[456x700]
Информация является основополагающим понятием в системе Popolznowenja.
В последние годы область применения этого термина заметно расширилась благодаря скачку в развитии средств массовой коммуникации, а сам он приобрёл небывалую популярность, однако общепринятое понимание этого понятия по прежнему отличается от смысла, вкладываемого в этот термин поползновенцами.
В настоящее время этот термин несёт два основных значения: первое – сухой отчёт о неких произошедших событиях, как правило, несущий мало нового для всех тех, кто хоть чуть-чуть замечает принципы цикличности всего с нами происходящего. Второе значение, распространившееся благодаря развитию компьютерных технологий, имеет полностью технический характер, означая последовательностей нулей и единиц, исчисляемое в битах. Оба эти значения, на наш взгляд, могут использоваться в качестве характеристики тех или иных носителей информации, но мало раскрывают саму природу этого явления.
С точки зрения Popolznowenja, информация – это всё то, что воспринимают наши чувства; а поскольку через чувства человек воспринимает абсолютно всё, как в окружающей, так и в своей внутренней реальности, можно вполне правомочно сказать, что весь воспринимаемый нами мир состоит из информации. (Конечно, такой взгляд можно назвать субъективным, но вера в непреложность физических теорий о построении материи из невидимых глазом частиц, которые по собственному усмотрению могут вести себя то как частицы, то как волны, выглядит ничуть не более объективно: сложность и непонятность существующей физической парадигмы всё более смахивает на платье голого короля из сказки Г.-Х. Андерсена; а всё возрастающая затратность постоянных бесплодных попыток доказательства самой возможности что-нибудь доказать в современной физике (таких, как небезызвестный коллайдер в Церне), выглядящих, как подпорки, подпирающие другие подпорки, всё это заставляет держаться подальше от готового обрушиться здания современной физической картины мира.)
Информация – это всё то, что приносит в наше состояние малейшее ощущение новизны. Много ли нового можно найти в вариантах комбинаций из двух цифр, единицы и нуля? Однако почти все современные технологии, называемые информационными, по сути рассматривают варианты этого сочетания, и больше ничего. Даже участие человека в управлении государством в нынешнем демократическом обществе сводится к выбору в простейшей дихотомической паре, «да»-«нет». Никакие оттенки чувств во время процедуры выбора просто не принимаются во внимание. По иронии судьбы, голосом человека ныне называется безмолвный, безликий крестик в избирательном бюллетене. Какой же это голос? Громкий или тихий, спокойный или страстный, баритон, или, может быть, меццо-сопрано? Задумывались ли вы, что мы можем выбрать в процессе ритуала, отсекающего проявления любых наших качеств?
Ошибка скрывается не в политическом устройстве общества, а раньше, в самОм общепринятом понимании информации. Информация об объекте – это передача качеств объекта, качеств, которые ни в полном объёме, ни даже частично не могут быть переданы с помощью нуля-единицы, «да» – «нет», «казнить нельзя помиловать».
Обратимся к древнейшему информационному инструменту человека, речи. Со школьной скамьи в нас заложено мнение, что главными частями предложения являются подлежащее и сказуемое, выражаемые, как правило, с помощью имени существительного и глагола. Остальные части предложения носят, как нам было сказано, второстепенный характер. Ой ли? Не здесь ли скрывается причина нашей не вполне удачной самоиндентификации, тщетно пытающейся найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Что я делаю?». И только изредка, и то, только оказавшись перед зеркалом, мы можем задать себе вопрос: «Какой я?».
Ответ на первые два вопроса до скучного прост и универсален: Кто я? -- Носитель информации. Что я делаю? Получаю информацию, осмысливаю (или переживаю) её, и передаю дальше. И только на третий вопрос нет и никогда не будет стандартного ответа, ибо он касается самой информации о нас со всей массой возможностей и нюансов, бесконечный конгломерат которых и превращает любой мельчайший объект в целую вселенную.
Информация заложена в прилагательных. Имя существительное – это тщетная попытка схватить неподвижный статус вечно меняющегося объекта. Существительные создавались как бирки, с целью разложить необозримое многообразие мира по узким полочкам интеллекта. Нет людей, о которых мы можем составить достоверное впечатление только по их имени; в общении нам важно не имя, а «чтобы человек был хороший». Любой статус – статичен по определению, и потому тормозит наше аналитическое мышление. Так, женщина, спешащая выйти замуж, нередко просто стремиться овладеть новым для неё статусом, и только с опытом понимает простую истину – главное, не когда «муж», главное, когда «верный», «заботливый», «любящий»,.. на худой конец, хотя бы «непьющий».
Второй ловушкой, после «магии имени», является «магия действия». Современная ветроголовая цивилизация имеет особо болезненное пристрастие к динамике, напоминая непоседливого ребёнка, о котором говорят, что у него шило в одном месте. Общество, корчащееся в пучине тупой стандартизации, выстроило целый культ «решительных действий». Задумывались ли вы, что так называемые «решительные действия» почти всегда носят разрушительный характер? Настоящее развитие – обычно медленно, постепенно, вдумчиво и медитативно. Всякая эволюция движется настолько бесшумно, что не оставляет за собой ни одного доказательства своего существования, в виде столь искомых археологами «переходных звеньев». Как и любая магия, она тщательно скрывает секрет собственных механизмов. Поймать природу за совершением действия, выходящего за рамки повседневности, почти невозможно – это словно поймать святого за совершением чего-то неприличного. Только люди, презрев приличия, принуждают себя ко всё новым и новым действиям, зачастую не разобравшись с последствиями старых. Говорят, уже появились поэты, пишущие стихи одними глаголами. Что способны сказать нам такие стихи? Намного ли развивает нас наш каждодневный упорный труд на одном и том же рабочем месте?
Глагол, часть речи, выражающая действие,сообщает нам только то, что объект находится в поиске чего-то, и значит, пока ещё не реализовался через достижение конкретного результата. Вот вся его информационная составляющая. Кому приятно работать, когда кто-то чужой стоит у вас над душой, критически оценивая каждое ваше действие? ( Вспоминается объявление в одном автосервисе: “Ремонт машины – 50$. Ремонт машины в присутствии клиента – 100$. Ремонт машины в присутствии клиента с необходимостью отвечать на его вопросы – 150$.” )
Информация – это описание качеств объекта, ответ на вопрос «какой?». Весь окружающий нас мир состоит из различным образом локализованных качеств. Наблюдая, например, стул, мы можем ощутить его размер, твёрдость, деревянность, устойчивость и удобство. Но, если мы углубимся в микромир с целью исследования составляющей этот стул материи, мы обнаружим почти полностью пустое пространство, в котором частицы материи – очень редкие гости. Если увеличить атом водорода до размеров стадиона, его ядро будет занимать пространство величиной с футбольный мяч, а электрон, бегающий вокруг ядра по орбите дальней беговой дорожки, не превысит объёма макового зёрнышка; остальное пространство, занятое вакуумом, обладает всеми свойствами атома, не имея материальных носителей. Частицы, таким образом, выступают только в роли гипотетических центров локализованных свойств вакуума, подобно подлежащему и сказуемому в предложении, сама же информация передаётся через кажущийся вакуум, характеризующий пространство непознанного, неведомыми нам путями. Тем не менее, информация приходит к нам из мира постоянно, и даже не зная её путей, мы оказываемся способны с ней работать.
Нам никогда не достигнуть предела в познания, однако стремление к полноте информации заложено в самой природе человека. В принципе вся полнота информации существует в каждой точке пространства, в каждом событии; только ограниченность нашего восприятия мешает подключению к этой сети вселенского разума, для которой не нужны компьютеры и мобильная связь. Информация — вокруг нас, на каждом шагу, мы же испытываем затруднения только на искусственных уровнях её постижения, запутываясь в тех правилах, которые сами себе придумали. Общение с силами природы насыщает сознание гораздо более доступными формами трансформирующей сознание информации, чем масс-медиа. Сам человек является совершенным носителем и передатчиком информации, следуя природным инстинктам; поэтому мы так часто находим мудрость в поступках детей и старцев, святых, отшельников, и представителей тех народов, чей образ жизни тесно связан с дикой природой. Также и сделанное руками человека вдохновляет нас, если является выражением внутренней человеческой природы, а не внешней обусловленностью. Именно здесь сознание зрителя, слушателя, становится соучастником, сопереживателем творческого акта, окрылённое чувством свободы манёвра, которого не найти в среде предписаний и готовых решений.
Информацию в поползновенческом понимании невозможно получать, не передавая её другим. Таково её основное естественное свойство, вызывающее жгучую зависть у представителей многоуровнего бизнеса, стремящихся овладеть этим свойством с эгоистической целью личной наживы. Будучи простой или сложной, информация в любом случае находит себе дорогу от разума к разуму, от сердца к сердцу, как среди поползновенцев, так и людей, чей духовный посыл близок к идеалам и практике Popolznowenja.