По ту сторону одного из барьеров.
14-12-2013 21:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Случилось не так давно, попросили меня прочитать лекцию в родном вузе (а в другом я может и не согласился бы читать :-) ). На экономическом факультете, вот, к сожалению не запомнил кафедру, и специализацию группы. Это был 4-й курс, и мне необходимо было осветить тему «инновации» на примере конкретного предприятия. Мне сразу сказали взять презентацию, с которой недавно ездил наш главный инженер на конференцию, и всё готово. Хоть эту презентацию готовил я, я её естественно забраковал, т.к. её цель совсем не для непосвещённых студентов, а скорее для специалистов, которые в курсе, да и не для объяснения что такое инновации. Ну один день для подготовки другого текста мне дали. Созвонившись с преподавателем я узнал, что мне бы желательно говорить минут 20 (а все мои обычные доклады минут на 10 максимум, ибо воды лить не привык, да и в тех круга где я доклады читаю это не в почёте), в разговоре выяснили что кроме лекций что-нибудь из приборов для демонстраций с собой взять можно, ну, думаю, тут я ещё 10 минут и потрачу. Выяснил так же что лекция будет для группы из 20 человек в рамках практического занятия. Чуть позже вспомнились несколько человек, которых просили что-то рассказать о своей работе (начиная со времён, когда сам был студентом), и мои эмоциональные ощущения о тех людях и их ораторских способностях, были явно не в лучшем для тех людей свете (да потом ещё с товарищами и стебались после над ними после их ухода, чё уж там молчать…). Ну смирился с мыслью о фиаско я достаточно быстро, в конце концов от удачности этого выступления вообще ничего не зависит, и я уже достаточно взрослый, чтобы не принимать вероятные мысли других близко к сердцу. Подготовил доклад как хотел, собрал железки, всего и побольше, на всякий случай, и поехал. Перед шлагбаумом, встретившись с преподавателем мне дали пропуск во двор университета. Там ещё и поставить машину негде вообще, место на заднем дворе искать пришлось, а ведь когда-то там и шлагбаума не было, и подъезжал я почти прям к центральному входу. Я не знаю точно где была аудитория, та карта университета, которая сохранилась в моей памяти говорила что я нахожусь далеко за пределами университета почти над стадионом. В Университете есть лифт!. Прошлое предложение я просто не смог не написать, и не смог написать его по другому, оно максимально хорошо отображает мою реакцию на обнаружение этого факта. Если кто в курсе, то аудитория номер 3501 (или 3105). Перед самой лекцией я чуть расспросил преподавателя о самой группе, что они изучают, оказывается это экспериментальная группа, что-то типа экономистов с техническим образованием (смесь экономистов и инженеров), и мне нужно именно преподнести тему «что такое технические инновации» на примере своего предприятия. На перемене в группе сидело порядка 10 человек, больше девушек. На стене висела белая доска с маркерами, сбоку экран для проектора, а сверху проектор с WIFI (интересно, сейчас так во всех аудиториях?). К проеткору подключиться мог вроде как только ноут преподавателя, но он чего-то не хотел загружаться, эту проблему минут за 5 я поборол, а дальше преподаватель спросила у студентов «Все ли пришли и можно ли начинать», студенты сказали что ещё буквально пару минут лучше подождать. (наверное правильный подход к взаимодействию с молодёжью). Меня кратко представили и сказали, что подробнее кто я лучше я расскажу сам. Я начал рассказывать, о себе, о предприятии, о теме моей леции… Вначале я ещё чувствовал какую-то скованность, всё же первый раз, но ещё перед началом, одна девушка на первой парте мне сказала: «та нормально всё, эти у нас всегда опаздывают», ну и я подумал, та я ж сам такой, один из них практически, только уже закончил. Наверное моя внутренняя роль какого-то ещё почти студента очень хорошо помогла мне войти в роль лектора. В общем после лекции и демонстрации моих железок (а кой чего можно подключить только к моему ноутбуку) прям за столом преподавателя, окружённого вместе со мною группой студентов мне задали ещё какое-то количество вопросов и отпустили меня через 80 минут! (сам удивился). Студенты вели себя довольно дисциплинировано, поднимали руки перед вопросом и задавали его только после моего одобрения. Ответить смог на все вопросы, даже на достаточно каверзные. Старался объяснять каждый вопрос досконально и на пальцах, убеждаясь в том, что человек полностью понял мой ответ. Вообще сам для себя определил что человек, который полностью разбирается в какой-то теме, может доступно, грамотно и понятно объяснить её и ответить на любой вопрос по этой теме любому психически здоровому человеку. И всегда придерживался своего правила, доказывал его себе сам, и убеждался в своей правоте на примере других. Ну, и т.к. тема была полностью моя, то я, думаю, показал себя как специалист во всей красе, косвенно это подтвердилось громкими и продолжительными аплодисментами в конце моей лекции. Ребята оказались удивительно интересного направления по образованию и интересам. Симбиоз техники и экономики, супер востребованное направление в нашей организации, Экономисты не шарят в технике, терминах и т.д., инженеры совсем не шарят в бухгалтерии и экономике. Я часто на работе выступаю переводчиком между этими двумя сторонами, во первых должность обязывает, во вторых, спасибо моему образованию, у меня есть представление и о технике и о бухучёте, экономике и вообще математике. Ребята даже задали мне вопрос: «Как вы думаете, а мы такие, экспериментальные, нужны вообще на предприятиях?» Не понятно откуда такая неуверенность в себе, но я их успокоил, что как раз в таких людях у нашего и подобных предприятий и есть потребность, и это на самом деле, потому что менеджмент чисто бухгалтеров и экономистов приводит к полному параличу технической отрасли, а нами сейчас правят бухгалтера.
Теперь самое интересно, из за чего собственно и родилась эта запись:
Эмоциональный контакт с аудиторией, это просто удовольствие, молодая энергия любопытства, огонёк в глазах, искренний интерес, другое восприятие, другое чувство юмора. Это благодарная аудитория, мне было очень приятно. Раньше у меня было занятие, наблюдать на дискотеках за танцующей молодёжью (лет 16) у них в большинстве ещё нет никаких корытсных и развратных мыслей, у них просто много энергии, которую они излучают во все стороны. Тут примерно так же получилось, много я получал лишнюю энергию, и отдавал свою (в виде знаний или ещё чего). Восторг у меня был до конца дня, это точно, причем такое давно забытое чувство восторга, сравнимое наверное по характеру (не по силе) с первой взаимной влюблённостью. С первыми подростковыми публичными достижениями… Студенты задавали вопросы обращаясь на «Вы», но при это они воспринимали мена как интересного и чуть более опытного товарища.
Я ещё долго вспоминал с восторгом те моменты, а потом меня пронзила ужасная мысль, до депрессии конечно не дошло, но всё же. Я чуть позже задумался, и понял, что у меня с ними разница в возрасте почти в 2 раза! Я даже начал пересчитывать разными способами, но 19-20 лет это 38-40 лет, если удвоить, мне конечно не столько, но не очень то и далеко! И тут я понял, какая бездонная пропасть образовалась между студентами и мною. Пока я был там, я чувствовал себя одним из них, а теперь до меня дошло, что я был преподом по ту сторону парт. Да, всё было хорошо и интересно, но их отношение ко мне на «Вы» и т.д. оно уже не позволит так просто почувствовать себя на одном уровне. Я уже другое поколение. Практически кризис среднего возраста.
P.s. На дискотеки давно не ходил, но лекция – это было классно, общение с грамотными молодыми людьми – это классно. Наверное одним из признаков того, что человек в жизни состоялся, можно назвать то, что он провёл лекцию перед студентами ВУЗа. Вот, я ещё раз состоялся, по крайней мере в моём понимании, и это хорошо.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote