Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм.
Праведная пара Иоаким и Анна пообещали Господу, что если он дарует им чадо, посвятить его Богу. 4 декабря деве Марии исполнилось три года, отец и мать исполнили данный Господу обет и привели девочку в храм.
По преданию, маленькая Богородица легко взошла по высоким ступеням Иерусалимского храма. Там ее встречал святой Захария, отец Иоанна Предтечи. С тех пор Богородица служила Богу. Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна. В число двунадесятых праздников, которые отмечаются с особой торжественностью, Введение вошло только после XIV века.
В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения. В тропаре праздника звучит: «В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе».
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с "вратами зимы" было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.
Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москву-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка).
На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционных святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия – старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах – яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.
Этот праздник относился на Руси к женским, «бабьим» праздникам, как и день Покрова Богородицы, мучениц Екатерины и Варвары, а также Параскевы Пятницы.
На праздник Введения по народным традициям (если было достаточно снега) начинались санные катания. «Делу время, потехе — час!» — говорит и в наши дни русский человек, чередующий свои работы и заботы с отдыхом. К первому санному гулянью наши предки относились как к особому торжеству. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью.
В старину праздник Введения был днем первого зимнего торга. Введенские ярмарки начинались сразу после окончания утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к Введенским храмам площадях. На ярмарках можно было приобрести разнообразные товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями. Именно на Введенских ярмарках продавали сани — одиночные, парные, троечные; будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также конную упряжь для зимы. Кроме этого, на Введенских ярмарках всегда продавали мороженую рыбу, а также привезенные из окрестных деревень заготовки осенней поры — сушеные грибы и ягоды к постному столу горожан. На праздничных ярмарках в зимний период разносчики продавали пирожки «с пылу, с жару» и угощали всех горячим сбитнем — травяным настоем с медом.
Православные верующие называют это день «Введением». Связано такое название не только с личностью Богородицы, но и с настоящим наступлением зимних холодов. Приход этого дня традиционно празднуется гуляниями на улице, играми на свежем воздухе. Верующие катались на санях, обкидывались снежками и лепили снежные фигуры.
На Руси по всем городам и селам проводились шумные и веселые введенские ярмарки. Самой известной была широкая Московская. Здесь проходили рыбные торги, а коробейники предлагали покупателям попробовать с пылу, с жару булочек, кренделей, пряников, блинчиков, пирожков. Запивали все горячим медовым напитком — сбитнем.
В этот православный праздник верующие начинали готовиться к Рождественским службам. В этот праздник принято впервые исповедовать детей. Обычно это делают после наступления семи лет.
На Руси в этот церковный день открывались ярмарки. Крестные матери и отцы всегда должны делать в этот православный праздник подарки своим крестникам. Также они могут угостить их чем-нибудь вкусным.
Вечером семьи приглашали а стол соседей или родных и потчевали их угощениями. Стоит помнить, что в этот период продолжается Филиппов пост, поэтому можно есть рыбные блюда.
В этот церковный праздник не рекомендуется заниматься тяжелой работой, стиркой, шитьем, уборкой и другими домашними делами. Считается, что в этот день лучше не давать в долг. В таком случае вы рискуете остаться без средств и рискуете лишиться стабильности на ближайшее время. Можно сходить в гости или позвать к себе друзей. Лучше в этот день сходить в церковь на службу.
Нельзя суетиться и делать дела в спешке. Иначе вы не будете ничего успевать на протяжении всего следующего года.
В народе праздник называли Введение, Ворота зимы, Праздник молодой семьи или Ввезение. Народные поговорки связывают Введение с началом зимы: "Введенье пришло — зиму привело", "На Введенье — толстое ледененье". Считалось, что если на 4 декабря мороз, все зимние праздники будут морозными, и наоборот. Также православные обращали внимание на погоду в этот день. Если с утра установился мороз, то зима будет снежной. Если наблюдается облачность — жди ухудшения погоды. Снег, выпавший после 4 декабря, будет лежать всю зиму, а старый обязательно растает.
В этот день проводили веселые и многолюдные ярмарки, катались на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с телег на сани и совершали пробный выезд. Сыгравшие накануне свадьбу молодые семьи наряжали сани и выезжали на люди.
Праздник Введения всегда связывался с природным циклом вхождения природы из осени в зиму. По погоде на этот праздник делали выводы на состояние природы в дни всех последующих зимних праздников: «В Введенье мороз — все праздники морозны, а тепло — все праздники теплы». На Руси сформировалось много пословиц, с которыми связаны приметы этого времени года. В некоторых российских регионах на Введение нередко случалась оттепель, тогда говорили:
Если морозы к этому времени уже устанавливались, то говорили:
Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только потому, что "Введенье пришло – зиму на Русь завело", а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:
Вспоминая торжественное и символическое событие – Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, – мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие...
Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни – спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.