
1949
Дамаскин (в миру — Владимир Александрович Орловский)
советский и российский церковный историк, агиограф, доктор исторических наук (2017). Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве. Автор многочисленных книг, статей и других материалов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Составитель жизнеописаний около тысячи репрессированных лиц духовного звания, созданных им на основе архивных исследований десятков тысяч архивно-следственных дел и сбора свидетельств очевидцев. Участник многочисленных научных конференций, посвящённых данной тематике. Член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых. Ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», член научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии. Учился в Литературном институте имени А.М.Горького при Союзе писателей СССР; посещал семинар Михаила Лобанова. Будучи студентом Литературного института, понял, что «история народа России XX века во всех её проявлениях по сути далека от господствующей официальной версии». По воспоминаниям Михаила Лобанова, «в выступлениях на семинаре, в замысловатых его высказываниях чувствовалась духовность его интересов, и однажды, когда мы вечером после семинарского занятия в пустой аудитории говорили с ним о его дипломной работе, я был прямо атакован его спасительными назиданиями. Он уже не скрывал своей религиозности, и передо мною, грешным, опять возникла проблема: как бы он не пустился в такое же проповедничество на экзамене по марксизму-ленинизму». Окончил Литературный институт в 1979 году. Устроился работать в учебно-методическом кабинете при Министерстве приборостроения СССР. Кроме того, по окончании института частным порядком занялся сбором сведений о подвижниках благочестия, пострадавших в гонениях против Церкви в XX веке. Начиналась эта деятельность со сбора свидетельств очевидцев и опубликованных материалов по данной тематике. Я занялся собиранием сведений о новомучениках потому, что считал это своим долгом. Долгом перед Русской Церковью, перед своим народом, среди которого Бог дал счастье родиться <…> В 1970—1980-е годы были последним отрезком времени, когда преклонного возраста свидетели были ещё живы, страх, который парализовал народ после прошедшего в стране террора, несколько ослабел, но был ещё достаточно силён, чтобы удерживать свидетелей от рассказывания «красивых» историй, и отстранял множество людей, которые за безответственностью и безнаказанностью могли выдавать себя за свидетелей изучаемых исторических событий; таким образом, в те годы кто не знал, тот и не выдавал себя за знающего, а кто знал, тот хорошо осознавал значимость своего свидетельства — что оно есть не просто бытовой рассказ, а свидетельство о мученическом подвиге христианина и, в конечном счёте — свидетельство о Христе и Его Церкви. <…> Но времени для опроса оставалось немного, каждый год уносил в мир иной всё больше свидетелей, так что, если на первом этапе задача собирания церковного предания ещё была осуществима, то в 1990-х годах это стало почти невозможным. С 1983 по 1986 год служил чтецом в Успенской церкви в Жилине в посёлке Томилино Московской области. 7 апреля 1988 года в Преображенском кафедральном соборе города Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина. 28 декабря 1988 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположён в сан иеродиакона, 29 декабря — в сан иеромонаха. Направлен служить в клир храма Воскресения словущего села Толпыгино Приволжского района Ивановской области, который не закрывался в советское время. В 1991 году стал членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, пострадавших в советский период. Будучи членом комиссии, начал изучение архивных материалов, в частности, архивно-следственных дел Комитета государственной безопасности. В дальнейшем проводил изучение также материалов Архива Президента Российской Федерации, Государственного Архива Российской Федерации, Российского Государственного Исторического Архива, архивов Управления Федеральной службы безопасности по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. С 1993 года, будучи сотрудником Издательства Валаамского монастыря, трудился над изданием «Истории русской церкви». 9 апреля 1996 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. По преобразовании в сентябре 1996 года издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря в Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» продолжил трудиться в последнем, став куратором редакции истории Русской Церкви XX века. 27 декабря 1996 года решением Священного синода назначен членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви. 9 октября 1997 года с несколькими единомышленниками зарегистрировал Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Цели фонда — изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация их духовного наследия. Созданные на основе комплексного изучения сотен тысяч выявленных и впервые введённых в научный оборот источников, труды Фонда составили документированную основу для принятия Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года решений о канонизации более тысячи мучеников и исповедников Русской православной церкви. 9 января 2000 года возведён в сан игумена. В том же году за работу в Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью святителя Иннокентия Московского и Коломенского. 3 октября 2007 года в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Новодевичьем монастыре вместе с другими членами Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью преподобного Серафима Саровского II степени. 20 апреля 2008 года в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II был удостоен права ношения креста с украшениями. 6 октября 2008 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизированных Русской православной церковью заграницей в период разделения. 15 января 2009 года по предложению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия избран делегатом от монашествующих Московской епархии на Поместный собор Русской православной церкви, прошедший 27—28 января 2009 года в Москве. В феврале 2010 года включён в состав созданной тогда же Экспертной коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской православной церкви, первое заседание которой состоялось 11 февраля 2010 года. 17 февраля 2011 года в Юго-Западном государственном университете в Курске защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганёва) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв.». Решением Учёного совета Института российской истории Российской Академии Наук монография рекомендована к печати и ей присвоен гриф Института российской истории Российской Академии Наук. 27 июля 2011 года решением Священного синода назначен секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых. 25 декабря 2012 года назначен ответственным секретарём новообразованного Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, Синод поручил игумену Дамаскину к 1 марта 2013 года представить на рассмотрение Священного синода проект положения о Совете. 22 декабря 2013 года «во внимание к усердным трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 25-летием служения в священном сане» удостоен Патриархом Кириллом ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. 22 октября 2015 года на заседании Священного синода освобождён от должности секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых с оставлением в составе Комиссии согласно поданному им прошению. 1 февраля 2017 года решением Священного Синода включён в состав образованного тогда же Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. 10 апреля 2017 года за Литургией в Малом Соборе Донском монастыре Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита. 15 июня 2017 года в Белгородском государственном национальном исследовательском университете успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.». Был первым церковным историком, который привлёк к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса судебно-следственных дел за 1917—1950 годы, документы органов госбезопасности, Архива Президента Российской Федерации, центральных и местных архивов. Такое расширение источниковой базы исследований по новейшей истории Русской церкви позволило вывести их на качественно новый уровень. Разработал собственную методику комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. За основу восстанавливаемой им житийной традиции взял принципы раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных источников («мученические акты») и устных свидетельств. Входил в редакционную коллегию по изданию фундаментального труда по истории Русской православной церкви первой половины XX века: «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти». В сборник были включены найденные иеромонахом Дамаскином документы и сведения, которых не было у его составителя Михаила Губорнина. В 1992—2002 годы было издано 7 составленных им сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», содержащих около 900 житий. По словам автора: «Всё издание вначале планировалось, исходя из двух критериев. Первый критерий — это епархиальный принцип. <…> Епархиальный принцип был избран для того, чтобы церковному читателю была ясна взаимосвязь этих святых хотя бы на одной территории. И чтобы можно было ясно проследить связь: кто был духовный отец, каких они держались мнений, суждений церковных. <…> второй принцип <> это — „Месяцеслов“, дни памяти святых по датам». Первый том был посвящён подвижникам Нижегородской епархии, второй — Иваново-Вознесенской и Пермской епархий, третий — Тверской епархии. Жизнеописания сопровождаются уникальными, сохранившимися в большинстве случаев в единственном экземпляре фотографиями, развёрнутыми авторскими предисловиями, документальными публикациями, авторские историко-источниковедческими обзорами, календарём памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской православной церковью на архиерейских соборах 1989, 1997, 2000 годов. Специфика агиографического жанра поставила автора перед необходимостью поиска адекватного археографического оформления архивной информации: в первых двух книгах автор не сопровождая текст ссылками на источник; в третьей — применяются археографические правила оформления, в том числе полные шифры каждого привлечённого источника, что затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, — простым читателям; в последующих книгах автор ограничив состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов. Этот труд составил основу агиографического и исторического фундамента канонизации мучеников и исповедников XX века в 2000 году. 19 сентября 1997 года за вышедшие к тому времени первый и второй тома был награждён Макариевской премией второй степени в номинации «История Православной Церкви» (Премия вручалась впервые после её возрождения). В 2002 году был награждён премией Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина за многотомное исследование судеб пострадавших за веру в XX веке. Продолжением этого труда стали «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» в пяти томах (Тверь, 2002—2005) под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова); в 2005—2006 годы были допечатаны 4 дополнительных тома. Часть тиража была бесплатно роздана храмам и монастырям Московской епархии. В 2005 году началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских XX в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам; на настоящий момент изданы жития за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль; кроме того, в эти сборники включены жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников и исповедников. В 2010 году переработал ранее написанную им биографию епископа Гермогена (Долганёва) в кандидатскую диссертацию и 17 февраля 2011 года успешно её защитил. В том же году его кандидатская диссертация издана отдельной монографией. 12 сентября того же года за данную монографию удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» второй степени. В течение многих лет является постоянным автором журнала «Фома», в каждом номере которого традиционно публикуется одно из составленных им житий новомучеников. По словам Владимира Легойды: «в редакции журнала „Фома“ мы решили, что статьи о новомучениках должны быть в каждом номере. Во многом это решение удалось претворить в жизнь, благодаря поддержке игумена Дамаскина, ставшего нашим постоянным автором». При этом игумен Дамаскин не просто перепечатывал в журнале ранее составленные им тесты, а адаптировал их для широкого круга читателей журнала, сокращая каждый из них в объёме, снабжая авторским предисловием, выбирая для заглавия яркую цитату и т. д.. В 2015 году эти специально составленные для «Фомы» литературные биографии вышли отдельной книгой. Валерий Ганичев в 2003 году написал про цикл книг «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»: «Когда мы проводили «круглый стол» в Союзе писателей России по поводу выхода этих томов, скажу честно, я, да и многие другие участники, ещё не представляли, сколь фундаментален и обстоятелен труд игумена Дамаскина. Двадцать пять лет работы при разной степени допуска к архивам и материалам, тысячи бесед и судебных дел, свидетельств, представлявших более 800 житий новомучеников, причисленных к лику святых, сделают этот труд произведением мирового порядка, ибо он воссоздает впервые духовно-нравственный облик нашего народа, его стойкость, его душу, которая и сохранила нам до сего времени Русь и ее Веру.» В 2005 году Зинаида Иноземцева в журнале «Отечественные архивы» высоко оценила семитомный труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (1992—2002), назвав его «уникальным агиографическим трудом <…>, который получает всё более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на её пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни». Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков), характеризуя игумена Дамаскина, которого он избрал делегатом Московской областной епархии на Поместный собор 2009 года, отметил: «Как член Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Дамаскин исследует подлинники мученических актов, которыми являются следственные дела. В работе он отличается принципиальностью. Сегодня я рассказывал членам Епархиального совета, что бывали случаи, когда, только благодаря позиции отца Дамаскина, мы переносили рассмотрение вопроса, который, как он считал, недостаточно изучен, на следующее заседание. По своему личному желанию он собрал огромные сведения о новомучениках и исповедниках Российских и, не испрашивая средства в Патриархии, нашёл возможность издать несколько томов их житий. Батюшка отличается скромностью и личным смирением.» Доктор исторических наук Владимир Лавров: «Когда я узнал игумена Дамаскина только по его многочисленным книгам, то думал, что это человек богатырского телосложения — один способен приносить такую пользу, столько успевать сделать, сколько не приносят и не делают целые институты. Но однажды в мой кабинет вошёл скромный и сутулящийся отец Дамаскин…» Вместе с тем, в его адрес звучала и критика. В том числе за излишнее доверие к следственным делам, в том числе к содержавшимся в них признаниям собственной вины в инкриминируемых преступлениях. Так, Юлия Данилова пишет: «Нам представляется, что отношение исследователей к следственным документам, авторами которых были сотрудники ЧК, ГПУ, НКВД и т. п., должно быть не просто осторожным, оно должно быть гиперкритическим. По-видимому, все же нельзя уравнивать римских дознавателей и истязателей с их советскими коллегами. Ревнители религии большинства (тогда это было язычество), римские гонители христиан не боялись огласки, не стремились скрыть результаты и методы своей деятельности. В отличие от них чекисты стремились искоренить религию подавляющего большинства и, опасаясь народных волнений, максимально засекречивали, а то и просто уничтожали следственные документы. Широко практиковалась и простая подделка документов в интересах следствия. Многие документы заставляют исследователей подозревать, что показания были сфабрикованы следователем, а подпись подследственного либо получена в полусознательном состоянии, либо поставлена вообще посторонним лицом.» Секретарь учёного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры кандидат исторических наук А.И.Мраморнов дал в 2011 году отрицательную оценку монографии игумена Дамаскина о епископе Гермогене (Долганёве) и также его стиля работ о святых. Основные моменты, критикуемые в монографии: обильные цитирования источников, уже ранее введённых в научный оборот; основной текст книги базируется на узком круге источников, несмотря на большое заявленное их количество; монография фактически представляет собой слабоизменённый текст ранее написанного игуменом Дамаскином жития епископа Гермогена 2008 года издания, расширенный в основном за счёт большого количества пространных цитат; замалчивание отрицательных последствий административной деятельности епископа Гермогена. Кроме того, Мраморнов отмечает: «Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов».
Книги: Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним / иеромонах Дамаскин (Орловский). Книга 1. — Тверь : Издательский дом «Булат», 1992. — 238 страниц; 21,5 см. Тираж 100 000 экземпляров; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Иеромонах Дамаскин (Орловский). Книга 2. — Тверь : Издательский дом «Булат», 1996. — 528 страниц : иллюстрации. Тираж 25 000 экземпляров; Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872—1937) / составил игумен Дамаскин. — Тверь : Фонд памяти мучеников и исповедников РПЦ, 1997. — 95 страниц : иллюстрации; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 3. Тверь, «Булат», 1999 год — 623 страницы. Тираж 10 000 экземпляров; Житие священноисповедника Романа (Медведя; 1874—1937) / Фонд «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви»; сост. Дамаскин. — Тверь : ООО «Издательский дом „Булат“», 2000. — 76 страниц : иллюстрации. ; 20 см. — ISBN 5-8109-0008-9; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 4. Тверь, «Булат», 2000. — 479 страниц. Тираж 10 000 экземпляров; Житие священномученика Петра (Зверева; 1878—1929), архиепископа Воронежского / игум. Дамаскин. — Тверь : Фонд памяти мучеников и исповедников Русской православной церкви, 2001. — 63 страницы; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 5. Тверь, «Булат», 2001. — 480 страниц. Тираж 15 000 экземпляров; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним / ред. (Орловский), иеромонах Дамаскин (Орловский). Книга 6. — Тверь : Издательский дом «Булат», 2002. — 479 страниц. Тираж 10 000 экземпляров; Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним / редактор Дамаскин. Книга 7. — Тверь : Издательский дом «Булат», 2002. — 541 страница; Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии: январь-май / игумен Дамаскин ; общая редакция митрополит Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2002. — 285 страниц; Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: июнь-август / общая редакция митрополит Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2003. — 285 страниц ; 22 см. — Б. ц.; Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: сентябрь-октябрь / общая редакция митрополит Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2003. — 235 страниц ; 22 см. — ISBN 5-902112-20-6; Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии : ноябрь / общая редакция митрополит Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2004. — 334 страницы ; 22 см. — ISBN 5-902112-23-0 : Б. ц.; Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии : декабрь / общая редакция митрополит Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2004. — 174 страницы ; 22 см. — ISBN 5-902112-24-9; Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / редактор, составитель Дамаскин. Том 1 : Январь-декабрь: Дополнительный том / общая редакция митрополит Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 288 страниц; Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / редактор, составитель игумен Дамаскин. Том 2 : Январь — декабрь: Дополнительный том / общая редакция митрополит Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 270 страниц; Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / редактор, составитель игумен Дамаскин. Том 3 : Февраль — декабрь: Дополнительный том / общая редакция митрополит Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 285 страниц; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. Тверь, «Булат», 2005 год — 560 страниц. Тираж 8000 экземпляров; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь, «Булат», 2005 год — 504 страниц. Тираж 8000 экземпляров; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь, «Булат», 2006 год — 286 страниц. Тираж 8000 экземпляров; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. Тверь, «Булат», 2006 год — 318 страниц. Тираж 5000 экземпляров; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь, «Булат», 2007 год — 447 страниц. Тираж 5000 экземпляров; Оптина Пустынь : годы гонений : жития новомучеников и исповедников / составитель : игумен Дамаскин (Орловский). — Козельск : Свято.-Введ. Оптина Пустынь, 2007. — 250 страниц; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь, «Булат», 2008 год — 711 страниц. Тираж 5000 экземпляров; Татиана (Гримблит; мц.). Мне бы жизнь за Тебя положить: стихотворения / мц. Татиана; автор предисловия, ответственный исполнитель Дамаскин. — Реутов : Храм Казанской иконы Божией Матери, 2008. — (Духовное наследие Русской православной церкви); Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни: письма преподобномученика Рафаила / составитель : игумен Дамаскин. — Оптина пустынь : Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. — 494 страницы. ; 22 см. — (Приложение к журналу «Православный летописец Санкт-Петербурга»); Соловецкие новомученики / составил игумен Дамаскин (Орловский). — Соловки; Москва: Издательство Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 2009. — 443 страницы; Епископ Гермоген (Долганев). — Москва, Институт российской истории Российской Академии Наук, 2010; 400 страниц. Тираж 1000 экземпляров; Преподобный Никон исповедник. Серия: Жития Оптинских Святых. 400 страниц. ISBN 978-5-86594-188-0 Тираж: 5 000 экземпляров Оптина Пустынь, 2014; Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. — 648 страниц: иллюстрации; Насельники монастырей Московской епархии первой четверти XX столетия (с диском). Издательство «Булат», город Тверь, 2015 г. Тираж: 1 000 экземпляров ISBN 978-5-9905640-2-2; Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 1. Тверь, «Булат», 2016 год — 528 страниц. Тираж 3000 экземпляров; Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 2. Тверь, «Булат», 2016 год — 496 страниц. Тираж 3000 экземпляров; Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», Москва, 2017 г. — 640 страниц. Тираж 3000 экземпляров; Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь, Козельск. 2017. — 232 страниц. Тираж: 3000 экземпляров ISBN 978-5-86594-235-1.
Статьи, доклады и предисловия: Свидетель истины // «Журнал Московской Патриархии». Москва, 1990. № 12. страницы 31-34; Епископ Кинешемский Василий — исповедник веры // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1991. № 10. страницы 30-34; Я теперь не умру… (последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1993. № 1. страниц. 20-31; Мученики московские // «Московский журнал». 1994. № 1. страниц. 34-40; Weg und Schicksal des Patriarchatsverwesers Petr / Sonderdruck aus Kirche im Osten. Vandenhoeck & Ruprecht in Gottingen. Band 37. 1994. страницы 62-84; Ярославский митрополит Агафангел // Культура. Образование. Православие.: Сб. материалов региональной научно-практической конференции. — Ярославль, 1996; Святая Русь: Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917—1997) // Цыпин В., протоиерей История Русской Церкви. Книга девятая: 1917—1997. Москва, 1997. страницы 674—687. (в соавторстве с игуменом Андроником (Трубачёвым)); Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви / Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Москва, 1998; Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1998. № 6. страниц. 27-41 (начало); № 7. страниц. 23-43. (продолжение); Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Том. Специальный том. — страницы 179-189. — 656 страниц — 40 000 экземпляров — ISBN 5-89572-005-6; Житие архимандрита Сергия (Сребрянского) // Журнал Московской Патриархии. 1999. № 3. страницы 39-55; Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, + 1932), священноисповедника // «Исторический вестник». Москва, 1999. № 2. страницы 101—113; История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // 200-летию Рождества Христова посвящается / Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2001. страницы 78-112; Споры о судьбах России : Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа» [Текст] : [монография] / Б.П.Балуев; [автор предисловия Дамаскин (Орловский); художник Н.Новиков]. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Тверь : Булат, 2001. — 416 страниц ; 22 см. — Именной указатель: страницы 408—414 ; Примечания: страницы 406—407. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8109-0017-8; Память праведных будет вечная. Доклад на конференции «Воплощенные идеалы России в судьбах подвижников благочестия» // сайт Союза писателей России, 20.04.2002; Настоящая русская война // pravoslavie.ru, 6 мая 2006; Русская Православная Церковь в 1922—1965 годах (по документам Архива Президента Российской Федерации) // Церковь в истории России / Российская Академия Наук. Институт Российской истории. Сборник 7. Москва, 2007. страницы 348—387; Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // fond.ru, 21 марта 2008; «На сем камне Я создам Церковь Мою» // «Фома». — № 10(66) — октябрь 2008. — страницы 36-37; Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников российских // сайт Московской областной епархии, февраль 2009; Жизнеописание священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского // Церковь в истории России. Сборник 8. Москва: Институт российской истории Российской Академии Наук, 2009. страницы 213—265; «Жатвы много, а делателей мало…»: архивные источники агиографических исследований биографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) // Отечественные архивы. 2009. № 4. страницы 92-100; Историко-церковные исследования житий святых мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия // Вестник архивиста. 2009. № 3. страницы 38-49; Архивные документы о кризисе синодального управления РПЦ 1907—1908 гг. // Отечественные архивы. 2010. № 4. страницы 38-49; Церковно-государственные отношения и вопросы канонизации святых Русской Православной Церкви в постсоветский период российской истории // Вестник архивиста. 2011. № 4. страницы 122—129; «Жатвы много, а делателей мало…» // polit.ru, 15 октября 2009; Почему Русская Православная Церковь прославила архиепископа и врача Луку (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) и адмирала Федора Федоровича Ушакова // fond.ru, 12 июня 2010; Дела по обвинению духовенства и верующих Московской епархии в архивном фонде УКГБ по городу Москве и Московской области // Отечественные архивы. 2012. № 1. страницы 67-73; Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской православной церкви // История государства и права. 2012. № 14. страницы 12-16; Методологические аспекты церковно-исторических исследований на современном этапе // Вестник архивиста. 2012. № 2. страницы 137—145; «Справедливость требует, чтобы мне дана была свобода». Документы из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова. 1918 г. // Исторический архив. 2012. № 4. страницы 175—190; Феномен личности новомученика ХХ столетия. Психолого-религиозный дискурс // Развитие личности. 2012. № 4. страницы 126—146; Судебно-следственное дело иеромонаха Макария (Телегина) как источник персональной информации. 1922 г. // Вестник архивиста. 2012. № 4. страницы 231—240; Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников российских // fond.ru, 24 января 2012; Феномен личности новомученика XX столетия. Психолого-религиозныий дискурс / Phenomenon of new martyr’s personality in the XX-th century. Psychological and religious discourse // Развитие личности № 4 / 2012, страницы 126—146; «Справедливость требует, чтобы мне дана была свобода». Документы из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова : 1918 г. / публикации подготовил В. А. Орловский // Исторический архив. — 2012. — № 4. — страницы 175—190; Шуйское дело. Из пулемета по верующим // «Фома» № 5, 2012; Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской Православной Церкви // «История государства и права». 2012, № 14. — страницы 12-16; «Никому и никогда намеренно не сделал зла». Из судебно-следственного дела протоиерея Евфимия Горячего : 1929 г. / публикации подготовил В.А.Орловский (игумен Дамаскин) // Исторический архив. — 2013. — № 3. — страницы 81-91; Роль архиепископа Илариона (Троицкого; 1886—1929) во взаимоотношениях церкви и власти в 1920-е гг. // История государства и права. 2013. № 11. страницы 17-23; Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви // fond.ru, 27 января 2015; Святые, чтимые молебнами и торжественными Литургиями. Порядок канонизации святых в Русской Православной Церкви // ЖМП, № 7 июль 2015; Игумен Дамаскин (Орловский): «История возникновения, проблемы и формирование епархиальных соборов святых» // «Русское воскресение», 2 февраля 2016; Проблематика канонизаций местночтимых новомучеников в Русской Православной Церкви Заграницей // «Вестник архивиста», 10 марта 2016; Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый // patriarchia.ru, 17 июня 2016; Изучение материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написание житий новомучеников и использование их в образовательном процессе // fond.ru, 12 мая 2017.
Интервью: «Видеть людей в церкви — это всегдашняя Пасха…» // «Новая Европа». 1997 г.,№10; Главное событие в истории Русской Церкви Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским) // «Русское воскресение», 2000; На пасху русской православной церкви. Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // «Русское воскресение», 2000; Свидетельство о жизни Интервью с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // pravoslavie.ru, 7 мая 2003; Житие и жизнь. Разговор о специфике житийной литературы мы начинаем с беседы с одним из современных составителей жизнеописаний святых — игуменом Дамаскином (Орловским) // «Нескучный сад», 29 апреля 2005; «Что может быть человеку дороже присутствия Божия?!» // «Русская линия», 7 ноября 2006; Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // «Церковный вестник», 14 февраля 2007; Открывающие небо // «Фома», № 10 (54) октября 2007; Молитвенники о нашем спасении… // «Покров», № 1 (481), 2011, страницы 15-17; Истина в деталях. О работе комиссии по канонизации в подробностях // Журнал Московского Патриархии, № 12 декабря 2011; Игумен Дамаскин (Орловский): 1937 — год свидетельства о Христе // «Татьянин день», 8 августа 2012; Игумен Дамаскин (Орловский): Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия // «Православие и мир» 28 января 2013; Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению памяти пострадавших за веру // Журнал Московского Патриархии, № 2 февраль 2013; Почему новомучеников почитают меньше древних святых? (видео) // «Русская народная линия», 10 февраля 2015; Христиане не по имени, но по святости жизни // pokrov.pro, 26 сентября 2016; «Я почёл своим церковным долгом собрать сведения о мучениках…» Интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете «Звенигородские ведомости» от 13 мая 2017 года; «Я опрашивал свидетелей». Отец Дамаскин — о загадке обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Калининского и Кашинского // «Караван», № 51 (1132) от 27 декабря 2017

1949
Владимир Владимирович Кучеренко
художник-пейзажист. Родился в Севастополе Рисовать Владимир начал с детства. Сначала это были обои дома, потом тетради в школе. Учился в Московском Народном Государственном Университете имени Н.К.Крупской на отделении станковой живописи. В 2000 году вступил в Национальный союз художников Украины, в котором и состоит по сей день. Постоянный участник городских и Всеукраинских выставок. Начинал работать цеховым художником, потом пробовал себя в рекламном рисовании и впоследствии пришёл в живопись. Сейчас его можно назвать художником пейзажистом, так как почти вся его деятельность связана с пейзажем. Он любит крымский и российский пейзаж. Портреты Владимир Владимирович не пишет принципиально. «Кучеренко тот художник, который не работает с натуры, а работает в мастерской. Он свои вещи создаёт. Настоящий художник должен создавать. Я это больше ценю, чем художник, который вышел на натуру и удачно или не очень удачно списал пейзаж. А тут — я и холст. Он — гордость нашей организации», — сказал как-то И.М.Грищенко, председатель НСХУ в Севастополе с 2010 года.

1949
Айра Ньюборн (Ira Newborn)
американский композитор и актёр, больше известный по написанию саундтреков к фильмам. Родился в Нью-Йорке, США. Самые известные его работы — это музыка к таким фильмам как «16 свечей», «Ох уж эта наука», «Феррис Бьюллер берёт выходной», «Самолётом, поездом и автомобилем», «Братья Блюз», «Лоботрясы», «В ночи» и «Эйс Вентура: Розыск домашних животных». Помимо написания музыки Айра Ньборн также снимался в нескольких фильмах в качестве актёра, к таковым можно отнести, например, фильм «Ксанаду», где он сыграл роль лидера музыкальной группы. Если учесть, что фильмы его послужного списка очень часто становились блокбастерами, можно дать этому человеку статус культового. Самая важная его работа, принёсшая ему известность и уважение — это саундтреки к серии кинокомедий о американской полиции «Голый пистолет». Ньюборн — достаточно разносторонний человек, в музыкальной индустрии он опробовал почти все сферы деятельности: работа на концертах, аранжировка рекламных роликов, постановка мюзиклов на Бродвее, сведение дисков на звукозаписывающих студиях, дирижёрство. Ему приходилось работать с такими известными музыкантами, как Рэй Чарльз, Дайана Росс, Билли Джоэл и «The Pointer Sisters». Айра Ньюборн является профессором Нью-Йоркского университета, в 1972 году он получил степень бакалавра. На его творчество оказали влияние многие другие музыканты прошлого, начиная с Иоганна Себастьяна Баха с Джеймсом Брауном и заканчивая Битлами. Свою музыкальную карьеру он начинал в качестве гитариста, в молодости переиграл во многих музыкальных коллективах, пока не стал директором вокальной группы «The Manhattan Transfer».

1949
Жозе Мануэл Рамуш-Орта (португальское имя — José Manuel Ramos-Horta)
второй с момента провозглашения независимости страны президент Восточного Тимора. Занимал должность президента с 20 мая 2007 года, после победы на президентских выборах. Кавалер Ордена Свободы. Один из основателей ФРЕТИЛИН, активный борец за независимость Восточного Тимора от Индонезии. С начала 1970-х в движении за независимость Восточного Тимора. Во время индонезийской оккупации Восточного Тимора занимал должность «министра иностранных дел в изгнании» (1975—1979). В 1988 году вышел из движения ФРЕТИЛИН и продолжил деятельность как независимый политик. После получения Восточным Тимором независимости в 2002 году стал министром иностранных дел нового государства. После Восточно-тиморского кризиса в 2006—2007 — премьер-министр Восточного Тимора. 11 февраля 2008 года был ранен в результате покушения, организованного экстремистской организацией боевиков Восточного Тимора. Родился в Дили, столице Восточного Тимора. По происхождению — метис, его мать была тиморкой, а отец — португальцем, отправленным в ссылку во время диктатуры Салазара. У Рамуш-Орта было 11 братьев и сестер, 4 из которых были убиты индонезийскими военными. Он получил образование в католической миссии в небольшом поселении Соибада, после индонезийской оккупации выбранном ФРЕТИЛИН в качестве штаб-квартиры. Жозе Рамуш-Ошта изучал международное право в Академии международного права в 1983 году. Окончил Антиохийский колледж в Йеллоу-Спрингс, штат Огайо, где получил степень магистра (1984). Также изучал международное право и права человека в Международном институте по правам человека в Страсбурге (1983). Окончил аспирантуру по специальности «Внешняя политика США» в Колумбийском университете в Нью-Йорке (1983). Он является старшим ассоциированным членом университета Оксфордского колледжа Святого Антония, (1987) и свободно говорит на пяти языках: португальском, английском, французском, испанском и наиболее распространённом в Восточном Тиморе тетуме. Состоит в разводе с Ана Пессоа Пинто, бывшим министром Восточного Тимора, от которой у него есть сын, Лоро Орта, родившийся в изгнании в Мозамбике. Роза Мария Рамуш-Орта — младшая сестра Жозе Рамуш-Орты — была замужем за Жуаном Каррашсаланом, одним из основателей консервативного Тиморского демократического союза, политически противостоящего ФРЕТИЛИН. Он принимал активное участие в развитии политического сознания в португальском Тиморе, в результате чего был отправлен в ссылку на два года (1970-1971) в португальскую Восточную Африку. Его дед, до него, также был отправлен в ссылку из Португалии на Азорские острова, затем на Кабо-Верде, португальскую Гвинею и, наконец, португальский Тимор. Умеренный во взглядах в развивающемся руководстве, он был назначен министром иностранных дел в правительстве Демократической Республики Восточный Тимор, провозгласившей независимость в ноябре 1975 года. Когда назначенному министру Рамуш-Орта было всего 25 лет, он покинул Восточный Тимор за три дня до вторжения индонезийских войск и начал отстаивать интересы Тимора в ООН. Рамуш-Орта прибыл в Нью-Йорк для апелляции к Совету Безопасности ООН и призыва к действию в условиях индонезийской оккупации, в ходе которой, по разным оценкам, могло погибнуть около 102 000 жителей Восточного Тимора. Рамуш-Орта был постоянным представителем ФРЕТИЛИН в ООН в течение следующих десяти лет. Его друзья в то время отмечали, что он прибыл в США с двадцатью пятью долларами в кармане. Ему часто не хватало денег в этот период; он выжил благодаря милости американцев, которые восхищались его политикой и его решимостью. Кроме того, он был вынужден путешествовать по всему миру, чтобы объяснить позицию своей партии. В 1993 году премия Рафто была присуждена народу Восточного Тимора. Министр иностранных дел в изгнании Жозе Рамуш-Орта представлял свою нацию на церемонии вручения. В мае 1994 года президент Филиппин Фидель Рамос, поддавшись давлению со стороны Джакарты, пытался запретить международную конференцию по Восточному Тимору в Маниле, включив Рамуш-Орта в чёрный список, а правительство Таиланда в том же году объявило его персоной нон грата. В декабре 1996 года вместе с епископом Карлушем Белу получил Нобелевскую премию мира. Нобелевский комитет выбрал этих двух лауреатов за «неустанные усилия против угнетения малых народов», надеясь, что «эта награда будет стимулировать усилия по поиску дипломатического решения конфликта в Восточном Тиморе на основе права народов на самоопределение». Комитет назвал Рамуш-Орта «ведущим международным представителем Восточного Тимора с 1975 года». Рамуш-Орта играет ведущую роль в переговорах по институциональной основе независимости. Он возглавлял делегацию Тимора в важном совместном семинаре с Временной администрацией ООН в Восточном Тиморе (UNTAET) 1 марта 2000 года, где была выработана новая стратегия и определены институциональные потребности. В результате был выработан план совместного управления с исполнительной властью, в том числе с лидерами Национального конгресса по реконструкции Тимора (CNRT). Более подробная стратегия была выработана на конференции в мае 2000 года. Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Восточном Тиморе, Сержио Виейра де Мелло, представил новый проект на донорской конференции в Лиссабоне 22 июня 2000 года, и в Совете Безопасности ООН 27 июня 2000 года. 12 июля 2000 года было принято постановление о создании переходного правительства, состоящего из четырёх представителей Восточного Тимора и четырёх представителей UNTAET. Обновленное объединённое правительство успешно заложило институциональные основы независимости, а 27 сентября 2002 года Восточный Тимор присоединился к Организации Объединенных Наций. Рамуш-Орта был его первым министром иностранных дел. 3 июня 2006 года Рамуш-Орта в результате отставки предыдущего министра стал и. о. министра обороны. 25 июня 2006 года он ушёл в отставку как с поста министра иностранных дел, так и с поста министра обороны, объявив: «Я не хочу быть связан с нынешним правительством или с любым правительством, с участием Алкатири». На премьер-министра Алкатири оказывалось давление, чтобы он отдал свою должность президенту Шанана Гусман, но на съезде 25 июня руководители партии ФРЕТИЛИН решили оставить Алкатири на посту премьер-министра; Рамуш-Орта подал в отставку сразу же после этого решения. Министр иностранных дел Австралии Александр Доунер выразил своё личное разочарование по поводу отставки Рамуш-Орта. После отставки Алкатири 26 июня, Рамуш-Орта отозвал своё заявление об отставке, получил должность премьер-министра и оставался на ней до тех пор, пока не был назван преемник Алкатири. 8 июля 2006 года президент Гусман официально назначил Рамуш-Орта премьер-министром. До назначения премьер-министром, Рамуш-Орта считался возможным кандидатом на роль преемника Кофи Аннана, Генерального секретаря ООН. Он выбыл из гонки, чтобы занять должность премьер-министра Восточного Тимора, но показал, что может баллотироваться на должность в ООН в будущем: «Я могу подождать пять лет, если я действительно буду заинтересован в работе в 2012 году, меня бы это заинтересовало». В интервью Аль-Джазире 22 февраля 2007 года Рамуш-Орта сказал, что будет участвовать в апреле в президентских выборах. 25 февраля 2007 года Рамуш-Орта выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Он получил поддержку президента Гусмана, который решил не переизбираться на новый срок. В первом туре выборов, состоявшихся 9 апреля, Рамуш-Орта по итогам голосования получил второе место с 21,81 % голосов. Вместе с кандидатом от партии ФРЕТИЛИН, Франсиско Гутерресом, занявшим первое место в первом туре, он принял участие во втором туре выборов в мае 2007 года. Окончательные результаты выборов были оглашены 11 мая 2007 года. Жозе Рамуш-Орта победил с 69 % голосов. Инаугурация на пост Президента Восточного Тимора прошла 20 мая 2007 года в здании парламента в Дили. Жозе Рамуш-Орта оставил пост премьер-министра за день до инаугурации. Пост премьер-министра занял Эстанислау да Силва. В первом туре президентских выборов 2012 года, состоявшемся 17 марта, Рамуш-Орта, имевший право избираться на второй срок, занял третье место с 19,43 % голосов. Его соперники — Франсиско Гутеррес и Таур Матан Руак — набрали 27,28 % голосов и 24,17 % голосов соответственно. Жозе Рамуш-Орта признал своё поражение, и его президентский срок закончился 19 мая 2012 года, с инаугурацией следующего Президента Восточного Тимора. 11 февраля 2008 года был тяжело ранен в живот в результате покушения, организованного экстремистской организацией боевиков Восточного Тимора. При покушении один из охранников Рамуш-Орта был ранен, а лидер боевиков, Альфреду Рейнаду, погиб. После покушения Рамуш-Ошта был доставлен на австралийскую военную базу в Дили, впоследствии был переправлен в Королевский госпиталь Дарвина в Австралии. Врачи констатировали 2-3 ранения, особенно сильно было задето правое лёгкое. Его состояние оценивалось как тяжёлое, но стабильное. Был переведён в состояние искусственной комы для поддержания жизненных функций организма. Выведен из этого состояния 21 февраля. 12 марта было опубликовано сообщение от Рамуш-Орта, всё ещё находящемся на реабилитации в Дарвине. В этом послании он поблагодарил своих сторонников и Австралию, и сказал, что о нём «очень хорошо заботились». Пресс-секретарь сообщил, что состояние Рамуш-Орта улучшается, и что он начал совершать короткие ежедневные прогулки. Рамуш-Орта был выписан из госпиталя 19 марта, но остался в Австралии для прохождения курса физиотерапии «ещё на несколько недель». Описывая отправку в госпиталь, он сказал, что постоянно оставался в сознании после покушения и «помнит все подробности». 17 апреля Жозе Рамуш-Ошта вернулся в Восточный Тимор и дал пресс-конференцию в аэропорту сразу после возвращения, в которой призвал оставшихся в горах повстанцев сложить оружие.
Рамуш-Орта и чета Обама
Рамуш-Орта вместе с другими нобелевскими лауреатами часто выступает на конференциях «Peacejam». Председатель сепаратистской организации Индии — ОФОА, Арабинда Райкхова сказал, что Рамуш-Орта выступает в качестве основной силы ОФОА, оказывающей воздействие на международных форумах. С 2000 года он занимал пост председателя Консультативного совета в TheCommunity.com — веб-сайте, посвящённом миру и защите прав человека. В 2001 году он собрал на веб-сайте заявления 28 лауреатов Нобелевской премии мира относительно событий 11 сентября в США и возглавил другие мирные инициативы со своими коллегами — лауреатами Нобелевской премии. Рамуш-Орта поддержал американское вторжение и оккупацию Ирака и осудил антиамериканизм критиков вторжения как «лицемерие». В 1990-х он поддерживал курдов в Ираке.
Жозе Рамуш-Орта в 2009 году
В мае 2009 года Рамуш-Орта заявил, что будет просить Международный уголовный суд расследовать действия правящей хунты в Бирме (Мьянме), если они продолжат содержание под арестом лауреата Нобелевской премии Аун Сан Су Чжи. Однако к августу 2010 года, он смягчил свои взгляды по Мьянме, тепло принял министра иностранных дел Мьянмы Нан Виня, и сказал, что хочет улучшить отношения и установить прочные коммерческие связи с Мьянмой. 5 августа 2009 года он присутствовал на похоронах покойного экс-президента Филиппин Корасон Акино. Он был единственным иностранным главой государства, принявшем участие в мероприятии. 29 сентября 2009 года он выступил c лекцией в престижном Центре развития и предпринимательства Массачусетского технологического института. 30 июня 2010 года он принял участие в инаугурации Бенигно Акино III, 15-го президента Филиппин. Он был единственным главой государства, присутствовавшем на инаугурации. Рамуш-Орта является близким другом семьи Акино. В 2016 году подписал открытое письмо нобелевских лауреатов с призывом к Greenpeace, Организации Объединенных Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО). В декабре 1996 года вместе с епископом Карлушем Белу получил Нобелевскую премию мира. Оба лауреата были награждены в 1996 году португальским орденом Свободы, став кавалерами Большого Креста. В 2000 году вышел документальный фильм «Дипломат» (The Diplomat), режиссёра Тома Зубрицки, показавший Рамуш-Орта в период с 1998 года до возвращения в Восточный Тимор в 2000 году. В 2009 году Рамуш-Орта сыграл Оскар Айзек в фильме «Балибо». В фильме рассказывается история группы журналистов Балибо пять и событиях, предшествовавших индонезийской оккупации Восточного Тимора.
1949
Ольга Александровна Седакова
русский поэт, прозаик, переводчик, филолог и этнограф. Кандидат филологических наук (1983), почётный доктор богословия Европейского гуманитарного университета (Минск, 2003), с 1991 года преподаёт на кафедре теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ, старший научный сотрудник Института истории и теории мировой культуры МГУ. Родилась в Москве, в семье военного инженера. В 1973 году окончила славянское отделение филологического факультета МГУ, в 1983 году — аспирантуру Института славяноведения и балканистики Акакдемии Наук СССР. Защитила кандидатскую диссертацию «Обрядовая терминология и структура обрядового текста (погребальный обряд восточных и южных славян)». Участвовала в международных конференциях в России и за рубежом, выступала с лекциями в университетах Европы и США, участвовала в международных поэтических фестивалях в Италии, Великобритании, Белоруссии, Нидерландах, ФРГ. C 1996 года является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института. Сестра — лингвист И.А.Седакова (родилась в 1955). До 1989 года в СССР как поэт не публиковалась, первая книга стихов вышла в Париже в 1986 году. Соединяющая разнообразные традиции от славянских обрядовых песен до европейского неоклассицизма XX в., лирика поэтических циклов «Дикий шиповник» (1978), «Старые песни» (1980—1981), «Китайское путешествие» (1986) и др. отмечена постоянным духовным поиском, всегдашней открытостью новому, никогда не отворачивается от жизни, какой бы тягостной и неприглядной внешне она ни была. Наиболее полные издания написанного Седаковой — двухтомник «Стихи. Проза» (Москва, 2001) и 4-томник «Стихи. Переводы. Poetica. Moralia» (Университет Дмитрия Пожарского, Москва 2010). Печатала переводы из европейской литературы, философии, богословия (Франциск Ассизский, Данте, Пьер де Ронсар, Джонн Донн, Стефан Малларме, Эмили Дикинсон, Райнер Мария Рильке, Мартин Хайдеггер, Поль Клодель, Пауль Целан, Томас Стернз Элиот, Эзра Паунд, Филипп Жакоте), статьи о творчестве Пушкина, Николая Некрасова, поэтике Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Пауля Целана и др., мемуарные заметки о Венедикте Ерофееве, Леониде Губанове, Викторе Кривулине, Иосифе Бродском, Сергее Аверинцеве, Владимире Бибихине, Михаиле Гаспарове, Геннадии Айги. Лауреат литературных премий: Премия Андрея Белого (1983); Парижская премия русскому поэту (1991); Премия Альфреда Тёпфера (1994); Европейская премия за поэзию (Рим, 1995); «Христианские корни Европы», премия имени Владимира Соловьёва (Ватикан, 1998); Премия Александра Солженицына (2003) — «за отважное устремление простым лирическим словом передать таинственность бытия; за тонкость и глубину филологических и религиозно-философских эссе»; Премия Данте Алигьери (2011); Премия Мастер гильдии Мастера литературного перевода (2011); Премия Глобус журнала Знамя и Всероссийской государственной библиотеки имени М.И.Рудомино (2011). Лирика и эссе переведены на большинство европейских языков, на иврит и китайский. На тексты Седаковой писали музыку Александр Вустин, Пётр Старчик, Валентин Сильвестров, Виктория Полевая, Виктор Копытько, Татьяна Алёшина и др. Основные издания: Ворота, окна, арки. — Париж: YMCA-Press, 1986; Китайское путешествие. Стелы и надписи. Старые песни. — Москва: Carte Blanche, 1991; The Silk of Time. Шёлк времени. Bilingual Selected Poems. Keele: Ryburn Publihing, Keele Univ. Press, 1994. Ed. and introduced by Valentina Polukhina; Стихи. — Москва: Гнозис, Carte Blanche, 1994; The Wild Rose. London: Approach Publishers, 1997. (Bilingual). Transl. Richard McKane; Старые песни Jerusalem: Carmel Publishing House, 1997. Transl. Hamutal Bar Josef; Reise nach Bryansk. Wien: Folio Verlag, 2000. Transl. Erich Klein and Valeria Jager; Eloge de la Poésie. Paris: L’Age d’Homme, 2001. Transl. Gislaine Bardet; Стихи. Проза. Собрание сочинений в 2 томах — Москва: N.F.Q./Ту Принт, 2001; Китайское путешествие. Москва: Грааль, 2002; Старые песни. Москва: Локус-пресс, 2003; Poems and Elegies. Bucknell: Bucknell Univ. Press, 2003. Transl. Slava Yastremsky, Michael Nydan, Catriona Kelly, and others; Kinesisk Rejse og andre digte. Copenhagen: Borgens, 2004. Transl. Mette Dalsgaard; Le Voyage en Chine et autres poèmes. Paris: Caractères, 2004. Transl. Léon Robel, Marie-Noëlle Pane; Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и южных славян. — Москва: Индрик, 2004; Церковнославянско-русские паронимы. Материалы к словарю. Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005; Путешествие волхвов. Избранное. 2-е издание исправленное и дополненное — Москва: Русский путь, 2005. ISBN 5-85887-211-5; Le voyage à Tartu. Paris: Clémence Hiver, 2005. Transl. Philippe Arjakovsky; 2 путешествия. — Москва: Логос, Степной ветер, 2005; Премия Андрея Белого, 1978—2004: Антология. Москва: Новое литературное обозрение, 2005, страницы 156-171; Церковно-русские паронимы. Материалы к словарю. Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005; Посредственность как социальная опасность. Архангельск, 2006; переиздано в сборнике: Посредственность как социальная опасность. — Москва: Магистр, 2011. — 112 страниц. — (Серия «Современная русская философия»; № 6); Апология разума. Москва: МГИУ, 2009 («Современная русская философия»); Стихи. Переводы. Poetica. Moralia. Собрание сочинений в 4 томах — Москва: Университет Дмитрия Пожарского, 2010; Апология разума. — Москва: Русский путь, 2011; Сад мирозданья. — Москва: Арт-Волхонка, 2014; Мариины слезы. К поэтике литургических песнопений. — К.: Дух і літера, 2017; Стихотворения шаги. Избранные стихи. — Москва: Арт Волхонка, 2017. — 336 страниц. ISBN 978-5-906848-28-4.
Литература: Бибихин В.В. Новое русское слово // Литературное обозрение, 1994, № 9/10, страницы 104—106; Копелиович М. Явление Седаковой // Знамя, № 8, 1996, страницы 205—213; Перепелкин М.А. Творчество Ольги Седаковой в контексте русской поэтической культуры : Смерть и бессмертие в парадигме традиции : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук : 10.01.01. - Самара, 2000. - 276 страниц; Подрезова Н.Н. Концепция человека в поэзии О. Седаковой : Антропологический аспект : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук : 10.01.01. - Иркутск, 2003. - 200 страниц; Аверинцев С.С. «…Уже небо, а не озеро…»: риск и вызов метафизической поэзии // Седакова О. Стихи. Москва: N.F.Q./Ту Принт, 2001, страницы 5—13; «Поступок — это шаг по вертикали». Материалы о жизни и творчестве поэта и мыслителя О.А.Седаковой. Архангельск: Заостровский Свято-Сретенский приход, 2004 (включает наиболее полную библиографию, составленную автором); Медведева Н.Г. «Муза утраты очертаний»: «память жанра» и метаморфозы традиции в творчестве И.Бродского и О.Седаковой. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006; Медведева Н.Г. «Тайные стихи» Ольги Седаковой. — Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2013. — 268 страниц; Ермолин Е. Мультиверс. Литературный дневник. Опыты и пробы актуальной словесности. Москва: Совпадение, 2017. — ISBN 978-5-9909157-0-1. Страницы 153-163.
1951
Пол Энтони Куинн (Paul Anthony Quinn)
гитарист и один из основателей английской рок-группы «Saxon». Помимо Питера Байфорда, Куинн является единственным участником оригинального состава группы «Saxon». Он участвовал в создании всех релизов группы. Куинн также пишет песни, и часто является соавтором текстов песен «Saxon».