• Авторизация


Без заголовка 23-07-2005 11:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - бубнит радио
Настроение сейчас - на троечку

Как-то я спорсила у преподавателя по эстетике, каким словом он бы назвал современность - в искусстве, литературе, жизни? Он ответил: постмодернизм.
Меня это заинтересовало. Кто тоже такой, по большому счету, постмодерный человек?
То есть - современный. То есть - мы.

"В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа, основныме характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления - главным образом материального- выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие "народ", поскольку последний все больше превращается в безликий "электорат", в аморфную массу "потребителей" и "клиентов". Еще в большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интелектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная оль в жизни общества стала очти незаметной"

"В постмодерновом обществе весьма типичной и распространенной фигурой выступает "яппи", что в буквальном смысле означает "молодой горожанин-профессионал". Это преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный каких-либо "интеллигентских комплексов", целиком принимающий удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не уверенный в своем благополучии.<..> Еще более распространенной фигурой является "зомби", представляющий собой запрограмированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле слова массовый человек, его нередко сравнивают с магнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем дне, и тем более о далеком будущем. Главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше.Ради этого постмодерный человек поступится любыми принципами. <...>

Мировоззрение постмодерного человека лишено достаточно прочной опоры, потому что все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Он как бы поражен внутренним безволием. Такую идеологию иногда называют "софт-идеологией", то есть мягкой и нежной. Она уже не является ни левой ни правой, в ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, затем - наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.

В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Конечно, яппи ыглядят весьма активными, деятельными и даже самоуверенными людьми. Однако даже к ним с трудом применима идущая от Возрождения знаменитая формула: "Человек, сделавший сам себя". Он вполне понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая,. удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам.<...>

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но всей постмодерной жизни. Она действительно, в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает" Из книги "Введение в философию" Авторский коллектив Фролов И. Т. идр.

Вот я и думаю, если во времена Пруста, Хемингуэя говорили о "потерянном поколении", то сегодняшнее время можно назвать словами французского социолога Ж. Липовецкого, который называет постмодернизм "эрой пустоты" и "империей эфемерного".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
weilirui 23-07-2005-13:23 удалить
Что ж, все верно...
weilirui, ...и это пугает, почему-то...
12-06-2007-09:02 удалить
Авторы учебника выросли на прочной основе марксизма-ленинизма (понятие "народ" и пр. - из т.н. научного коммунизма), видно по характеру сопоставлений. Не стоит воспринимать слишком серьезно.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Яна-Мария_К - Просто Яна-Мария | Лента друзей Яна-Мария_К / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»