• Авторизация


Тема 3: Основные теоретические учения массовой коммуникации. 21-05-2008 12:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тема 3: Основные теоретические учения массовой коммуникации. Изучение массовой коммуникации как социального явления возникло в 20 веке. Начало исследований массовой коммуникации связано с М. Вебером. С 1910 года он обосновал необходимость изучение прессы в социологическом аспекте. Также он сформулировал социальные требования, которые предъявляются журналисту. В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах: 1. Теоретический 2. Прагматический 3. Прикладной. Имеющиеся теории построены на подходе к пониманию сущности массовой коммуникации. Различие заключается в том, чтобы обосновать функции и ее последствия. Эти теории можно разделить в 3 группы: 1. Функция политического контроля: А) доминирующий фактор – материально-экономическое: теория массового общества и варианты теории, которые основываются на марксистском понимании СМИ. Теория массового общества исходит их положения о взаимодействии авторитетных и властных институтах общества. Эта теория особо подчеркивает роль СМИ в формировании общественного мнения. При этом отличается двоякая роль СМИ. С одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, а с другой - помогают людям выжить в трудных ситуациях. Политическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализ социальных процессов в обществе. Разрабатывалась эта теория в франкфурдтской школе, а у истоков которой стояли немецкие философы: Харкхаймер, Адорно. Свое критическое отношение к идеям Маркса о революционных возможностях рабочего класса, преобразовании общества школа обосновала на примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеализации экономического базиса в интересах господствующего класса. Б) доминирующий фактор – идеологическое: относятся теории гегемонии и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксисткой методологии. Теория гегемонии СМИ носит условное название, к котором слово гегемония означает как господствующая идеология. Импульсом для возникновения данной теории явилось положение: критической теории о СМИ. Представители этой теории: Пуланзае , Альтуссер. В этой теории изучаются формы выражения идеологически значимой информации и механизм, который обеспечивает укрепление идеологических постулатов и формулирует сознание масс. 2. Функция духовного контроля: наиболее значимым являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. Эти теории восходят к социальной теории американского социолога Парсона; в значительной степени опираются на положение американского социолога Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями. К важной функции массовой коммуникации относятся: информационная, интерпретирующая развлекательные и мобилизирующее людей к активным действиям. 3. Функция культурологическая: характерен социо-культурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. Франкфурдская школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Представители этой школы сохраняют важность исторического подхода к анализу факторов, которые обуславливают социальные отношения в обществе. Критическая направленность этой школы нашла наиболее последовательное выражение в работах Адорна. Он показал разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры. Также он указал на изменение типов личности под влиянием стереотипов телепередач. Бирменгемская школа, которая начала функционировать в 70-х годах имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе (один из представителей – Холл). Культурологическая теория массовой коммуникации представлена исследователями канадского социолога Мак Люена и Моля. Мак Люен разработал типологию исторически развивающихся систем культуры, основанную на различных средствах общения. Его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха. Он говорил, что пользуется электронной информацией, мы вынуждены думать не последовательно, как при чтении книг, а мозаично, то есть при помощи СМИ. Теорию информационного общества выделим в отдельную группу, потому что основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом – Беллом. Его постулаты: 1. Информация является главным источником и средством производства, а также его продуктом. 2. СМИ является мощным стимулом для подкрепления информации и ее оценки. Они также стимулируют коммуникативные технологии. 3. Изменения в обществе замкнуто не в содержании информации, а способах ее передачи, а также дальнейшего ее применения. Основателем … школы Парк и Кули, который был основоположником теории малых групп. Они рассматривали коммуникацию как массовое общение, возникающее из-за урбанизации и коллективной группировки, интересы которых лежат за пределами локальных малых групп. Массовая коммуникация трактуется как общение индивидов в пределах большого города, страны и всего мира. При этом индивиды оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия. Они действуют независимо от социальных ролей, предписанных им обществом. Рассмотрение теории массовой коммуникации при всем их многообразии, главным образом ориентировано на роль СМИ. В плане прогнозирования одни предлагают усиление власти над СМИ, упадок культурного уровня общества и ослабление интеграции общества. Другие, напротив, подчеркивают роль преимущества СМИ в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях сложно избежать централизованного давления СМИ, а интеграция хотя и сузится, но в новых условиях будет более глубокой и устойчивой, это противопоставление восходит к различию так называемых критических и административных исследований, которые были обоснованы американским социологом Лазарфельдом еще в 1941 году, заметившим, что приверженцы критической теории…задавать наиболее интересные вопросы, а привержены административных теорий – функциональны и просто эмпирики пытаются найти ответы… в области массовой коммуникации. Макевел дает ряд конструктивных предложений для теоретических исследований: 1. Поиск сближения социального и индивидуального использования коммуникаций. 2. Создание концепции соотнесенности информации и культуры в плане их объективных возможностей и условий функционирования. 3. Более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикующуюся передачу информации и изучение их…направленности в практическом использовании 4. Пересмотр общественного интереса в коммуникации и … природы информации как вида частной собственности и общественного товара. За этими предложениями просматривается главная проблема: как совместить массовые и индивидуальные коммуникации с наибольшей пользой для общества и индивида, как избежать дегуманизации общества в условиях НТЛ и потребительства. Теория массовой коммуникации в отечественных исследованиях никогда не замыкалась на роли СМИ, хотя большое число работ посвящено изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействия СМИ на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов. На базе общей теории массовой коммуникации рассматривается в русле проблематики философии и психологии этнографии, лингвистики и других гуманитарных наук.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тема 3: Основные теоретические учения массовой коммуникации. | алая_роза - Ночная жизнь начинается тогда... когда захочу этого я!!!)))))) | Лента друзей алая_роза / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»