разрушат непринужденную обстановку чайного домика.
Хочешь заполучить гейшу в любовницы — будь галантен и готов надлежащим образом оформить ваши отношения, которые потребуют от тебя постоянства, подкрепленного систематическими и щедрыми подарками.
Гейши практически не выходят замуж, предпочитая проводить остаток жизни в закрытом мирке, уединенном и чистом, обрядовых сестер (гейши одного дома проходят церемонию породнения, очень похожую на японский свадебный обряд) и мам (владелиц чайных домиков), чей порог, словно в женском монастыре, не полагается переступать мужчине.

http://odessapassage.svitonline.com/arhiv/2003/jan2003/geisha48/index.php3?lang=en
Zais 04-03-2006-13:49 удалить
О ГЕЙШАХ
Слово "гейша" означает "тот кто развлекает". Аналогов ему в европейских языках практически нет, и его ошибочно путали с понятием "куртизанка". Кроме того, в прежние века на Западе профессии артистки и проститутки считались смежными.
Гейши - прежде всего женщины, которые посвятили себя искусству петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте на высоком профессиональном уровне.
В cредневековье гейшами работали мужчины. Их пропускали в "кварталы любви", огороженные высокими стенами, где клиентам за деньги предлагались самые красивые женщины и самый замысловатый секс.
Гейши же развлекали посетителей в чайных домиках песнями, танцами и веселым разговором.
Однажды в качестве такого артиста выступила женщина. Так представительницы прекрасного пола вступили на стезю гейш и постепенно вытеснили из бизнеса мужчин.
И сегодня они продолжают работать в чайных домиках, где традиционно собираются богатые мужчины - политики и бизнесмены, которые обсуждают важные вопросы в расслабленной обстановке с изысканным угощением и в окружении прекрасных женщин. Но после того, когда все обсуждено, выпито и съедено, посетитель не отправляется с гейшей в отдельную спальню. С танцовщицей не только нельзя спать - к ней даже запрещено прикасаться. Если клиент потеряет контроль и просто обнимет гейшу, она больно стукнет его веером по лицу и вежливо укажет ему на его место.
Привычное нашему уху слово «гейша» - искаженный вариант от «гэйся», то есть «человек искусства», «мастерица», указывает на основную характеристику гейш - это женщины, в совершенстве умеющие развлекать публику с помощью тех приемов, которые были в ходу в XVIII-XIX столетиях - танцем, пением, шутками, в том числе с выраженным эротическим подтекстом. В ходе веселого застолья гейши, в отличие от скромных японских жен (которых обычно туда и не приглашают), не дают спуску в остротах подвыпившим мужчинам, подчас заставляя их краснеть. Подчеркнутый эротизм вкупе с косвенной принадлежностью к «веселым кварталам» и статусом «вечной невесты» (замужних гейш не бывает) породили миф о легкой доступности.
Сами гейши считают отождествление их с проститутками если не оскорблением, то, по меньшей мере, грубой ошибкой. Чайная церемония, а не секс, непринужденный разговор, а не знание 48 поз - вот зачем идут к гейше.
Конечно, если гейша захочет, она имеет право завести себе любовника. Правда, она не может себе позволить выйти замуж. Тогда гейша автоматически лишается права заниматься своей профессией. Но ей не возбраняется родить детей. В Японии издавна не считается грехом забеременеть вне брака.
Исторически сложилось, что половые потребности мужчин в Японии удовлетворяли " юдзе ". Гейша, если находила себе содержателя шла против закона и могла выступить в роли жрицы любви, но опять же, лишь по собственной воле и только в случае обладания мужчиной "ики" - элегантностью и утонченным стилем. Сделать гейшу своей "второй женой" было по карману только самым богатым, лишь наличие высокого социального статуса и большого достатка могло позволить мужчине такую роскошь. Содержать гейшу считалось особым шиком, престижем и не просто приветствовалось, но и почиталось. История хранит наглядный пример того, что обращение и обхождение с гейшами в Японии более, чем уважительное. Однажды (а это было в прошлом веке) на высшем уровне управления страной разразился скандал из-за публичного выступления "второй жены" премьер-министра, которая обвинила "мужа" в том, что он не обеспечивает ее нравственные и материальные потребности. Главе правительства пришлось оставить кресло и подать в отставку.
Пощечина "хранительнице древних традиций" - это пощечина традициям. А в Японии традиции - это все, и даже премьер-министр
против них - никто. Во все времена большинство гейш жили на содержании у своих патронов - богатых и уважаемых мужчин в летах, которые могли позволить себе содержать и семью, и гейшу. Просто для каждого японского мужчины дело чести - иметь гейшу. Некоторые могут позволить себе не одну гейшу, а целый гарем. Все женщины фактически считаются его женами - второй, третьей, четвертой. Их союзы длятся долго, порой всю жизнь, и отличаются нежностью и теплотой отношений. Гейша не изменяет своему патрону и никогда не пустит к себе в постель другого мужчину. Конечно, если она не испытывает никаких чувств к своему патрону, у нее может появиться любовник. Но спать с мужчинами за деньги, как делают проститутки, значит для нее уронить свой высокий статус.
Если же клиент пожелает переночевать в доме гейш, наставница позволит ему лечь рядом с гейшами, но сама всю ночь проведет не сомкнув глаз, чтобы клиент не мог позволить себе лишнего. Но мужчины в восторге даже от чисто платонического сна в окружении прекрасных женщин. Им просто приятно увидеть утром красивые личики гейш
Основное назначение гейши— утонченно развлекать гостей. Гейша - это профессионал, обеспечивающий культурный досуг и отдых японского мужчины. "Отдых" - это, прежде всего, роскошное застолье, светская беседа, стихи, песни, танцы, игра на "сямисэне", чайная церемония.
Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности интеллектуального общения.
Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области классической восточной литературы и поэзии.
Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер.
В мире гейш, как и в среде актеров, всегда существовали разные уровни — соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями, демонстрируя главным образом свое искусство, то их «коллеги» попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с клиентами, иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ.
Сегодня высшую ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы.
У самой гейши почасовая оплата труда. Клиент может пригласить ее на ужин, в театр, на соревнования по гольфу - и все время, которое она проводит с ним, оплачивается по определенной таксе.
Чтобы стать гейшей надо пройти путь множества испытаний и процедур, надо постоянно совершенствовать свое мастерство. Иначе нельзя. От уровня мастерства зависит популярность, а от популярности - размер вознаграждения. Поэтому с раннего утра и до поздней ночи гейши ведут свой размеренный по минутам и часам образ жизни - образ совершенной женщины, воплотивший японскую культуру и национальную утонченность. Прежде чем стать настоящей гейшей девушка, выбравшая себе эту профессию, должна как минимум пять лет готовиться и учиться.
Ученица (майко) отличается от гейши длиной рукавов кимоно (у майко они длиннее). Как только полный курс обучения майко пройден, остается последний ритуализированный обряд, после которого она переходит в ранг гейши. Мужчина, проводивший мизу-агэ, никогда больше не имел контактов с новоиспеченной гейшей.
В общественном смысле гейши ценны для Японии тем, что сейчас только они стали носителями духа старины: только гейши умеют носить кимоно именно так, как надо и только у них и осталось такое их количество, которое когда-то должна была иметь уважающая себя японская женщина. На наряды уходит большая часть немалых заработков современной гейши, и это такая же необходимость, как хождение в гэта - деревянных сандалиях-скамейках, высота которых зависит от статуса гейши, и которые дали толчок неоднократно охватывавшей весь мир моде на туфли «с платформой».
Ныне только гейши и майко специально обучаются чайной церемонии и по-настоящему искусны в исполнении песенок коута и игре на сямисэне, а увидеть их традиционные танцы могут все желающие на майских фестивалях в Киото.

НЕМНОГО О ДЗЕРО
Главные обитательницы увеселительных кварталов — «жрицы любви» дзёро — полностью зависели от своих хозяев, с которыми они заключали договоры на определенные сроки, а порой хозяева просто покупали девочек и молоденьких девушек у обнищавших родителей. Гейши, хотя и были тесно связаны с этими кварталами, в них не жили. Их приглашали лишь как исполнительниц и ведущих различных пирушек. Так что они зарабатывали себе на жизнь иным способом, чем дзёро , но с ними тоже можно было договориться о свидании.
Дзёро делились на ранги — от самых высокооплачиваемых таю и тэндзин до уличных, внеразрядных, проституток. К концу XVII — началу XVIII в. дзёро уже прочно заняли свою определенную нишу в городской жизни. С одной стороны, они были изгоями в обществе, а с другой — знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра в живописи, а затем и в гравюре — бидзинга («картины красавиц»).
В «веселых кварталах» горожане-мужчины покупали не только временную любовь, здесь они могли хоть ненадолго сбросить панцирь условностей, социального давления и обрести безмятежность и блаженное удовольствие быть объектом внимания, восхищения, пусть и наигранных, но все равно служивших бальзамом для мужского самолюбия. Разумеется, многое зависело от платежеспособности клиента.

http://telkontar.ks.ua/phpbb2/viewtopic.php?t=14&s...160415d308d172d44ad0bdc8d09d59
Zais 04-03-2006-13:50 удалить
перевод недавней статьи Лизы Делби Внешний вид гейши /Сандей таймз/ Статья Лизы Дэлби Лиза Дэлби - американская ученая-антрополог, в 70х годах в рамках своего научного исследования общин гей прожила некоторое время в ханамати (общине) гейш Гиона - Понтотё. Автор книг "Гейша" и "Кимоно", многих антропологических трудов о японском обществе - прим.
OD Белая кожа, алые губы и безэмоциональное лицо - их торговая марка. С выходом нового фильма интерес к гейшам увеличился. Лиза Дэлби расскажет о ритуалах по ту сторону маски Сейчас гейши в Японии - анахронизм, однако выход фильма вновь пробудил интерес общественности к этим необычным общинам. Так или иначе, гейши до сих пор существуют в современной Японии.
Музыка и танец, который они представляют, кимоно, которые они носят, прически и макияж, который придает им такой особенный вид - все это относится к культуре XIX века, к традиционным японским идеалам женской красоты и поведения. Тогда гейши были законодательницами моды - все модницы использовали белую рисовую пудру. Кимоно было общепринятой одеждой, а опущенный на спине воротник считался сексуальным, поэтому гейши обнажали спину больше, чем другие женщины.
И Оби (японский декоративный пояс для кимоно в виде широкой полосы ткани - OD) спущенный низко на бедра считался шиком, и естественно, гейши носили оби как можно ниже. Но гейши не только концентрировали и использовали все женственное и эротическое в культуре, с них начинались все модные течения - в одежде, прическах и макияже. Их роль как законодательниц мод закончилась в 1920-30 годах, когда западные веянья пришли в Японию.
Вместо того чтобы возглавить моду - сменив высокие прически на короткостриженные волосы, а кимоно на западные платья гейши оставили новую моду для актрис и официанток. Они закрылись в своей скорлупе и провозгласили себя кураторами старой японской красоты. Сменилось уже несколько поколений со времени расцвета культуры гейш, однако это делает гейш еще более экзотическими чем когда-либо.
Традиционно облик гейши это бесстрастное белое лицо, невозможно красные губы, черные волосы, уложенные в сложную прическу и тело, завернутое в длинное черное кимоно, открывающее только уязвимую заднюю часть шеи и спину. Основные цвета - белый, черный и всполохи красного. На западе этот образ вызывает фантазии о женском раболепии перед мужчиной и невероятных эротических умениях. В Японии это высочайший уровень официального костюма гейши в полном облачении. Гейша сама наносит макияж.
Как часть инициации ученицы, майко , в Киото ее "старшая сестра" первый раз помогает ей наносить макияж. После этого она сама решает, какое количество розового надо добавить, чтобы оживить мертвенно-белое лицо и решает сама, насколько большую площадь губ покрыть бени - ярко-красной краской для губ, которую производят из сафлоры. Все эти детали отражают ее индивидуальный стиль. Процесс нанесения макияжа гейши вначале довольно сложен, но вскоре девушки учатся справляться с ним быстрее.
Первый шаг - взять немного похожей на воск субстанции, называющейся Бинтцуке абура и разогреть между ладонями. Основная составляющая бинтцуке абура - ягоды Toxicodendron succedaneum. Древесный воск использовался в косметике и парикмахерском искусстве Японии тысячелетиями. Чтобы сделать его мягче его смешивают с небольшим количеством кунжутного или арахисового масла, последний ингредиент - отдушка (традиционно - алое или гвоздика).
Руками гейша втирает бинтцуке абура в лицо, шею и верхнюю часть спины. Это липкая основа, на которой лучше держится белая краска. Потом она разбавляет белую тональную основу, называющуюся нери-оширои водой до требуемой ей консистенции (более плотную для традиционного макияжа, более тонкую для менее формального и более "натурального" вида). Затем, используя плоскую широкую кисть, быстрыми мазками наносит белила на кожу.
Сейчас белила больше похожи на актерский грим, вроде того, чем пользуются клоуны, но раньше в ее ингредиенты входили свинец, ртуть и цинк. Затем гейша наносит рисовую пудру - она использует спонж или пуховку чтобы подсушить белила и затем наносит последний слой оширои - пудры. Майко оставляют две полоски чистой кожи на задней стороны шеи , повторяющие линии роста волос (три для официальных случаев). Они прикладывают к шее шаблон, когда наносят оширои, чтобы полоски получились ровными.
Полная прическа гейши это низко перехваченная петля волос на затылке, которая скрывает нижнюю часть шеи . Поэтому в некотором смысле туалет гейши проще, чем у майко . Уголки глаз подводят линией красного бени. Изначально такая линия была призвана отвести неудачу от ее обладателя. Брови сначала красят слоем красной краски, затем вычерчивают угольно-черным карандашом. Конечно, сейчас гейши используют жидкую подводку, щипцы для ресниц и тушь.
Затем губы: здесь разница наиболее очевидна: маленькой кисточкой майко -новичок красит только свою нижнюю губу, оставляя верхнюю не накрашеной под слоем белил . Через год она красит уже обе губы. Традиционный вид предполагает маленькие красные губы, которые рисуются меньшего размера, чем настоящие, однако теперь наблюдается тенденция к тому, чтобы раскрашивать все большую площадь губ, дабы отвечать требованиям западных идей о полногубой красоте. Волосы Майко в соответствии с одним из шести стилей все шее покрывают воском, гладят и пропитывают маслом, из-за этого майко вынуждены спать на маленькой деревянной "подушке" поддерживающей только шею .
Старшие гейши могут позволить себе разные прически, но с 50х годов для полного облачения гейши всегда надевают парик. Сейчас большую часть рабочего времени гейша не носит белого макияжа и длинного кимоно, которые стали их символом на западе. Этот костюм используется только для официальных случаев. Обыкновенно они укладывают волосы в несложную прическу, используя шиньоны . ° - Lisa Dalby for Sunday Times Перевод - OLA Dration для некоммерческого использования
09-02-2009-06:56 удалить
Здравствуйте
Добро пожаловать в закрытый клуб интеллектуалов!


[показать]


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гейши, дзёро, юдзе | Zais - Дневник Zais | Лента друзей Zais / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»