Гамлет Патографическое эссе.
15-02-2005 15:30
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Гамлет
Патографическое эссе. «Независимый психиатрический журнал». Москва. 2003 г.Ровно 400 лет трагедия великого В. Шекспира «Гамлет» не сходит со сцен театров мира. Гений драматурга создал возможность разных трактовок образа принца датского, имя его стало нарицательным. Нам знакомы в основном два его образа. Один – благородный, одухотворённый, противоречивый, страдающий от невозможности, используя «запрещённые» методы, отомстить за отца. Другой – бунтарь, обличитель коварства, несправедливости, аморальности, поднявший голос против того, что «весь мир – тюрьма». Всё это, конечно, справедливо. Однако не будем забывать, что в пьесе красной нитью проходит и некое психическое расстройство, которым страдает Гамлет. Расстройство или притворство? А может быть симуляция? Какую роль это сыграло в судьбе самого Гамлета и судьбе всех, кто его окружал, а может быть и в судьбе государства, к правящей элите которого он принадлежал? Что, если мы возьмём на себя смелость провести Гамлету медицинскую экспертизу? Ведь Шекспир потому и велик, что описывал своих героев, их чувства, поступки и обстоятельства, в которых они действовали, такими, какими они могли бы быть в реальной жизни. А время над законами жизни, как известно, не властно. Итак, представим себе, что желание родственников Гамлета определить его психическое здоровье осуществилось. Начнём с того, с чего начинают все психиатры: с оценки личности пациента и всего, что его окружает. Заметим, что наши рассуждения основаны только на сведениях, содержащихся в пьесе. Нам известно, что Гамлету 30 лет, он худощав, ловок, прекрасно образован, учится в лучшем немецком виттенбергском университете. Таким образом, он не юноша, а зрелый мужчина (особенно по тем временам). Непосредственно на родине Гамлет не живёт и участия в управлении государством не принимает. Он эмоционален, впечатлителен, возможно, несколько наивен, любит театр, верен дружбе, пользуется популярностью у простолюдинов. Гамлету присущи черты,которые через столетия назовут интеллигентностью, а тягу к справедливости и оппозиционность к государственной машине - диссидентством. В какой же стране он живёт и наследником какого престола является? Дания (по пьесе) – могущественное государство: Англия платит Дании дань. Отец Гамлета (покойный король Гамлет – жёсткий правитель, воин и завоеватель) отобрал у Швеции часть земель и восстановил тем самым против себя наследника шведского престола Фортинбраса. Его с трудом приходится удерживать от реванша. Дядя Гамлета Клавдий, нынешний король, убийца брата – хитрый, властолюбивый царедворец, умный политик, быстро нашедший дипломатические пути, усмирившие шведского недруга. Мать Гамлета, королева Гертруда, отнюдь немолода, ей около 50 лет, более 30 лет она на троне. Судя по всему, отношения её с покойным мужем, вопреки мнению Гамлета, утратили былую нежность, больно холодно она восприняла смерть супруга. Внезапная кончина короля нанесла сильный удар по трону, сразу же оживились недруги Дании. Новый король ещё себя не проявил, ему была нужна поддержка и Гертруда (ничего не зная об убийстве мужа) делает рискованный политический ход: жертвуя своим реноме, она всего лишь через месяц после похорон выходит замуж за нового короля, кстати, косвенно прикрывая этим и Гамлета как наследника престола. А что же Гамлет? Он, конечно же, ничего не понял, ведь он не был политиком, никогда не участвовал в управлении государством, не нёс ответственности за него. Горе от потери отца значительно усугубилось аморальным, с его точки зрения, поступком матери и сильно подорвало его психическое здоровье. Впервые Гамлет предстаёт перед нами в депрессивном состоянии. Он мрачен, слезлив, исхудал, у него хриплое, прерывистое дыхание, он сожалеет, что религия запрещает самоубийство. Своим видом он вызывает жалость и сочувствие у окружающих. Ему пытаются помочь, подбодрить его, утешить. Король и мать просят его не уезжать в Виттенберг. В этот момент Гамлет узнаёт об обстоятельствах смерти отца, о коварстве дяди. Потрясение, наслоившись на депрессию, вызывает у него шок, острую эмоциональную реакцию. Офелия встретила Гамлета в изодранной одежде, трясущимся так, что слышно, «как стучит коленка о коленку», растерянным «как будто был в аду». Все, кроме Офелии, сначала решили, что Гамлет сошёл с ума от любви. Это подчёркивает, что близкие относились к нему не как к зрелому мужчине (несмотря на его возраст), а как к юноше, инфанту. С этого момента Гамлет резко изменился: депрессия сменилась тотальной подозрительностью, настороженностью. За редким исключением он всех зачислил в стан врагов. Он говорит иносказательно, насмешками, отвечает вопросом на вопрос, дерзит и хамит самым близким ему людям. Как это часто бывает в психопатологии, душевная травма дала толчок развитию сверхценной моноидее – паранойе, захватывающей человека полностью, практически не поддающейся разубеждению и коррекции. При этом так же как и у Гамлета, оценки всех людей и событий теряют полутона, всё становится предельно ясным и контрастным, любая, с точки зрения Гамлета, несправедливость гипертрофируется. Так, например, «предательство» матери распространяется на всех женщин, не исключая и возлюбленную, лояльность его друзей к королю и королеве сразу же зачисляет их к сообщникам. Как и свойственно параноику, Гамлет даже не задумывается о том, что об убийстве отца знает только нынешний король. По его мнению, виновны все, кто приближен ко двору. Стержнем идеи Гамлета является внушённая ему призраком мысль о мести. При этом, вопреки пожеланию покойного короля, Гамлет мстит и матери, мстит жестоко, но, правда, словесно. Главная же цель мести – убийство дяди никак не осуществляется. Эта, якобы нерешительность Гамлета стала хрестоматийной, дескать, принц слабовольный, тряпка. Призрак даже вынужден побудить Гамлета к действию. Считается, что интеллигентность ядра личности Гамлета заставляет его сомневаться, требует доказательств. Доказательство он всё же получает с помощью психодрамы. Однако не всё так просто. Паранойя постепенно меняет личность Гамлета: он становится жестоким и расчётливым. Он хладнокровно, как бы мимоходом убивает Полония – отца своей невесты и её брата Лаэрта, с которым был дружен. Убивает по ошибке, но не случайно: он думал, что убивает короля. Где же тут его нерешительность? Совершив убийство, Гамлет ничуть не сожалеет об этом, называет труп Полония потрохами и мешает его захоронению. Гамлет наслаждается местью, предстоящее убийство короля даже смакуется им. Имея лёгкую возможность убить короля во время покаянной молитвы, он откладывает казнь, чтобы убиенный не попал в рай. Он собирается убить его так, чтобы король перед смертью помучился, как и отец, и чтобы прямиком отправился в ад. Как параноик, называемый преследуемым преследователем, Гамлет становится расчётливым и коварным. Он абсолютно убеждён, что его школьные друзья Розенкранц и Гильденстерн находятся в заговоре против него и знают содержание сопроводительного письма, данного им королём, где имеется приказ о его убийстве. Ничего не выясняя, Гамлет совершает подлог и отправляет друзей на смерть. Естественно, что нелепое для окружающих поведение Гамлета убеждает всех, что он психически болен. Версия о любовной страсти отпадает и становится ясно, что претворяется Гамлет или нет, но он опасен для трона, а, следовательно, для государства и должен быть удалён подальше, заключён под стражу и даже убит (довольно универсальный для всех времён алгоритм поведения власти). Так симулянт ли Гамлет? В психиатрии известен феномен симуляции душевнобольными психических болезней. Делается это с той же целью, что и здоровыми: уйти от ответственности за проступок или получить выгоду. Гамлет – преступник, он совершил убийство и должен понести наказание. Однако его поведение до и после преступления неизменно, т.е. явной симуляции нет. В то же время Гамлет использует мнение о себе как о сумасшедшем для прикрытия своих вольнодумских высказываний, как бы подстраиваясь под образ юродивого. И всё же он конечно болен! Паранойяльная идея, постоянно расширяющаяся и усложняющаяся, остаётся вне критики. Его травмирует то, что его считают сумасшедшим, что за ним наблюдают. А как же сомнения и нерешительность Гамлета, как знаменитое «Быть или не быть»? Ведь паранойя и сомнения не совместимы. Во-первых, Гамлет не типичный пациент психиатрической клиники, а сценический герой, поэтому противоречия возможны. Во-вторых, паранойяльное развитие бывает не обязательно только у паранойяльных или эпилептоидных личностей. Под влиянием обстоятельств, сверхценная паранойяльная идея и даже бред может развиться и у неустойчивых личностей (например, бред ревности, месть за гибель близкого человека). К какому же результату пришёл Гамлет в своей борьбе? Много жертв, в том числе невинных или недостаточно виновных: кроме короля, мать, канцлер Полоний, друг Лаэрт, возлюбленная Офелия, друзья Розенкранц и Гильденстерн. Главное же, паранойяльная деятельность Гамлета разрушила государственную власть, а возможно и мощь государства Дания. Во всяком случае, королём Дании по совету Гамлета становится реваншист швед Фортинбрас, сын побеждённого отцом Гамлета шведского короля. Представим себе другой финал. Гамлет осуществляет свою главную цель: убивает короля Клавдия и остаётся жив. В качестве единственного наследника он становится королём Дании. Какой это был бы правитель? Изначально (преморбидно) эмоционально неустойчивый, склонный к рефлексии, депрессиям, не владеющий навыками управления, в дальнейшем ставший подозрительным, коварным, жестоким, познавшим безнаказанность убийства, Гамлет, скорее всего, превратился бы в тирана. Ведь фактически Гамлет стал таким же, как, по его мнению, и те, против которых он боролся.* Патография – описание личности известных людей, основывающееся на психологических и психиатрических оценках.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote