... про школьную литературу... (из письма)
13-12-2005 16:32
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
(один фиг никто мой дневник не читает....)
Чес-гря, само выражение "Школьная литература" бесит меня до невозможности. Морщусь от него хуже чем от лимона... :) И это при том, что читать я люблю, читаю с 4-х лет (причем не помню, чтобы вслух... кажется, что сразу начала читать про себя...), меня вечно охарактеризовывали как "начитанную девочку", а на выпускном вечере в школе мне была вручена грамота за успехи в области лит-ры. При всем при этом - необъяснимое отвращение к классике, которой пичкают в школе. То есть это раньше - "необъяснимое", а сейчас я все прекрасно могу объяснить кому угодно...
Спроси меня - кто из "великих русских писателей" мне "наиболее симпатичен"? Тургенев. (Хотя не читала лет сто уже.) А задай мне прямо-противоположный вопрос классе эдак в 6 - ответ был бы тот же самый... Терпеть я не могла этого проклятого Тургенева с его нудными "Записками охотника", "Бежиным Лугом" наизусть и трафаретными надписями про "великий и могучий" на любой мал-мал подходящей для агитационных целей поверхности... Чаще в школе встечалось только незабвенное "Учиться, учиться и еще раз..." :)
На этом месте своего рассказа про ненавистную школьную литературу я всегда рассказываю следующую... даже не историю, так - сценку из моей прошлой школьно-библиотекарской жизни... (Мож рассказывала уже?) Хаживали в мою заваленную и заставленную книжками каморку две подружки-хохотушки из 4-го (а позже из 5-го) класса Нелли и Катя... Помню читала я им иногда вслух что-нибудь веселое... Сцену "Дядя Поджер вешает картину" из "Трое в лодке...", например. Слушали с удовольствием. В остальное время пережидания внезапно-образовавшихся "окон", переменок и т.д. забавляли меня уморительными разговорами, где нет-нет просвечивали нотки, а то и целые фразы из арсенала их мамаш... Хвастались всяческими Барбями и т.д... И вот как-то прибегают ко мне эти две пигалицы, щеки красные, запыхались - только что скакали на школьном дворе "в резиночку", и наперебой просят "Муму" Тургенева срочно, "мы его щас проходить будем".
И вот тут мне становится дурно от мысли, что эти жизнерадостные девчушки сейчас пойдут в класс мусолить историю о том, как по приказу выжившей из ума барыни глухонемой подневольный дворник утопил ни в чем не повинную любимую собаку. Я конечно понимаю, что этот сюжет, пожалуй, мог бы взять и "Оскар" при хорошем раскладе (Американская Киноакадемия обожает раздавать призы тягостным фильмам об убогих и увечных.), но скармливать этот мрак детям???...
Этот эпизод натолкнул меня на мысль о том, что вся наша школьная программа по литре будто нарочно составлена таким образом, чтобы отвратить детей от чтения. Не знаю, какие шкрабы постарались набить ее Пушкиным до такой степени, что в среднестатистическую советскую голову "больше уже не лезет".
Причем, это ж еще сопровождалось "методичками", в коих предписывалось во всех классических произведениях выискивать политический подтекст про борьбу угнетенных с угнетателями. Когда после эдакой обработки мы попали в Архимедовку, и наш тогда пока еще необожаемый Борис Иваныч вдруг начал говорить, что большинство классических произведений вобще-то написаны о любви, наши с перепугу начали судачить, что он "озабоченный", а после упоминания им во время урока слова "либидо" и вовсе решили, что Борис маньяк. Слава богу, через пару месяцев наши мозги встали-таки на место. Но это ж не всем так повезло...
В общем ни русскую, ни почему-то американскую классику не люблю. (Вспоминается ядовито-синяя обложка Хемингуэя из серии "Школьная библиотека" - терпеть эту серию не могу. Как и "Старик и море")... И вообще, в книжках помеченных клеймом "Школьная библиотека" всегда собраны самые нудные и выхолощенные произведения автора.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote