- Какой самый прилипчивый мотив из тех, что вы когда-то сочинили?
- Прилипчивый?
- Вы знаете, о чем я говорю. Что-нибудь вроде этих рекламных куплетов, которые потом не выбросишь из головы.
- А-а... Мы их называем "пепси".
- Почему?
- Кто его знает. Говорят, их изобрел впервые еще несколько веков назад какой-то Пепси. Я этого товара не держу. Когда-то написала одну штучку... - Даффи скорчила гримасу. - Даже сейчас не могу вспомнить без содрогания. Такая дрянь, стоит раз услышать - привяжется не меньше чем на месяц. Меня она промучила год.
- Вы шутите.
- Честное скаутское, мистер Рич. Песенка называлась "Смотри в оба". Я ее написала для той злополучной пьесы о сумасшедшем математике, которая
потом с таким треском провалилась. Они просили что-нибудь въедливое, и я уж постаралась. Публика так негодовала, что спектакль сняли со сцены и потеряли па этом целое состояние.
- Спойте мне ее.
- Я слишком хорошо к вам отношусь.
- Нет, правда, Даффи. Я умираю от любопытства.
- Вы раскаетесь.
- Я вам не верю.
- Ну ладно, свинтус, - Даффи пододвинула к себе переносную панель с клавиатурой. - Это вам расплата за ваш ледяной поцелуй.
Ее рука грациозно заскользила по панели. Комнату наполнила предельно монотонная мелодия, мучительно банальная, въедающаяся своей банальностью в мозги. Это была квинтэссенция всех мелодических клише, которые когда-либо слышал Рич. Какой бы ты мотив ни начал вспоминать, ты неизбежно соскальзывал на изъезженную дорожку этой мелодии.
"Смотри в оба".
И Даффи запела:
Три, два, раз...
А ну еще!
Три, четыре -
Горячо!
Ах ты, камбала,
Не вобла,
Смотри в оба!
Смотри в оба!
И когда сказал "четыре",
Получил синяк под глаз...
Три, четыре...
Три, два, раз!
[пер. Ю.Петрова]
- О господи! - воскликнул Рич.
- У меня тут есть неплохие находки, - говорила Даффи, продолжая играть. - Заметили вы этот такт после слов "Смотри в оба"? Это полукаденция. После слов "три, два, раз" такт снова повторяется. Это превращает и концовку в полукаденцию, и песню можно продолжать без конца.
Такт как бы гонит вас по кругу. "Ах ты, камбала, не вобла, смотри в оба!
Смотри в оба!" Тррам. "Ах ты, камбала, смотри в оба! Смотри..."
- Будет вам, чертенок! - Рич вскочил, зажав уши ладонями. - Что вы со мной сделали? Сколько продлится это наваждение?
- Не меньше месяца.
- Ах ты, камбала, не вобла, смотри... Я погиб. Можно как-нибудь от этого спастись?
- Конечно. Очень просто. Погубите меня, - Даффи прижалась к нему и
поцеловала со всем пылом юности. - Дурачок, - шептала она. - Олух. Балбес.
Недотепа. Для кого ты меня бережешь, глупыш? Втащи меня в сточную канаву.
А я-то думала, ты человек без предрассудков.
- У меня их еще меньше, чем ты думала, - ответил он и вышел.
Его расчет оправдался, песенка накрепко засела у него в мозгу и, пока
он спускался по лестнице, трещала без перерыва. "Ах ты, камбала, не вобла,
смотри в оба! Смотри в оба! Ах ты, камбала, не вобла, смотри в оба! Смотри
в оба! Трамм". Отличный мыслеблок для неэспера. Какой щупач пролезет
сквозь этот заслон? "Ах ты, камбала, не вобла! Смотри в оба!"
- Еще меньше предрассудков, чем ты думала, - пробормотал он и нацелил
своего прыгуна на ссудную кассу Джерри Черча, расположенную на западной
окраине города.
"Ах ты, камбала, не вобла, смотри в оба!.."