• Авторизация


я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать (с) 06-11-2009 12:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

мне очень редко хочется что-то процитировать, но тут такое дело..

много раз пытался, так или иначе, выразить это ощущение, не покидающее меня в последнее время: невозможность всерьез воспринимать основную часть известной и признанной литературы, - но никак не мог толком объяснить, что именно отторгает - что-то пытался говорить про описательность и т.п., но все не то.. и вдруг - спасибо жене) - вдруг именно  ОНО, именно то, что я, в мыслях, в разговорах с людьми, да и здесь, - так долго не мог адекватно сформулировать, - вот оно, в чистейшем виде, выраженное именно теми словами и именно в тех тонах. о тошнотворной тоскливости описаний и сюжетных линий.

обо всем том, из-за чего я говорил, что, по моему мнению, Борхес и Беккет отменили литературу.

теперь сижу и охреневаю: насколько это все точно, словно сам когда-то сказал и забыл об этом..

 

"... реалистическая точка зрения, вдохновлявшаяся - от святого Фомы до Анатоля Франса - позитивизмом, представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства. Именно она порождает в наши дни множество смехотворных книг и вызывающих досаду опусов. Она делает своей цитаделью периодическую прессу и, потворствуя самым низким вкусам публики, губит науку и искусство; провозглашаемая ею ясность граничит с идиотизмом, со скотством. Ее влиянию подвержены даже учшие умы; в конце концов закон наименьшего сопротивления подчиняет их себе, как и всех прочих. В литературе, например, любопытным следствием такого положения вещей является изобилие романов. Каждый автор приходит в литературу со своим небольшим "наблюдением". Не так давно, ощущая потребность в чистке, г-н Поль Валери предложил собрать в антологию как можно больше романических зачинов, нелепость которых казалась ему весьма многообещающей. В эту антологию должны были бы попасть самые прославленные писатели. Такая мысль служит к чести Поля Валери, уверявшего меня в свое время в беседе о романе, что он никогда не позволит себе написать фразу: Маркиза вышла в пять. Однако сдержал ли он свое слово?
   Если стиль простой, голой информации, примером которого служит приведенная фраза, почти безраздельно господствует ныне в романе, это значит - приходится признать, - что претензии их авторов идут недалеко. Сугубо случайный, необязательный, частный характер любых их наблюдений наводит меня на мысль, что они попросту развлекаются за мой счет. От меня не утаивают никаких трудностей, связанных с созданием персонажа: быть ли ему блондином, какое имя ему дать, встретимся ли мы с ним летом? Масса подобных вопросов решается раз и навсегда совершенно случайным образом. Лично же мне оставляют лишь одно право - закрыть книгу, чем я и не премину воспользоваться по прочтении первой же страницы. А описания! Трудно вообразить себе что-либо более ничтожное; они представляют собой набор картинок из каталога, автор выбирает их оттуда, как ему вздумается, и пользуется случаем всучить мне эти свои открытки, хочет, чтобы у меня было одно с ним мнение относительно всякого рода общих мест:
   "Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем... В комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель".
 У меня нет никакого желания допускать, чтобы наш разум, пусть даже мимолетно, развлекал себя подобными мотивами. Меня станут уверять, будто этот школярский рисунок здесь вполне уместен, будто в этом месте книги автор как раз и имел право надоедать мне своими описаниями. И все же он напрасно терял время: в эту комнату я не войду. Все, что порождено ленью, усталостью других людей, не задерживает моего внимания. У меня слишком неустойчивое представление о непрерывной длительности жизни, а потому я не стал бы считать лучшими мгновениями своего существования минуты духовой пассивности и расслабленности. Я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать. И постарайтесь понять, что я не вменяю в вину отсутствие оригинальности лишь из-за отсутствия оригинальности. Я просто хочу сказать, что не принимаю в расчет моменты пустоты в своей жизни и что кристаллизация подобных моментов может оказаться делом, недостойным любого человека. А посему позвольте мне пропустить это описание, а вместе с ним и множество других.
...

... Если даже в одной и той же грозди не найти двух одинаковых ягод, почему же вы хотите, чтобы я описал вам одну из них по образу и подобию другой, по образу и подобию всех прочих ягод, почему вытребуете, чтобы я превратил ее в съедобный для вас плод? Неизлечимое маниакальное стремление сводить все неизвестное к известному, поддающемуся классификации, убаюкивает сознание. Жажда анализа одерживает верх над живыми ощущениями (Баррес. Пруст.). Так рождаются длиннейшие рассуждения, черпающие свою убедительность исключительно в своей необычности и обманывающие читателя лишь потому, что их авторы пользуются абстрактным и к тому же весьма неопределенным словарем."

(с) Андре Бретон

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
ИваШоу 06-11-2009-12:53 удалить
поразительно, и для меня тут всё - в яблочко! и этот пример абзаца с описанием комнаты... аж выругаться хочется от эмоций) сколько раз в школе мы писали всякие идиотские проверочные работы по такой херне абсолютнейшей! проверочные! что проверяли! на что проверяли нас? на соответствия какие-то? к слову сказать, я много раз пытался "воевать" с "системой", хотя бы в этом, но как-то всё было робко, я и сам токлом сказать не мог то, что хотел, и вот теперь вижу ТЕ слова. Вань, мерси. Открыл)
koloson 06-11-2009-13:15 удалить
Ответ на комментарий Mari_Felice # Mari_Felice, да, солидарен. потрясающая меткость.
koloson 06-11-2009-13:22 удалить
Ответ на комментарий ИваШоу # ИваШоу, я очень рад, Брат, что и тебя зацепило. Ты верно заметил - вот в том-то и дело, что это со школы идет: "анализ стихотворения" - каково, а? вербальные патологоанатомы, блин.. "что хотел сказать автор" - да автор хотел бы застрелиться, если бы слышал все это.. более того - сам-то Бретон - довольно заметная фигура среди писателей начала 20-го века, основоположник сюрреализма, писал - просто неповторимо - и что, и почему же о нем-то в школе не рассказывают?.. а о Борхесе почему не рассказывают?? вот что удручает и вот чего я не могу понять..
Mari_Felice 06-11-2009-13:26 удалить
koloson, мне еще на ум пришло из Бретона... "...Я не стыжусь признаться, что абсолютно равнодушен к природным явлениям и произведениями искусства, если они не оказали на меня чисто физического воздействия – так чтобы холодок повеял у виска или пробежала дрожь по телу. Я всегда чувствовал связь между этим ощущением и эротическим удовольствием – различие лишь в интенсивности. Никогда не умел я до конца проанализировать причины подобного волнения – оно коренится в моих индивидуальных комплексах, но я знаю точно, что главное здесь – сексуальность. Бывает, что такое, вполне определенное ощущение вдруг пробуждается в самый неподходящий момент, при встрече с чем-то или кем-то, в целом мне безразличным. Речь идет именно об этом ощущении, ни о каком другом, здесь невозможно обмануться: я вдруг с необычайной – давно забытой – остротой чувствую себя самим собой..." Андре Бретон
koloson 06-11-2009-13:41 удалить
Ответ на комментарий Mari_Felice # Mari_Felice, просто великолепно. это тоже из манифеста? я его первый раз как-то кусками прочел, вот теперь и удивляюсь)) и, опять же - не знал, как выразить - но у меня всегда так с песнями и со словами: по-настоящему цепляет то, от чего холодок по коже (или даже, как говорит Оля Not_Fake, "мурашки под кожей") - хотя часто не можешь понять, чем же оно так понравилось.. да, оно именно такое какое-то - из области интересов Фрейда.)) спасибо за цитату. когда кто-то знает Бретона - это до сих пор удивляет.))
ИваШоу 06-11-2009-13:50 удалить
я как-то читал свои стихи по приглашению в Краснодарском краевом отделении Союза Писателей)))))) потом видел эти листы со своими стихами, там были подчёркнутые непонятные им места)))))))) и мне говорили, мол, зачем Ты, Сергей, пишешь тут так, когда ЛУЧШЕ было бы сказать эдак)))))))))))))) с тех пор я зарёкся ходить в эти организации "людей творческих")
Mari_Felice 06-11-2009-13:59 удалить
koloson, нет, это "Безумная любовь" (1937) ну, почему же, удивляет) читают и Бретона, и Борхеса (которого я тоже очень люблю), просто для большинства Борхес - скучен и однообразен. Это, скорее, интеллектуальное чтиво. Ведь там нужно домысливать, додумывать, дочувствовать... А серой массе ближе чтиво незамысловатое, где думать не нужно вовсе - все разжуют и на язык положат...
koloson 06-11-2009-14:06 удалить
Ответ на комментарий ИваШоу # ИваШоу, ххааа)))) то-то же! а я Тебе всегда говорил: нефиг соваться в эти клоаки)))))
koloson 06-11-2009-14:11 удалить
Ответ на комментарий Mari_Felice # Mari_Felice, а. тоже за всю так и не взялся. год ловили ее в печатном виде - наконец-то урвали недавно через интернет-магазин, красивая такая)) да знаю, что читают. и знаю, что многим нужна четкость сюжета, даже если он и замысловат. мне вот как-то наоборот - невообразимо тоскливо читать, как кто-то пошел куда-то и сделал что-то.. Борхес же очень много места оставляет для воображения - там даже думать не надо, все само перед тобой вырастает. как и он сам считал себя больше Читателем, нежели писателем. и, кстати, лично я не считаю Борхеса - интеллектуальным чтивом.. мне всегда казалось, что он насыщает рассказы таким количество имен и (псевдо-)исторических фактов - лишь для того, чтобы разорвать границу между реальностью и вымыслом. а потому и читать его можно - хоть будучи экспертом-литератором, хоть ничего вообще о литературе не зная - вся сила в свободе восприятия. для меня с Борхесом вообще вряд ли кто сравним.. разве что тот же Беккет.. они, по-моему, где-то над тем, что называется литературой..
Mari_Felice 06-11-2009-14:28 удалить
надо же... а мне она совершенно случайно в магазине попалась. просто глянула на полку и увидела ее! ))) под "интеллектуальным" чтивом я не имела в виду чтиво только для профессионалов/экспертов и иже с ними, несколько иное. мировосприятие, миропонимание, мироощущение... когда человеку нужно что-то большее, нежели обычный сюжет. как раз то самое - простор для воображения, когда через призму метафор, аллегорий и иллюзий можно представить все, что угодно... и если писателю удалось вызвать в читателе такие чувства, для меня это и есть показатель искусства, творчества, если хотите...
koloson 06-11-2009-15:50 удалить
Ответ на комментарий Mari_Felice # Mari_Felice, да, очень согласен. это, опять же, очень по-борхесовски: когда вклад читателя не меньше, чем вклад писателя.. для меня в идеале - именно так: когда каждый читатель находит в произведении больше, чем в него закладывал автор.
что - то я вылетел слегка из контекста...чего г-н Бретон,собственно,хочет - то?
koloson 06-11-2009-21:00 удалить
Ответ на комментарий кирпичный_кот # ресницы_антиноя, думаю, что г-н Бретон хотел, чтобы люди позволяли Слову рождаться, а не высирали его.) чтобы писали тогда, когда чувствуют и когда способны передать чистое чувство - а не тогда, когда тужатся и пишут ради того, чтобы писать. но чтобы сформировать свое мнение о том, что же он хотел сказать - лучше, конечно, прочесть эту штуку самому. называется она Манифест сюрреализма 1924 года. рекомендую)
Mari_Felice 09-11-2009-07:11 удалить
полностью согласна с Бретоном по этому поводу)


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать (с) | koloson - недневник. следы на снегу. | Лента друзей koloson / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»