Это цитата сообщения
Ивалон Оригинальное сообщениеСемен Глузман - доблестный человек, которому можно ставить памятник из золота
[220x303]Две статьи о Глузмане
"Рисунки по памяти, или Воспоминания отсидента". Такое название носит книга воспоминаний известного украинского диссидента Семена Глузмана, бывшего политзаключенного, борца с карательной психиатрией в Советском Союзе, а ныне президента Ассоциации психиатров Украины.
На страницах книги известный правозащитник размышляет о своем тюремном и лагерном прошлом, рисует портреты встретившихся ему людей: Ивана Свитлычного, Васыля Стуса, Сергея Ковалева, Валерия Марченко и многих других. Именно благодаря этим и другим подвижникам, боровшимся против тоталитаризма, мы сегодня дышим, думаем и действуем свободно, согласно нашим убеждениям и совести. Эта книга - свидетельство о нашем недавнем прошлом, о той мрачной странице истории, о которой вспоминают сегодня всё реже и реже. Неужто и вовсе забудут?
Рассказывает Семен Глузман:
- Почему я написал эту книгу? Я хотел, чтобы то, что я пережил, и, главное, те, с кем я всё это пережил в советских лагерях и тюрьмах, осталось в памяти потомков. Потому что это не просто пласт истории и противостояние идей. Это еще и конкретные люди, конкретные судьбы.
Прежде всего, я хотел просто поделиться чувствами, высказать свою субъективную правду, свои переживания, выразить искреннюю любовь к тем людям, с которыми я сидел. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых.
Я понимаю, что подавляющее большинство граждан Украины с каждым годом будет знать о том прошлом всё меньше и меньше. И это вполне нормальная ситуация. Ведь человек живет не для того, чтобы ворошить прошлое, он хочет жить комфортно, и чтобы его дети жили комфортно. Он больше думает о будущем, чем о неприятном и некомфортном прошлом. И это нормально для цивилизации. Но, тем не менее, должны же быть источники, из которых какие-то необычные, странные люди, захотевшие получить достоверную информацию о тех уже далеких днях, всё-таки имели бы возможность получить ее наиболее полной.
Конечно же, есть уголовные дела так называемых диссидентов, лежащие в архивах КГБ, СБУ. Но все же - это правда другой стороны. Там лишь сухие факты, там нет живой речи, нет живых трагедий, о многом можно лишь догадываться.
Я достаточно долго собирал материал. Я не писал книгу как книгу, а просто записывал фрагменты каких-то воспоминаний о конкретных людях, о конкретных ситуациях, публиковал их в украинской и зарубежной периодике. И, в конце концов, когда понял, что нужно собирать книгу, стал более активно дополнять те портреты, которые не были у меня выписаны. Я сознательно не обращался к каким-то историческим документам, я боялся погрязнуть в деталях, а у меня не было желания писать историю страны, мне важнее было написать впечатления об истории этой страны.
В своей книге я изложил свои субъективные воспоминания о людях, с которыми мне пришлось там встретиться - людях очень разных. О тех, которые стали моими учителями и примером в жизни, и о тех, которые вызывали лишь отвращение и брезгливость.
Сегодня легче говорить о том, что во всем виновата Москва. Да, во многом она виновата, но ведь не секрет, что система в Украине работала еще более жестко. За что арестовывали и давали срок в Киеве, в Москве могли только вызвать и пожурить, в крайнем случае, выгнать с работы.
Известна конкретная история, подтвержденная документально. По ныне покойному Генриху Алтуняну харьковский КГБ делает запрос в Москву: просим разрешить арест и возбуждение уголовного дела. Москва отвечает: не считаем необходимым, рекомендуем обойтись профилактическими мероприятиями. Но украинский КГБ поступает иначе, потому что тут всегда стремились быть "святее Папы Римского". Генриха Алтуняна арестовывают и дают срок.
Я надеюсь, что моя книга вызовет у читателя человеческие эмоции. Подобно художнику-импрессионисту, я не фотографировал пейзажи, а давал свое впечатление художника.
Я действительно писал ее с любовью к большинству из тех людей, о которых там говорится. Надеюсь, что книга действительно будет очень важна и полезна для тех историков, которые когда-то обратятся к этой теме, но не для того, чтобы черно-белыми красками изображать прошлое, ведь, на самом деле, жизнь гораздо сложнее. Ведь был еще и третий цвет, и этот цвет был гораздо более важен и обилен. И это серый цвет, где черный и белый смешивались.
К примеру, в книге есть портрет работника Комитета государственной безопасности Валерия Румянцева, молодого искреннего человека, который, не выдержав того, что ему приходилось делать, предпочел сменить карьеру ГБ-шника на судьбу политзаключенного.
Есть старики - солдаты УПА, которые воевали не за Бандеру, которого они никогда не видели и вообще плохо разбирались в политической ситуации в Европе и мире. Они воевали за свою малую родину, куда пришли "освободители" в лице НКВД, творившие что-то очень нехорошее - взрывали церкви, разрушали привычные семейные устои, ускоренным способом строя социализм, проводя репрессии, проливали кровь.
Конечно, я понимаю, что человек, видящий свою субъективную правду иначе, убежденный в том, что "великий Сталин был титаном мысли и моральным авторитетом на 1000-летие вперед", эту книгу читать не будет. Ну, что же, мы живем сегодня в демократической стране, где каждый имеет право на свою правду, и это прекрасно.
Однако также понимаю, что за то, чтобы кто-то имел право на эту свою правду, я заплатил 10-ю годами свободы.
Конечно, книга не увидела бы свет, если бы не нашелся добрый человек. Это Савченко Александр Владимирович - абсолютно далекий от диссидентства финансист. Не историк, не социолог и не философ. Так получилось, что нас познакомил известный экономист Александр Пасхавер, и потом, при очередной встрече, господин Савченко предложил помощь в издании книги. Книга сделана очень качественно, на хорошей бумаге, но стоимость ее невысока - лишь для того, чтобы покрыть затраты. Напечатал книгу издательский дом Дмитрия Бураго. Его хозяин - интеллигентный человек, филолог, для которого, судя по неприбыльности предприятия, видимо, важнее была моральная, а не материальная сторона дела. Я очень благодарен этим людям.
Сегодня я много езжу по стране, выступаю в университетах, других местах, где собирается молодежь, местная интеллигенция, рассказываю об этой книге и предлагаю ее читателям.
Легко ли мне писалось? Как ни странно, легко. Откуда-то из памяти вдруг выплывали подробные детали, фамилии офицеров и прапорщиков, которые нас допрашивали и делали обыски, меня это даже удивляло.
Тяжело ли мне было морально вновь переживать прошлое? Нет, не тяжело. Это может показаться странным, но мне было приятно. Хотя я не могу сказать, что это слово удачное в данном случае, но для меня это было какой-то очень важной возможностью опять уйти в те далекие и, в общем-то, невеселые, а иногда даже страшные годы. Но тогда я был молод, и меня окружали люди, которых мне сегодня так не хватает.
Александр Козловский, КИЕВ. 10 декабря 2012 года.
http://www.ukrinform.ua/rus/news/vspomnit_vsyo_risunki_po_pamyati_ili_vospominaniya_otsidenta_1470986
Беседу ведет Михаил Гольд
Экс-диссидент, а ныне исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман редко попадал в струю. И когда почти мальчишкой, единственным из коллег по цеху поднял голос против карательной психиатрии в СССР, и в лагере, и после освобождения, уже в независимой Украине, не уходя в большую политику, не изображая «совесть нации» и не скрывая скепсиса в отношении вчерашних (да и сегодняшних) любимцев демократической публики. Этот невысокий человек с тихим голосом всегда оставался «один на льдине»…
Михаил ГОЛЬД Семен Фишелевич, как получилось, что мальчик из благополучной, по советским меркам, семьи (отец — профессор, мама — врачтерапевт) стал на столь скользкий путь? В конце концов, самиздат почитывали десятки тысяч, но диссидентами стали единицы…
Семен ГЛУЗМАН В нашей семье всегда говорили правду, и отец, несмотря на то что был коммунистом с 1925 года, трезво оценивал ситуацию в стране. Мне было семь лет, когда умер Сталин, и я хорошо помню, как мама шила траурные повязки, а папа и дядя, сидевшие за большим обеденным столом, повторяли странную фразу: «Жаль, что не раньше». Много позже было знакомство с Виктором Некрасовым, несанкционированные митинги в Бабьем Яру — както близко к сердцу все это мной воспринималось.
МГ У родителей были, вероятно, запутанные отношения с советской властью?
СГ Мама родилась в селе Медвин под Киевом в бедной многодетной семье. При советской власти все получили образование, брат даже преподавал марксизмленинизм… Они росли в плоскости, скорее, украинской, нежели еврейской культуры. Маму сразу же после окончания мединститута, в 1941м, отправили на фронт, на передовую, где она и познакомилась с отцом, вступила в партию. Отец был более образован в еврейском плане — знал литературный идиш, писал и читал. Рос в достаточно обеспеченной семье, дед был высококвалифицированным рабочим — трудился в Коростене литейщиком. Старшая сестра отца, Рахиль, участвовала в эсеровских кружках, была арестована, умерла на каторге. Отец же после революции увлеченно строил комсомол на Житомирщине. Та власть, как он думал, была его властью. Успел повоевать в Частях особого назначения с «бандитами», на самом деле — с восставшими украинскими крестьянами. В конце 1920х стал понимать многое, резко оборвал свою общественную деятельность, поступил в медицинский институт. Потом, как проверенного партийца, его направили на научнопреподавательскую работу. Было тяжело, профессор Татаринов, заведовавший кафедрой патофизиологии, большевиков очень не любил. Потребовал от отца быстро выучить три иностранных языка: «Какой же вы, с позволения сказать, ученый, если не можете читать научную литературу?» Выучил, чем крайне удивил Татаринова, намеревавшегося изгнать его по несостоятельности.
В 1930х отцу было оказано партией большое доверие — сопровождать эшелон с украинскими крестьянками, высланными в Сибирь. Сопроводил. Но эта память и спустя десятилетия была для него звенящей… Жили бедно, семья голодала.
Родители закончили войну в Берлине. Вернулись в Киев. Деда моего, Абрама Глузмана, уже не было — соседи сказали: в Бабьем Яру лежит. Квартира отца была занята, все вещи исчезли, не осталось ни одной довоенной фотографии, ни одного письма.
МГ Как всетаки родителям удавалось совмещать советскую и еврейскую идентичности?
СГ Отец и мать всю свою послевоенную жизнь жили в страхе. И в холодной ненависти к советской власти. Отец по вечерам ловил «враждебные голоса», в том числе и «Голос Израиля».
В 1970 году мою маму заставили выступить на собрании в поликлинике с осуждением коллеги, подавшей заявление на выезд в Израиль. Это были тяжелые дни для родителей, они пытались скрыть от меня детали, я случайно услышал обрывок их разговора.
МГ Оказавшись на зоне, вы не сблизились с сионистами и еврейскими правозащитниками, оставшись, по собственному утверждению, «антисоветчиком широкого профиля»...
СГ Когда я сел, еврейских правозащитников было мало, но «самолетчики» принимали участие во всех наших акциях, хотя и не считали себя антисоветчиками, объясняя, что они израильтяне и просто хотят уехать в свою страну. Мне стало несколько душно в их кругу — это правда, я не стал учить иврит, не стремился в Израиль. Поначалу просто хотел уехать куданибудь, как, впрочем, и все, даже бывшие солдаты УПА. Но меня почемуто не выпустили, хотя обычно от политических отсидентов старались побыстрее избавиться. А в первый раз оказавшись за границей в 1989м, я понял: Украину я не оставлю.
МГ Знакомство с Василем Стусом изменило чтото в вашем восприятии украинской культуры и, шире, — идентичности? Да и с Иваном Светличным и Валерием Марченко, сидевшими именно за украинский национализм, вас связывала дружба. Это было некое открытие настоящей Украины?
СГ Мы сблизились через моего любимого Рильке, а попутно Стус много рассказывал об украинской истории и культуре. За 20 дней установился настолько тесный контакт, что мы попросились в одну зону. Два идиота. Это уже было веской причиной, чтобы нас разъединить. Что касается открытия Украины... Както, еще подростком, я ехал в полупустом троллейбусе, когда пожилая дама в украинской национальной одежде очень вежливо поукраински поинтересовалась, как проехать до нужной ей улицы. Разгорелся жуткий скандал с оскорблениями. Это была реакция суржикового менталитета на украинскую культуру, советское быдло оскорбляло ее как могло. Тогда я впервые осознал, что в этой стране есть еще одни евреи — украинцы.
МГ А с солагерниками — бывшими бойцами УПА — приходилось беседовать на «неудобные» темы? Кем были они для вас и вы для них?
СГ Многие из них стали для меня эталоном сопротивления. Глядя на них, отсидевших четверть века (некоторые и в камере смертников побывали), понимаешь, что твоя «десятка» — детский срок. Я с симпатией относился к этим старикам, хотя быстро осознал, что они, понятное дело, убивали. Но убивали у себя дома и убивали тех, кто нагрянул к ним без приглашения… Эти хлопцы воевали не за Бандеру — просто к ним пришли чужие, заставляя жить по своему уставу. Шла братоубийственная война, жертвами которой стали тысячи невинных: украинцев, русских, евреев. И те, с кем я сидел, этого не скрывали. Еврейский вопрос — это отдельная тема, были же евреиврачи в отрядах УПА, догадываюсь, что не по своей воле, но в любом случае конфликт разворачивался не между евреями и украинцами.
МГ Почему тогда украинская и еврейская интеллигенция старательно огибает все острые углы общей истории? Что это: страх обвинений в антисемитизме с одной стороны и украинофобии — с другой?
СГ Я бы не сказал, что эти углы огибаются, а то, что мы не хотим бередить раны друг другу, — так ли плохо это на самом деле? У меня были хорошие отношения с ныне покойным заместителем председателя СБУ Владимиром Пристайко. Однажды он мне звонит, просит написать предисловие к книге об эпохе большого террора, подготовленной на основе архивов ГПУНКВД. Я стал отнекиваться, тогда он открывает карты: мол, когда эта книга с десятками еврейских имен выйдет в свет, большего антисемита в Украине, чем он, Пристайко, не будет. И я написал предисловие. Это ведь в какомто смысле и моя история. Муж моей тети — Залман Шайкевич — служил в Гражданскую у Буденного и рубил шашкой украинских крестьян. Попутно та же Первая конная громила еврейские местечки. Однажды на зоне я както разговорился с 25летником Йонасом Матузевичусом, и он вдруг спрашивает: «Нехаму Лифшицайте знаешь?» Я отвечаю, знаю, конечно, родители очень любят ее слушать. «У Нехамы было два старших брата, — помявшись, говорит Йонас, — рядом со мной жили... Как только пришли Советы, пошли служить в НКВД, литовцев депортировали…» Из песни слова не выкинешь.
МГ Вы както заметили, что в 1970х главным палачом считали Даниила Лунца, полковника КГБ, начальника 4го отделения Института имени Сербского, подчеркнув при этом: еврея. Вас особо задевало то, что он еврей?
СГ Безусловно, история с Лунцем (а я думал, что именно он является вершиной пирамиды карательной психиатрии, что не так) меня очень покоробила. Хотя и среди диссидентов были люди, помешавшиеся на «еврейском засилье». Помню, сидел с нами русский националист Игорь Огурцов, основатель Всероссийского социалхристианского союза освобождения народа, который договорился до того, что Сталин — еврей и его настоящая фамилия Джудашвили.
[221x299]
На фото Семен Глузман. Одесса. 2011 год
МГ Холокост для вас — личная тема, ваш дед навсегда остался в Бабьем Яру… И всетаки решение стать сопредседателем Общественного комитета «Бабий Яр» девять лет назад выглядело немного неожиданно.
СГ Не скрою, я скептически отношусь к еврейским организациям, зная их лидеров, максимально дистанцируюсь от них и их взаимоотношений. Но когда в 2002 году появилась информация, что в Бабьем Яру, практически на костях, планируется строительство еврейского общинного центра — не смог смолчать. Потом к нашему Комитету присоединились академик Мирослав Попович, Герой Украины Иван Дзюба. Многое меня возмутило в той истории, в том числе поведение некоторых раввинов, еврейских интеллектуалов, сделавших вид, что это их не касается. Мы заявили протест против кулуарных решений по этому вопросу и дали по нескольким важным щекам. Другое дело, что страна у нас беспамятная — власть меняется, но ни прежняя, ни настоящая не помнит ни о своих, ни о чужих.
МГ К сожалению, сохранение памяти о жертвах Катастрофы для многих превратилось в бизнес…
СГ Это правда, как, впрочем, превратилась в бизнес и украинская идея. Так, человек по фамилии Кононенко, виновный в трагедии многих украинских студентов, учившихся в советское время на филфаке университета им. Шевченко, сегодня возглавляет Институт украинистики. Евреи в этом смысле не лучше и не хуже. И бизнес на еврейской теме начался не с распадом СССР. В 1980х годах я был близко знаком с моральными авторитетами еврейского отказа и знаю, как известные диссиденты не передавали деньги, поступавшие изза границы для семей политзаключенных, продавали лекарства, не им предназначенные. А когда разрешили выезд, для некоторых это стало трагедией…
МГ Вы — русскоязычный человек, в то время как некоторые евреи«государственники» подчеркнуто, во всяком случае публично, говорят поукраински. Тем более,что языковой вопрос давно стал тестом на политическую ориентацию — пророссийскую или прозападную. Не ощущаете некой раздвоенности?
СГ Раздвоенности не ощущаю, я неплохо говорю поукраински, хотя даже на львовском телевидении выступал порусски. Украина вынуждена терпеть мой русский язык. Более того, иногда очень противно слушать людей (и это укрепляет мое желание говорить порусски), почти физически убивавших украинскую культуру и мгновенно перешедших на украинский язык, став большими патриотами.
МГ Как друзьядиссиденты воспринимают ваши весьма резкие высказывания о президенте«демократе» Ющенко и вполне сбалансированные отзывы об автократе Януковиче?
СГ Многим моим знакомым критические стрелы в адрес президента«демократа» действительно не нравились, но сегодня и они со мной солидарны. Президентистеричка страшнее, чем президентавтократ. На первом же заседании Общественного гуманитарного совета я публично заявил: «Виктор Федорович, я не ваш избиратель». Почему, тем не менее, принял это предложение? Вопервых, я состоял в бессмысленномебельном совете по здравоохранению при Ющенко. И знаете, в чем отличие? Ющенко НИ РАЗУ не посетил ни одного нашего заседания. Все встречи нынешнего Совета проходят при участии Януковича, и не проблема президента, что большинство членов Совета никогда с ним не спорят. Я себе это позволяю.
МГ Вы дистанцируетесь от деятельности еврейской общины или просто считаете, что общины — в нормальном ее понимании — не существует?
СГ Как специалист по социальным проблемам, я хорошо понимаю, что в Украине нет общины. Община ведь основана на самоуправлении и контроле. У нас этого нет, и когда ктото из еврейских генералов заявляет о себе как представителе общины, ничего, кроме иронической улыбки, это не вызывает. Я никогда не был членом партии и сидел не за группу. Знаете, среди множества мастей заключенных («ломом подпоясанный», «красная шапочка», «мужик, попавший по несчастью» и т. п.) есть интересная категория — «один на льдине». Это в какойто степени обо мне.
МГ Почему европейский путь в сознании многих наших сограждан так плотно увязывался с радикальной риторикой прошлой власти? На ваш взгляд, мы действительно созрели для Европы — не экономически, а ментально, цивилизационно?
СГ Риторика Ющенко, конечно, никакого отношения к европейскому выбору не имела, столь примитивной она была. Мирить стариков УПА со стариками НКВД бесперспективно, мирить нужно нас — следующее поколение, мирить самих с собой. Историческая правда не всегда благостна, Украина не исключение. Так что мы находимся там, где нам и положено. Тем не менее я оптимист и считаю, что у Украины европейское будущее.
МГ Страшилки о современном украинском антисемитизме — беспочвенный миф или «нет дыма без огня»? Преходящ ли успех таких организаций, как ВО «Свобода», или они — непременный спутник становления национального государства? Да что там «Свобода», если эксдиссидент Левко Лукьяненко обвиняет еврейских олигархов и еврейские СМИ в грабеже и развращении украинского народа…
СГ Антисемитизм — не довлеющая часть украинского менталитета. Когда толстого, малоприятного еврея, в то время и. о. премьерминистра, Ефима Звягильского обвинили в воровстве, он уехал в Израиль. Были какието антисемитские демонстрации по этому поводу? Нет. Как не было и протестов, когда он вернулся в Украину и стал депутатом ВР. То, что радикалы сегодня легитимизированы — не страшно, хуже, когда они уходят в подполье.
МГ Есть ли основания говорить о некой украиноеврейской идентичности или мы — просто часть русскоязычного еврейского мира?
СГ Оставаясь русскоязычным, я отношу себя к украинским евреям. Канада ведь тоже говорит поанглийски, не считая себя британским доминионом или американским штатом.
МГ Евреев часто обвиняют в не очень сочувственном отношении к украинскому национальному проекту. Упрек справедлив?
СГ Не вполне, поскольку проект только начинает вырисовываться. Для начала мы (все мы) должны определиться, хотим мы в Европу или наоборот. Вроде бы хотим, и власть разделяет это стремление. Появится конкретный проект — посмотрим, поддержат его 100 тысяч украинских евреев или нет…
http://www.lechaim.ru/ARHIV/238/gold.htm