любой ужас (как источник зла) всегда издевательскиий.
Он тебя как бы фотографирует. Снизу. Когда ты уже обречен.
Это его особенность.
Поэтому он так и переворачивает.
От отвращения.
Если попытаться отстраниться (но отстраниться, когда уже поняла, почти невозможно), то можно говорить, что главный ужас (особенность любого страха и ужаса, независимо от темы и природы этого ужаса), что он всегда за рамкой. Вне границы зрения (и понимания, это тоже важно).
Поэтому и носитель зла так тошнотворен.
Всем хорошо знакомы фотографии, сделанные эсэсовскими офицерами во время ликвидации Варшавского гетто. Десятки раз видели мы их в фотоальбомах, на выставках, в кинофильмах. Есть, однако, среди них один снимок, который не так хорошо известен, как другие, но для меня он передает весь ужас происходящего особенно сильно, он стоит перед глазами и я, кажется, всем своим существом переживаю этот ужасный момент в той же степени, что и человек на этом снимке
[показать]
Процесс ликвидации гетто в самом разгаре. СС ходит по домам, вышибает двери квартир, ищет спрятавшихся. Одна из жительниц гетто, услышав, что в дом вошли солдаты, пытается убежать через балкон. Я не знаю, что у нее в руках – ребенок или просто узелок с одеждой. Главное, что её попытка не удалась, но, похоже, она еще не знает об этом. Её уже фотографируют эсэсовцы. Они стоят внизу и ждут, когда она попадет к ним в лапы.
Меня эта фотография просто убивает.