Вот картина все того же Александра Иванова - Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару.
Аннотация такова:
"Эта картина была для Александра Иванова выпускной в Петербургской Академии Художеств. Получение за нее золотой медали означало четырехлетнюю поездку в Италию за казенный счет. Но молодой художник пошел на риск. В своей картине он применил придуманный Караваджо прием светотени. А в Академии Караваджо считали разрушителем основ классической гармонии, его искусство - бунтарским, которому не место в строгих стенах учебного заведения. Иванов прекрасно знал о вкусах Академии, ведь его отец был здешним профессором, и, тем не менее, решился писать вопреки им. Он использовал караваджевский прием, конечно, не для того, чтобы подразнить своих учителей. Ему он был нужен для раскрытия своего замысла. В фигурах хлебодара и виночерпия воплощены крайности – темное отчаянье и светлое ликование. При этом узники у Иванова – двойники. Каждый мог оказаться на месте другого, но один ликует и ластится к Иосифу, словно тот его благодетель, другой в ужасе отшатнулся, как будто Иосиф его палач. Иванов изобразил одного человека в двух противоположных состояниях – отчаяния и спасения, смерти и воскрешения. Картина произвела большое впечатление на академиков. Несмотря на вкусовые антипатии, они присудили Иванову золотую медаль."
Так вот, согласно Кандинскому (Точка и линия на плоскости) правый нижний угол полотна (листа) владеет наибольшим напряжением, левый верхний - наименьшим, наибольшей свободой. Теперь только смотрите на расположение фигур.
[500x413]