[250x303]
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8).
Бог есть Истина познаваемая любовью. Как об этом сказано: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12). Но это любовь выше знания основанного на понятиях, она относится не к истинам разума, а к истинам сердца, не интеллектуальная истина, а истина веры. Об этом говорят строки, которые может произнести всякий подлинно верующий и опытно знающий ценность своей веры: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16). Это аксиома религиозного опыта, мистического опыта встречи с Истиной лицом к лицу. Верующий имеет в этой любви дерзновение чада. Обращается к истине как сын к Отцу. Ибо «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Иоан.4:18). Любовь эта не сентиментальность, а знание Законов духовного мира, и не только знание, но и воплощение этих знаний в жизни, жизнь по Заповедям. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (Иоан.5:3). В этой любви Божество и человечество соприкасаются, в ней происходит общение Бога и человека. Жизнь в любви к Богу, есть жизнь для ближнего. Любовь к Богу не иначе может проявиться как через ближнего. В ближнем мы любим Бога. Здесь окончательное понимание и исполнение духовного закона любви. Как сказано: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10). Эта любовь является критерием совершенства и условием духовного возрастания. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Еф.4:11-15). Любовь Христова есть начало и венец всех добродетелей. Совокупность и суть всех духовных совершенств. Поэтому апостол увещевает новоначальных христиан: «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Все мною сказанное тоже обусловлено любовью. Поэтому вполне могу подписаться словами апостола Павла написанными почти 2000 лет назад: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5).